Из истории врачевания растениями в ароматерапии

История Ароматерапии.

История Ароматерапии. Как появилась наука Ароматерапия. Древняя Ароматерапия. Врач Авиценна. Рене Морис Гатефоссе. Современная Ароматерапия.

Ароматерапия — старинный метод врачевания натуральными средствами, который появился около 5000 лет назад. Эфирные масла знакомы человечеству с древнейших времен.

Ни для кого не секрет, что растительный мир появился на нашей планете задолго до появления на ней человека. На протяжении миллионов лет растения рождались и умирали, боролись с испепеляющим солнцем и обжигающим холодом, испытывали на себе воздействие радиации и электромагнитных бурь, приспосабливались к окружающей среде и воевали с вирусами. Растения победили в этой битве за жизнь, они приобрели огромный опыт борьбы за жизнь.

Тем самым растения как бы подготовили благоприятную почву для появления на Земле человека. Они взяли его под свою защиту, передали ему весь свой опыт выживания, тем самым помогли человеку выжить. Длительный совместный путь людей и растений привел к тому, что за тысячелетия человек сумел выявить наиболее опасные растения, найти самые полезные и получить знания о том, как их использовать.

А началось все с того…что

Пещерный человек поклонялся огню и дыму. При сжигании веток различных деревьев и кустарников внимание людей привлекали запахи, одни из которых веселили их, другие расслабляли или помогали больным. Стали появляться знатоки целебного дыма, колдуны, знахари, шаманы. Постепенно люди познавали целебные свойства растений и их ароматов, по крупицам накапливая новые знания и передавая их из поколения в поколение.

В период неолита люди уже научились получать оливковое масло, используя его для пищи, а затем для изготовления ароматического масла, которое они применяли для защиты кожи от солнечных лучей, для ухода за телом, натираний. Ароматические травы использовались для приготовления пищи, напитков.

Первое упоминание о процессе дистилляции, получении эфирных масел восходит к временам хараппской культуры (возникла на территории полуострова Индостан, современный Пакистан): археологами обнаружен город, насчитывающий 5 000 лет, в котором найдены сосуды для дистилляции. Преемницей хараппской культуры является ведийская медицина, затем тибетская и китайская. Хараппская культура применяла эфирные масла на 1 000 лет раньше Египта. Египтяне же развили индустрию получения эфирных масел. Письменность хараппской культуры не расшифрована до сих пор.

При раскопках древнего Египта, Индии, Аравии, Китая, Греции и Рима многочисленные письменные источники содержат указания по получению и использованию ароматических веществ.

В папирусах Древнего Египта записано, что Имхотеп — египетский бог врачевания и целительства — советует добавлять ароматические масла в воду при купании, втирать в кожу при массаже, а также использовать их для бальзамирования умерших. Древние египтяне даже изобрели примитивный дистилляционный аппарат для получения неочищенного экстракта масла кедрового дерева.

Древний Египет был поистине великой цивилизацией в использовании и развитии ароматерапии. Ароматы нашли широкое применение в повседневной жизни древних египтян. Их использовали для дезинфекции воздуха в жилище и храмах, ухода за кожей тела, приготовления ароматических ванн, ароматизации белья, их добавляли в пищу и вино. Египетские жрецы использовали эфирные масла не только при бальзамировании фараонов, как сказано в папирусах, но и лечили ими психические заболевания.

Египетская царица Клеопатра умащала ароматами паруса своей лодки, и когда она плыла по Нилу, люди думали, что плывет богиня. При совершении важных государственных мероприятий курили ладан, запах которого «открывает» душу. В пирамидах обнаружили мази, баночки с косметикой и бутылочки с маслом, с все еще ощутимым запахом ладана и бензоя.

Древние греки также изучали целительные силы растений, причем большая часть их медицинских познаний была заимствована у египтян. Они открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут: возбуждать, освежать, расслаблять, усыплять.

Греческие воины, идя на битву, брали с собой мазь, приготовленную из мирры, эта мазь применялась для обработки ран. Гиппократ, широко известный как «отец медицины», практиковал окуривание благовониями, что имело как лечебный, так и эстетический эффект. Чтобы изгнать из Афин чуму, он использовал ароматические ванны и массаж с применением ароматических масел, а также окуривание. Эфирные масла славились не только своим стойким успокаивающим ароматом, но и противовоспалительными свойствами и волшебным свойством исцелять раны. Древнегреческие олимпийцы для увеличения сил и выносливости в большом количестве применяли душистые вещества. Согласно историческим данным во II веке до нашей эры. Южная Аравия вывозила в Грецию и Рим около 4000 тонн ароматических веществ в год. На Востоке розовое масло ценилось дороже золота, так как его широко применяли не только в косметических целях, но также от бессонницы, головной боли, при заболеваниях дыхательных путей, камнях в почках и желчном пузыре.

Римляне создали процветающую парфюмерную промышленность. Они умащали эфирными маслами свои волосы, одежды, тела, постели, даже военные флаги и стены своих домов. Излюбленными в применении были розы, из которых готовили розовую воду в огромных количествах. Лепестками роз, слоями в несколько дюймов, устилали полы дворцов. Потребление ароматических растений в Риме было настолько распространено, что вышел закон, запрещающий простым гражданам использовать эфирные масла корицы, ладана, лавра и можжевельника.

Начало более глубокого изучения эфирных масел с химической точки зрения положили в античные времена арабы. Именно они первыми начали экстрагировать розовое масло, которое ценилось выше, чем золото.

Знаменитейший арабский врач Абу Али ибн Сина (980-1037), более известный как Авиценна, оставил после себя научные труды, в которых описал более 800 растений и их действие на человеческий организм. Ему приписывают изобретение процесса перегонки эфирных масел.

В Австралии, аборигены использовали листья «чайного дерева». Они были очень хорошо осведомлены об удивительных лечебных свойствах этого растения, произраставшего в болотистых районах их родины. Для использования этих свойств измельченные листья толстым слоем накладывали на рану и покрывали теплым илом. Таким образом обрабатывались порезы, раны и все типы кожных инфекций.

В Индии при строительстве храмов, например, в раствор добавляли, согласно тайным рецептам, эфирные масла, что не только способствовало дезинфекции воздуха в помещении, но и создавало атмосферу прохлады, располагая к покою, раздумьям и медитации.

В Китае лекарственные растения в качестве дополнения к акупунктуре использовались уже тысячи лет назад. Многие растения они использовали для «переговоров с Богами» в той или иной ситуации. Например, во время родов они жгли полынь, чтобы умилостивить дружелюбных богов и помочь матери расслабится и разрешиться.

Сандал, мирра и ладан упоминаются и в Ветхом завете. В Библии существует 188 упоминаний об эфирных маслах и растениях, из которых они экстрагированы. При строительстве храма израильтяне использовали древесину кедра, зная её чудодейственное свойство уничтожать вирусы.

К XIII столетию «ароматы Аравии» стали известны по всей Европе. Во многих европейских аптеках появились цветочные воды и эфирные масла. Знатные дамы имели специальные флакончики из драгоценных металлов или хрусталя, в которых хранилась ароматная влага. Это привело к развитию парфюмерии.

В связи с их необычными антисептическими особенностями эфирные масла были признаны отличным средством против инфекций и эпидемий. Страшные эпидемии чумы, холеры, тифа туберкулеза отступали перед эфирными маслами гвоздики, базилика, мирта, розмарина, нероли и чеснока. Средневековые парфюмеры также редко подвергались опасности в случаях эпидемий холеры и других инфекционных заболеваний. Было принято, появляясь в общественных местах, иметь шарики или маленькие букеты, ароматизированные эфирными маслами, чтобы оградить себя от заразных болезней, прежде всего от чумы. Многие препараты на основе эфирных масел, например, «Вода королевы Венгрии», созданная в 1370 году на основе розмарина, были признаны универсальными средствами против многих заболеваний.

В России эфирные масла стали известны при Петре I. Лечение запахами было традиционным. Устраивали так называемое «чепучинское сиденье». Маленькая деревянная камера (чепучина), насыщенная ароматами распаренных трав, помогала избавиться от многих болезней. Граф Воронцов во время эпидемии чумы приказывал окуривать полынью избы и скотные дворы. Благодаря этим мерам в Таврической губернии удалось остановить распространение смертельно опасной болезни. Полынь, также использовали при эпидемии холеры. Дамы, в XVII-XIX веках, брали с собой на балы флакончики с нюхательной солью, которые спасали от мигрени, насморка и угрозы обморока. Популярны были мешочки с душистой пудрой, раскладываемые в белье. Женщины из мещанского сословия очень любили герань. Считается, что ее запах создает в доме атмосферу спокойствия и уюта.

Гиппократ, Авиценна, Арнольд, Псевдо-Макр, Парацельс и другие известные врачи использовали целительную силу запахов. Тонкое действие ароматов на человеческий организм изучал основоположник гомеопатии С.Х. Ганеман.

Многое в наше время приходится снова «открывать», т.к. знания врачей древнего мира и секреты алхимиков средневековья были утрачены. Именно алхимики разработали различные способы получения эфирных масел. В «Нюрнбергской аптекарской таксе» (1454г.) был опубликован список 56 эфирных масел, который к 18-му в. насчитывал более 130 наименований.

На протяжении всей истории эфирные масла были символами богатства и преподносились в качестве ценнейших даров. Свойства ароматов считались сверхъестественными и открывались только посвященным. С исчезновением древних империй многие рецепты были утрачены, и поэтому многое приходится открывать заново.

Возрождение Ароматерапии.

Возрождение ароматерапии как науки началось в 20 веке. В 1920 году французский химик-парфюмер Рене Морис Гаттефоссе, работая в своей лаборатории, при проведении опыта получил серьезный ожог руки 3-й степени. Совершенно случайно он окунул руку в наполненную лавандовым маслом емкость, думая, что там находится вода. Каково же было его удивление, когда боль от ожога стала утихать и спустя время прекратилась. В дальнейшем, он делал повязки с лавандовым маслом. Обожженная рука зажила, и не осталось каких либо рубцов на коже. Будучи химиком, Гаттефоссе проанализировал эфирное масло лаванды и обнаружил, что оно содержит большое количество биологически активных элементов. Исследовав другие эфирные масла, он пришел к выводу, что они обладают уникальными, целебными свойствами. В 1928 году Гаттефоссе впервые применил термин ароматерапия.

Другой французский врач и ученый, Жан Валнет служил военным врачом во Французской армии, и успешно использовал эфирные масла в качестве антисептиков для лечения ран во время второй мировой войны. А по окончании ее добился больших успехов, применяя эфирные масла в борьбе с туберкулезом, диабетом, раком и другими заболеваниями. Однако через некоторое время, практически, каждый натуральный препарат заменили химией.

Сегодня ароматерапия в странах Европы и Америки переживает настоящий бум, и является одной из самых быстро развивающихся отраслей нетрадиционной медицины. В странах Западной Европы, в США, Канаде и Японии действуют сотни кабинетов ароматерапии, опубликованы десятки книг, посвященных ей, действуют научные институты и издаются журналы, посвященные этой отрасли. Даже страховые медицинские компании стали включать ароматерапию в список предоставляемых услуг. Многие компьютерные компании ввели у себя ароматическую профилактику. Специалисты утверждают, что ароматы способны уберечь людей от больших нагрузок. Несколько лет назад Ароматерапия с успехом прошла испытание в лондонском метро. Свежий воздух с добавкой лимонной эссенции специально нагоняли в вагоны метро, чтобы поднять настроение у пассажиров. Применение натуральных эфирных масел стало эталоном качества элитной косметики. В последнее время, на прилавках и в интернет-магазинах все чаще можно найти селективную парфюмерию — духи из натуральных эфирных масел. Терапевты в обычных поликлиниках стали смелее рекомендовать ингаляции с эфирным маслом от ряда заболеваний. Современные научные открытия доказали, что эфирные масла оказывают не только фармацевтическое действие, но и оказывают мощное эмоциональное воздействие на организм человека.

Быстрое развитие ароматерапии связано еще и с тем, что людям надоело употреблять фармацевтическую химию, которая порой ведет к побочным результатам, а ценность эфирных масел в их 100% природной натуральности и отсутствии каких-либо вредных ингредиентов. В отличие от «современных» препаратов эфирные масла, используемые в ароматерапии, не обладают побочными эффектами. Вместо этого они помогают достичь гармонии и здоровья, мира и спокойствия. Надеюсь, что еще каких нибудь 5-10 лет, и каждый россиянин будет уметь применять натуральные эфирные масла.

История ароматерапии. Часть 1

Ароматерапия и ее история: от Древнего Египта до Эпохи Возрождения

Сказать, что ароматерапии несколько тысячелетий, в определенной мере преувеличение: самому термину «ароматерапия» нет и сотни лет. Впервые его использовал французский химик, парфюмер и исследователь Рене-Морис Гаттефоссе в 1935 году, в названии своей рубрики в журнале “Современная парфюмерия”. А идея усовершенствовать аппарат паровой дистилляции для получения эфирных масел пришла в голову Авиценне в начале 11-го века.

И все же свойства ароматических растений известны человеку с древнейших времен. Если вернуться на минуточку к Древнему Египту и заглянуть в секреты его таинственных пирамид, там можно обнаружить бутыли с благовониями, которые через тысячи лет пронесли свой аромат. Такое открытие удалось сделать в 1922 году, когда при вскрытии гробницы Тутанхамона исследователи нашли запечатанный сосуд с ладаном и другими неизвестными компонентами.

Ароматические смолы в Древнем Египте использовались не только для мумификации и ритуалов. Ими пользовались вполне живые фараоны и состоятельные египтяне. Духи предназначались для разных целей:

  • одни расслабляли и снимали нервозность,
  • другие поднимали настроение,
  • третьи пробуждали дух воинственности,
  • четвертые использовались как афродизиаки…

Когда евреи во 2-ом веке до нашей эры покидали Египет, они прихватили с собой лекарственные растения, ценные смолы и масла. Так, многие эфирные масла можно встретить в Библейских сюжетах: аир, кассию, корицу, иссоп. И как тут не вспомнить легендарные Дары Волхвов, двумя из которых были, правильно, ладан и мирра.

Читайте также:  Ароматерапия для успокоения

«…и поднесли ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное благовонное масло)»

Аромамасличные растения в пище и медицине использовались по всему континенту, да и по всей планете. Индийская аюрведа очень трепетно относится к пище как к способу привести в порядок свой внутренний огонь и вместе с ним тело. Она опирается на сладкие, кислые, острые, горькие и вяжущие свойства пищи для восстановления баланса «дош». Доша – это определенное сочетание энергий, создающее нашу физическую, ментальную и эмоциональную сущность. Так что хорошо нам знакомые ароматные растения вроде аниса, перца, лавра, гвоздики, имбиря, куркумы и других в Индии используются в медицинских и духовных практиках вот уже тысячи лет. Они восстанавливают пищеварение, успокаивают нервы, снимают воспаление и т. д. В текстах аюрведы упоминается и ароматный масляный массаж.

Теперь переместимся чуть поближе к нам во времени и пространстве, в Древнюю Грецию.

За несколько веков до н. э. здесь, на острове Кос в восточной части Эгейского моря, родился человек, которого называют отцом медицины – Гиппократ. Он превратил целительство в науку. Гиппократ заговорил о том, что у болезней есть естественная причина, не связанная с вмешательством богов, и что именно на эту причину должно быть нацелено лечение. Он же причастен к созданию высокого морального облика врача. Поэтому его клятву, пусть измененную, традиционно до сих пор произносит каждый новый молодой врач. И вот любопытный факт: Гиппократ рекомендовал использовать эфирные масла, ежедневно принимать ванны и делать ароматерапевтический массаж.

«Лечит врач болезни, но излечивает природа» (Гиппократ)

Другой титан мира медицины, Авиценна, родился в Персии в конце 11-го века нашей эры. Ему мы благодарны за многое, в том числе за то, что он догадался усовершенствовать примитивный аппарат дистилляции. Авиценна снабдил его удлиненной охлаждающей трубкой, загнутой по спирали. Теперь дистилляция стала намного результативнее, а розовая вода, получаемая в процессе, приобрела огромную популярность. Ее вывозили в Европу и Азию, использовали в медицине и в приготовлении пищи.

В своих трудах Авиценна писал о пользе эфирных масел: ромашки, корицы, мяты, укропа. Его знания через крестоносцев потихоньку достигли обширной Римской империи. Так что эфирные масла применяли по всей Европе.

Хотя надо признать, что положение лекарственных трав в средние века было несколько двойственным. С падением Римской империи (476-ой год) прогресс науки затормозился. Лекарственные травы выращивались при храмах, но за их пределами знания о врачевании растениями были во многом утрачены. В умах простых людей бродило много суеверий – верили и в ведьм, и в злые колдовские силы растений. А ну как под горшочком с базиликом живет скорпион, который заберется тебе в мозг! Страшноватые сказки мешали помнить о полезных (и вкусных) свойствах пряных трав. А на тех, кто лечил травами, косились с подозрением. Разгорались костры инквизиции, которые привели к мрачным последствиям. Многих людей, обладавших опытом и знаниями о мире лекарственных трав, не стало.

И лишь с приходом эпохи Возрождения (14-16 века) научный интерес к этому миру снова окреп. Знания вернулись в моду. В библиотеках богатых европейцев копились научные труды, в их умах прорастал интерес к растениям, а в садах – лекарственные травы. Люди собирали целые коллекции трав и цветов, вели каталоги и изучали ботанику в университетах – как стройная система знаний о растительном мире она оформилась примерно к 17-му веку. Выходили книги вроде «Истории растений Новой Испании», появился такой раздел ботаники как анатомия растений. Еще немного времени – и вот уже на сцену выходит Карл Линней, шведский врач и естествоиспытатель, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Тут уже и до Дарвина рукой подать с его эволюционной теорией.

Казалось бы, до полного расцвета ароматерапии оставалось буквально одно мгновение, но тут ее путь ушел в сторону…

Из истории врачевания растениями в ароматерапии

Ароматерапия – древнейшее искусство, приносящее пользу человечеству. История ароматерапии насчитывает более 6000 лет. Древние люди отлично понимали ароматические и терапевтические свойства растений. Современная же цивилизация только лишь начинает понимать ценность этих скрытых сокровищ.

С древнейших времён были известны и широко использовались антисептические, противомикробные, ранозаживляющие свойства эфиромасличных растений. Ароматические растения и экстракты пользовались вниманием великих народов – от Вавилона и Персии до Индии и Китая. В древнейших медицинских текстах этих стран, написанных около 3000 лет назад, перечислено множество растений и указаны цели их использования. В далёкие времена считалось, что выгнать недуг из больного можно, сжигая ароматические растения. Этот процесс обычно был связан с различными жреческими ритуалами и религиозными обрядами. Иногда сжигали также и растения, способные влиять на сознание, – чтобы создать мистическую обстановку. На протяжении столетий при различных религиозных церемониях курили фимиам – сжигали благовонные вещества, дающие ароматический дым. У многих камедей и смол, используемых для фимиама, сильные терапевтические свойства – они действуют на органы дыхания и создают медитативное состояние сознания у самих служителей культа. Наиболее полные и достоверные сведения об использовании растительных запахов в лечебных целях дают одни из самых древних письменных свидетельств, найденные в междуречье Тигра и Евфрата, В землях Месопотамии. Некоторые подробные описания обнаружены в древнеегипетских надписях. Египтяне применяли благовония очень широко – от парфюмерии и косметики до медицины и ритуала бальзамирования усопших. Некоторые сосуды для мазей даже спустя 3200 лет всё ещё не потеряли запах. Также они использовали ароматы для ухода за кожей, ароматизации одежды, добавляли в пищу и вино. Жрецы влияли на сознание людей, и, умело используя нужные ароматы, вводили собравшихся в транс, обладая также способностью создавать определённое настроение в храме. Египетский народ хорошо знал о способности благовоний повышать настроение и приобрел репутацию знатоков парфюмерии, однако не были знакомы со способами выделения эфирных масел из растений: они пользовались только настоями и притираниями. Согласно современным представлениям, Древний Египет был колыбелью не только медицины, фармакопеи, но и парфюмерии. 6000 лет назад египтяне в совершенстве владели искусством массажа, ухода за кожей и познаниями в косметике. Разнообразнейшие ароматизирующие вещества, растительные масла и смолы использовали для бальзамирования и религиозных церемоний. Но эфирные масла применялись не только для бальзамирования, но и использовались жрецами для лечения различных заболеваний. Ладан они посвящали богу солнца Ра, зажигая его на восходе. Он был и излюбленным компонентом косметических средств.

В конце концов, использование природных ароматов распространилось в Израиль, Грецию и Рим. Эти культуры развивали свои уникальные направления в искусстве ароматов – парфюмерии. Древние греки и римляне уже широко применяли эфирные масла в медицине и общественных банях – это был ежедневный ритуал, доставляющий им наслаждение. Многие греческие врачи служили в римской армии и несли свои знания через множество стран. Гален, личный врач Марка Аврелия, изобрёл чудодейственный крем и написал много работ, касающихся здоровья и медицины. В числе других его работы создали основу медицины для многих европейских стран. Древнегреческие же философы считали, что эфирные субстанции (гормоны растений) были дарованы людям богами Олимпа в качестве элемента высочайшего света, пробуждающего любовь. История развития ароматерапии неотделима от имени Гиппократа, родоначальника современной научной медицины. Он составил первое дошедшее до нашего времени сочинение, где описано 236 растений и их применение в медицине. Отражая состояние греческой философии своего времени, Гиппократ подходил к больному, как к единому целому, части природы. Он считал, что лекарственные вещества содержатся в природных продуктах в оптимальном сочетании, и поэтому они оказывают лучшее действие на организм в непереработанном виде или в виде натуральных соков.

После упадка Римской империи отрасли парфюмерии распространились и на востоке, в Византии. Арабские страны усовершенствовали знания в области ароматерапии. Арабы впервые применили дистилляцию (паровую перегонку) для извлечения масла из лепестков роз – это изобретение приписывают Авиценне, философу и врачу Средней Азии. Он описал более 800 лекарственных средств, большая часть из которых – растительного происхождения. В его «Каноне лекарственных растений» описан метод получения масла путём перегонки соков, который используется до сих пор. Постепенно опыт Востока перенимала Европа. В период «крестовых походов» арабские благовония распространились по всей Европе. Камеди и смолы из Азии были труднодоступны, поэтому использовали природные средиземноморские растения, такие как розмарин и лаванда. Особенно их применением увлеклись французы. Они заложили основы современного парфюмерного производства, а также терапевтического значения эфирных масел.

Этиология, патогенез и клиника артритов
Артрит – воспаление одного или нескольких суставов (полиартрит), при котором суставы опухают, становятся горячими на ощупь, кожа под ними краснеет, человек испытывает в них боль и ограничение в движ .

Лечение
При лечении артритов должна быть применена комплексная патогенети­ческая терапия, направленная на: а) изменение общей и иммунологи­ческой реактивности больного (воз­действие на очаг хронической .

Беременность сегодня
Актуальность: возрастание числа абортов, преждевременных родов, нарушений родовой деятельности, рождение больных и недоношенных детей. Ставится под сомнение характер оказания соци .

География и история развития ароматерапии

Свое основное развитие ароматерапия получила в эпоху таких крупнейших древних цивилизаций, как Египет, Индия, Китай, Греция и Рим.

Наиболее весомый вклад в развитие и использование ароматерапии внесла древнеегипетская цивилизация. Ароматы широко применялись как при служениях божествам, так и в повседневной жизни. Ароматические растения жгли в храмах, окуривали ими помещения для дезинфекции воздуха (широко использовалась мирра). Ароматическими маслами натирали тело, добавляли в пищу и вино, использовали для принятия ванн, для ароматизации белья и одежды. Египетские жрецы использовали масла при бальзамировании тел, также они лечили ими психические заболевания и использовали для введения людей в транс при богослужениях в храмах.

В древнем Египте эфирные масла ценились наравне с рабами, золотом и пряностями.

Древние греки большую часть знаний в области ароматерапии позаимствовали у египтян.

У них были очень популярны всевозможные масла, мази, помады. Греки широко использовали ароматизацию вина, продуктов, одежды, жгли фимиам на религиозные празднества. В VII веке до н. э. столица Греции Афины была крупным торговым центром, в котором среди прочих процветали лавки торговцев ароматными благовониями. В этих лавках продавались продукты из благовонных растений, главным образом густые мази на основе оливкового, миндального, касторового масел. Настои изготавливались из майорана, лилии, тимьяна, шалфея, аниса, розы, ириса и других растений. Благовония считались даром богов и в основном использовались для совершения религиозных обрядов.

Настоящий расцвет эпохи благовоний наступил в Древней Греции после того, как Александр Македонский совершил свои победоносные походы в Египет и Малую Азию. Великий полководец заимствовал у персов традиции использования благовоний именно для получения наслаждения от прекрасных ароматов, а не только для использования в религиозных обрядах (как это было принято ранее).

Египетские жрецы, владеющие тайнами составления благовоний, свято верили в их божественную сущность и считали, что бесценного дара богов не должен касаться человек. Поэтому они с осуждением взирали на то, как Александр Македонский ублажал не только свое разгоряченное тело драгоценными каплями священных благовоний, но и использовал его для ароматизации трона и других предметов обихода. Возмущенные поведением греков, египетские жрецы решили не открывать «варварам» тайные знания о целебных свойствах растений.

Гиппократ в своих трудах описал большое количество лекарственных растений. Для хорошего самочувствия он рекомендовал ежедневно принимать ароматические бани и делать массаж с аромамаслами.

Греческий врач-фармацевт Гален (131-200 годы н. э.), живший в Риме, в более чем 20 книгах описал способы приготовления лекарств из растительных и животных ингредиентов. Как дань аккуратности Галена в его записях возник термин «галенова аптека». Вскоре из лекарского дела выросло и отделилось новое направление – аптекарское. Врачи диагностировали заболевание и выписывали лекарство, а аптекари или фармацевты занимались приготовлением лекарств. Таким образом, термин «materia medica», означающий в переводе «медицинские материалы», был синонимом веществ и продуктов, получаемых из природных источников и применяемых врачами той эпохи.

Римляне внесли немалый вклад в развитие врачевания растениями, добавив к принятым в Египте и Древней Греции традиционным ритуалам с использованием благовоний, банные процедуры и массаж. В I веке н. э. Рим импортировал около 2800 тонн ладана и 550 тонн мирры в год. И мужчины, и женщины буквально купались в благовониях, а обслуживающие их рабы назывались «косметаэ» (cosmetae). Римляне использовали ароматные вещества трех типов: ладисмата (ladysmata) – твердые ингредиенты, стиммата (stymmata) – ароматические масла и диапасмата (diapasmata) – парфюмерные средства в виде пудры.

После падения Римской империи знания греков и римлян были унаследованы учеными Ближнего Востока. В период набегов варваров на Рим тысячи образованных людей, опасаясь за свою жизнь, были вынуждены искать укрытия в городах Ближнего Востока. С собой они несли книги с бесценными знаниями, в которых было собрано все великое наследие предыдущих поколений, в том числе опыт врачевания растениями. Древние книги переводились на арабский язык. Арабские ученые подхватили и развили науку о растениях. Пожалуй, самым полным трудом, дошедшим до наших дней, является «Канон врачебной науки», написанный арабским алхимиком, астрономом, философом, математиком, врачом и поэтом по имени Ибн Сина (Авиценна) (980-1030).

Читайте также:  Лечение ароматами

В Индии получила развитие философия Аюрведы. Аюрведа – это санскритское слово, имеющее два корня: «ayur» («жизнь») и «veda» («знание»). Аюрведа – наука о познании жизни. Она строится на комплексном лечении человека. В наше время такое лечение называют холистическим. То есть все стороны жизни должны работать вместе – питание, образ жизни, образ мыслей и т. д. Одним из ключевых компонентов холистического лечения является осознание того, что в процессах оздоровления значительную роль играет жизненная энергия («прана»).

Индийские лекари получали информацию из религиозного источника «Веды». Это старейшая священная книга, известная людям. Именно в ней указаны некоторые медицинские рецепты, которые считаются первыми записанными рецептами в истории человечества. В книге описана духовная и философская концепция, согласно которой люди являются частью природы, а приготовление лекарств из растений – это священное действие. Аюрведическая система – один из старейших методов лечения болезней с использованием растений. Однако, прежде всего, это философская система, в которой прием растения сопровождался физическими упражнениями и духовной медитацией с целью достижения гармонии между физическим и духовным началом.

В Китае первая книга по траволечению появилась около двух тысяч лет до н. э. во время династии Чин Хань. Подобно христианским гностикам, последователи даосизма полагали, что душа растений живет в ароматах растений. Для обозначения ароматов, благовоний и парфюмерии китайцы использовали слово «heang». Они считали, что одни и те же лекарственные препараты из растений оказывают далеко не одинаковое действие на разнообразные функции организма. При успешном лечении должна учитываться каждая мелочь, вплоть до того, в какой последовательности нужно смешивать растения. Прописывая больному лекарства, во внимание принималось и время суток, когда в организме человека с помощью лекарства может быть достигнуто благоприятное для больного равновесие между «инь» и «ян».

После падения Римской империи знания греков и римлян были унаследованы учеными Ближнего Востока. В период набегов варваров на Рим тысячи образованных людей, опасаясь за свою жизнь, были вынуждены искать укрытия в городах Ближнего Востока. С собой они несли книги с бесценными знаниями, в которых было собрано все великое наследие предыдущих поколений, в том числе опыт врачевания растениями. Древние книги переводились на арабский язык. Арабские ученые подхватили и развили науку о растениях. Пожалуй, самым полным трудом, дошедшим до наших дней, является «Канон врачебной науки», написанный арабским алхимиком, астрономом, философом, математиком, врачом и поэтом по имени Ибн Сина (Авиценна) (980-1030). Который описал в своих трудах свойства более 800 растений и их влияние на человеческий организм. Считается, что Авиценна первым изобрел метод перегонки эфирных масел. Он впервые получил розовую эссенцию методом дистилляции. В средние века арабы достигли успехов в изучении химического состава эфирных масел. Именно они первыми получили розовое масло, которое ценилось даже выше чем золото.

С падением Римской империи прогресс науки в Европе остановился, а вместе с этим пришла в упадок наука о врачевании растениями. Знания, дошедшие из античных времен, были в основном сосредоточены в монастырях и недоступны простым людям. Раннее Средневековье характеризовалось суеверным отношением к растениям. Некоторые растения подвергались прямому преследованию. Появилось множество суеверий. Так, например, среди людей той эпохи было поверье, что под дном горшка с базиликом живет скорпион. И если вдыхать аромат базилика, скорпион может пробраться в мозг.

На протяжении почти тысячи лет после падения Римской империи в Европе мир растений, наряду с остальными отраслями знаний, был предан забвению. Свирепствовала инквизиция, миллионы людей были сожжены на кострах. Люди, посмевшие заниматься врачеванием с помощью трав, безжалостно уничтожались. А вместе с ними уходили опыт и знания о растительном мире.

Во время эпохи Возрождения вновь появилась мода на знания. Знать Европы стремилась собрать все известные литературные источники в своих частных библиотеках. Появилась также традиция разведения богатых растениями садов, где рядом с декоративными растениями соседствовали лекарственные. Некоторые из аристократов поручали художникам делать красивые, хотя и не всегда точные, каталоги своих растительных коллекций. В университетах начали изучать ботанику и растительную жизнь «лекарственных» садов.

Искусство врачевания растениями в России также имеет свои давние традиции, передаваемые устно, из поколения в поколение. Зачастую травников побаивались, наделяя их магическими способностями. Данных о развитии траволечения на территории древней Руси сохранилось мало.

У скифов, обитавших в Северном Причерноморье на территории от Днепра до Дона (VII-I века н. э.), в лечебной практике с успехом применяли разнообразные растения. Плиний Старший отмечал, что скифские лекарственные растения использовались как прекрасное лечебное средство не только на родине, но и далеко за ее пределами – в Греции и Италии. О распространении скифских лекарственных растений свидетельствуют также писатели и философы древности Геродот, Аристотель, Катон Старший, Плавт.

«Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воду. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится чистым и блестит».

«Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия». Опыт скифов унаследовали жители Киевской, а затем и Московской Руси.

В IX-X веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных свойствах трав. В основном они исходили из Византии. Первым официальным врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053-1125), которого пригласил Владимир Мономах. Травы везли из Константинополя (Царьграда) и из Генуэзских колоний в Крыму. В XI веке лечение травами перешло в руки монахов, которые стали организовывать сбор и обработку трав. В это время появляются письменные труды с описанием накопленного опыта – травники и зелийники, копии которых во множестве распространялись в народе.

В XIII-XV веках во времена монголо-татарского нашествия почти все ранние рукописи по медицине погибли. Лишь после свержения монголо-татарского ига вновь установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване IV в 1581 году. открылась первая аптека для обслуживания царского двора, работа которой строилась по западноевропейскому образцу. Тогда же, в 1581 году была открыта «Аптекарская изба», которая, исповедовала исконно русскую народную медицину.

В правление Бориса Годунова «Аптекарская изба» была преобразована в «Обтекарьский приказ», куда входили сушильни, склады, аптеки и другие подсобные помещения. В эти годы на Руси начинает появляться все больше медицинской литературы. Особо хочется выделить так называемые вертограды («вертоград» – означает «сад», «цветник», «огород»). Ветроградами называли переводы книг западноевропейских авторов о применении лекарственных растений. Они оставались очень популярными вплоть до XIX века.

В XIX веке использование лечебных растений в медицинских учреждениях России значительно сократилось в связи с успехами химии, позволившей выделять и применять высокоактивные лечебные препараты, получаемые из растительного сырья. Однако многие русские ученые не прекращали исследование растений и их использование с лечебной целью.

Выдающиеся русские ученые Г. А. Захарьин, Ф. И. Иноземцев, С. П. Боткин, А. А. Остроумов и др. нередко при лечении больных прибегали к помощи лекарственных растений. С. П. Боткин требовал от своих учеников изучения лекарственных растений и проверки их действия в больницах.

Ароматерапия: суть и история

Наслаждаться ароматом растений нравится каждому. Вдыхая их приятный аромат, улучшается самочувствие, повышается настроение, тревожные мысли отходят на задний план, появляется источник вдохновения. Всё это – ароматерапия, история которой исчисляется десятками столетий. Освоив технологию производства эфирных масел, развитие этой альтернативной ветви медицины не стоит на месте. Так что же такое – ароматерапия, и чем она отличается от фитотерапии?

Суть ароматерапии заключается в лечении болезней с использованием эфирных масел. Это своего рода суперфитотерапия. Хотя эфирные масла в медицине применяются уже не одно тысячелетие, сам термин «ароматерапия» появился сравнительно недавно — только в 1930 году! При условии правильного выбора эфирного масла и соблюдения надлежащей дозировки, можно быть уверенным в эффективности лечения в короткие сроки без риска и вредных последствий.

Если речь идет об использовании эфирных масел в области косметологии и отчасти психофизиологии, то в этом случае уместнее говорить об ароматологии. Если интерес представляет только запах эфирного масла — с точки зрения его психофизического влияния на человека, а не в лечебных или косметических целях, — то этим занимается наука аромакология.

Фито — и ароматерапия: основные отличия

В целом и общем, и фито, и ароматерапия — это лечение травами. Только в фитотерапии из лекарственных растений изготавливают отвары, сухие или жидкие экстракты, мацераты (цветы, настоянные на масле), сиропы, соки свежих растений и т. д. Тем не менее, такое многообразие форм имеет ограниченный характер: экстракты растений растворяются только в воде, в спирте или, в крайнем случае, в глицерине. Конечно, ароматерапия представляет собой разновидность фитотерапии, так как лекарственным сырьем служит трава, однако в ароматерапии используют только летучие вещества эфирных масел.

Сравнивать применяемый в фитотерапии экстракт растения с эфирным маслом ароматерапии совершенно невозможно. Некоторые части растения, на основе которых изготавливаются отвары или желатиновые капсулы, абсолютно безвредны, но эфирное масло из этих же частей может быть крайне токсично. Такое отличие между разными частями растения имеет принципиальный характер. Так, например, кориандровое эфирное масло, получаемое из сухих и спелых плодов, тонизирует, улучшает пищеварение, поднимает настроение и обладает бактерицидными свойствами. Но если кориандровое эфирное масло получают из листьев, то оно оказывает седативное и противовоспалительное действие.

Технология производства эфирных масел гораздо сложнее технологии производства лекарственных средств, применяемых в фитотерапии. Эфирное масло намного концентрированнее по сравнению с сухим или жидким экстрактом, с настойкой или капсулой порошка из травы. Так, например, для получения 10 капель эфирного масла душицы потребуется 300 граммов травы!

Лучшие эфирные масла, используемые в ароматерапии, представлены на этих фото:




Возникновение ароматерапии: экскурс в историю

История возникновения ароматерапии травами уходит в глубину веков. На протяжении длительного времени в распоряжении людей не было других лекарственных средств для избавления от болезней и перевязки ран, кроме растений. Такое лечение действительно было эффективным — в противном случае человечество бы просто не выжило! С уверенностью можно утверждать, что примитивная ароматерапия существовала задолго до нашей эры. Если проводить краткий экскурс в историю ароматерапии, то стоит вспомнить, что найденный в Азии перегонный куб, датируемый примерно V тысячелетием до н. э., свидетельствует о том, что в Китае и Индии уже в те времена имели некоторое представление о технологии экстрагирования эфирных масел из растений. Древние египтяне использовали эфирные масла для бальзамирования тел еще в IV тысячелетии до н. э. Ливанский кедр, нард, ладан, мирра, корица — ароматные смолы и эфирные масла на их основе не только ассоциируются в нашем представлении с культурой Древнего Египта, поскольку упоминание о них обнаруживается в медицинских папирусах той эпохи, но и используются в различных целях в повседневной жизни и в наше время. Ароматические смолы на основе ладана, обнаруженные при вскрытии гробницы Тутанхамона, спустя 3250 лет после его погребения все еще не утратили свой запах!

Первое в мире эфирное масло — масло Розы!

В условиях отсутствия научного инструментария для установления химического состава эфирные масла в древнейшие времена использовались прежде всего в парфюмерии. Тем не менее медицина повсюду постепенно начинает приобретать все более точные формы, вбирая в себя рациональные знания и научные приемы. Заслуга дистилляции первого в истории эфирного масла принадлежит средневековому персидскому ученому, философу и врачу Авиценне. И это совершенно закономерно — именно арабы первыми стали использовать пряности и торговать ароматическими травами в Европе: за пряностями они ездили в Азию, а ароматические травы выращивали у себя, поскольку этому благоприятствовали свойства местной почвы. Чеснок, лук, душистые травы и пряности, а также мед, финики, кресс-салат, сельдерей и артишоки (созданные арабами из чертополоха!) считались отличными лечебными средствами. Они не только имели важное гастрономическое значение, но и использовались в лечебных целях. Лечение травами у арабов не ограничивалось простыми отварами или обычными повязками: для усиления действия активных компонентов они изобрели лауданум — опийную настойку на спирту, обладающую болеутоляющими свойствами. Хотя эссенции растений применялись для сохранения мумий еще в Древнем Египте, впервые в истории получить чистое эфирное масло удалось только

Ароматерапия в Западной Европе

Что касается возникновения ароматерапии в Западной Европе, то здесь она появилась гораздо позднее. У крестовых походов была и своя положительная сторона: развитие торговых и культурных связей обусловило межкультурный обмен. В результате ароматерапия, эффективность которой при лечении болезней по сравнению с другими формами врачеваний тех времен была существенно выше, быстро получает широкое распространение: в эпоху Средневековья аптекари отдавали предпочтение именно ароматерапии. В начале XVII века для л ечения болезней используется более сотни эфирных масел, фармакологические свойства которых уже были хорошо известны аптекарям. Затем приходит очередь лекарственных средств, получаемых синтетическим путем, — считается, что с их помощью можно лечить все болезни, — а об ароматерапии и фитотерапии забывают на долгие годы. Но в ХХ веке, благодаря Рене-Морису Гаттефоссе, происходит триумфальное возвращение ароматерапии — именно он и ввел в науку в 1928 году сам термин «ароматерапия». Это произошло при весьма любопытных обстоятельствах. Однажды этот химик и парфюмер сильно обжег себе руку в своей лаборатории и машинально опустил ее в стоявший рядом сосуд с эфирным маслом лаванды. Боль сразу же прошла. Его природное любопытство подтолкнуло его к последующим экспериментам, впоследствии способствовавшим расцвету многих талантов: в области «суперфитотерапии» стали работать многие химики, врачи и фармацевты. Например, военный хирург, доктор Жан Вальне лечил раненых солдат с помощью эфирных масел, обладающих антисептическими свойствами. В середине 70-х годов прошлого века специалист в области ароматерапии доктор Пьер Франшомм совершил новый научный прорыв — открыл хемотипы (особенности химического состава, варьирующиеся у растений, одинаковых с точки зрения ботаники), что представляет собой важный этап в формировании нового подхода к ароматерапии: для нее будут характерны более определенные цели и задачи, а также большая эффективность и меньшие риски.

Читайте также:  Ароматерапия для похудения с использованием эфирных масел

На изучение целительных свойств эфирных масел и овладение сложной техникой лечения ушли многие тысячелетия. Только сейчас мы начинаем по-настоящему осознавать их огромный потенциал — особенно когда нам приходится по многочисленным параметрам сравнивать действенность эфирных масел с самыми современными терапевтическими средствами.

История применения эфирных масел

История использования эфирных масел в лечебных и косметических целях уходит в глубокую древность. Элементы душистых растений найдены в мотивах декоративных рисунков первобытных пещерных людей.

Первое их применение относится к древнейшей медицинской практике человечества, так как растения, из которых мы сегодня получаем эфирные масла, использовались еще за тысячи лет до того, как была разработана техника выделения эфирных масел. Человечество знакомо с достоинствами натуральных эфирных масел уже более 5000 лет, в том числе с их целебными, очищающими, консервирующими свойствами, способностью повышать настроение, не говоря уже о восхитительных ароматах.

Сейчас мы обращаемся к мудрости веков в поисках утраченного в современной жизни равновесия и вновь открываем благотворное действие этих масел. Стрессы, загрязнение окружающей среды, неправильное питание, беспокойный, но в то лее время малоподвижный образ жизни вредно влияют на наше тело и душу. Искусство ароматерапии использует могущество чистых экстрактов из ароматических растений, цветов и смол, воздействуя на обоняние и осязание, и восстанавливает гармонию духа и плоти.

Свидетельства зарождения ароматерапии можно обнаружить в религии, медицине и общественной жизни всех крупных цивилизаций. Лекарственные свойства растений, насколько можно судить, были открыты в Китае около 4500 г. до н.э. Однако честь открытия и широкого применения ароматических экстрактов из растений для воздействия на тело и душу человека принадлежит египтянам.

Археологи обнаружили следы различных растений лекарственного значения в захоронениях. Многочисленные флаконы с восточными благовониями, найденные в древнеегипетских гробницах, подтверждают знакомство древнего человека с эфирномасличными растениями. Иероглифы и рисунки сообщают, что ароматические вещества приносились в жертву богам. Мощное антибактериальное и антисептическое действие эфирных масел и ароматических смол, особенно из кедра и ладанного дерева, использовалось при подготовке тела для загробной жизни. Находки великолепно сохранившихся мумий возрастом до 5000 лет позволяют судить о высоком развитии искусства бальзамирования.

Жрецы применяли ароматические масла в религиозных обрядах, для бальзамирования и тщательно сохраняли свои секреты. Около 3000 г. до н.э. они начали понимать, что эфирные масла полезны и в обыденной жизни. С тех пор жрецы стали исполнять и роль целителей: они прописывали и готовили «магические» снадобья. Вместе с косметикой и благовониями эфирные масла проникли во все слои общества.

Сандал, мирра и ладан упоминаются уже в Ветхом завете.

О широком применении иудеями ароматических веществ свидетельствуют многочисленные указания, содержащиеся в Священном Писании.

Греки, арабы, персы и другие народы Малой Азии, а также римляне переняли опыт древних египтян. У индусов, китайцев, японцев развивались свои способы использования ароматических растений для лечения, ритуалов и других нужд.

Древний Египет.Особенно сведущи в учении о травах были египтяне. Уже в IV тысячелетии до нашей эры эфирномасличные растения использовались в медицинских и косметических целях, а также для бальзамирования усопших. Они также определяли ароматы для публичного и домашнего употребления. При совершении важных государственных мероприятий курили ладан, запах которого «открывает» душу. Рабыни-танцовщицы прикрепляли к волосам благовонные шарики, которые постепенно плавились, наполняя окружающий воздух живительными ароматами. Некоторые сведения о растениях, использовавшихся древними египтянами, можно получить из обнаруженных в гробницах росписей, старейшая из которых относится приблизительно к 2800 году до нашей эры. Жители древнего Египта приготовляли пудру, свечи, пилюли, медицинские препараты, а также мази и пасты для наружного применения из растительных и животных веществ. При этом использовалась также зола сожженных растений. Традиция использования аниса, туи, лука, чеснока, тмина, кориандра, винограда и арбузов пришла к нам из Древнего Египта.

Египтяне обладали очень высоко развитой культурой, но процесса перегонки эфирных масел они не знали. Тем не менее археологи находили в гробницах древних египтян глиняные доски с упоминаниями о ввозе масел туи и кипариса, что свидетельствует о существовании торговли эфирными маслами уже в то далекое время. Однако есть все основания полагать, что эти масла были получены методом прессования (отжима), а не перегонки, так как упоминаний о дистиллированных маслах не найдено. В пирамидах обнаружили мази, баночки с косметикой и бутылочки с маслом со все еще ощутимым запахом ладана и бензоя.

Древние греки также изучали целительные силы растений. Они открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут возбуждать, освежать, расслаблять, усыплять.

Гиппократ, почитаемый ныне как отец медицины, описывает в своих трудах большое количество лекарственных растений.

Для того чтобы абсорбировать из цветов и трав их целительную силу и запах, греки использовали оливковое масло, которое и тогда было в изобилии. Они ароматизировали масло и использовали его в медицинских и косметических целях. Греческие воины, идя на битву, брали с собой мазь, приготовленную из мирры, эта мазь применялась для обработки ран.

Рим. Гален, врач знаменитого Марка Аврелия, очень много писал о теории лечения травами и даже разработал собственную классификацию растений, известную теперь под названием «галеновой» классификации. Кроме того, он изобрел «холодный крем», прототип нынешних мазей. После падения Западной Римской империи многие врачи перебрались в Константинополь. Труды этих врачей, получившие известность, широко переводились на иностранные языки, большая часть этих книг была собрана в медицинской библиотеке Александрии. Так античное знание попало в арабский мир.

С падением Римской империи применение эфирных масел в Европе надолго прекратилось

Арабы. Знаменитейший арабский врач Абу Али ибн Сина (980 – 1037), более известный как Авиценна, оставил после себя научные труды, в которых описал более 800 растений и их действие на человеческий организм. Для ароматерапии Авиценна сделал особенно много – ему приписывают изобретение процесса перегонки эфирных масел. Авиценна с помощью перегонки впервые получил розовую эссенцию.

Арабские страны стали мировым центром производства ароматических веществ и торговли ими. Сырье завозили из Египта, Индии, Китая и Тибета.

Китайские врачеватели считали, что в эфирных маслах заключены магические силы и души растений. Древние китайцы применяли эфирные масла в сочетании с акупунктурой и массажем уже тысячи лет назад.

Лекарственные растения Индии были известны во всей Азии и наконец вошли в медицинские рецепты Запада. Мята, эвкалипт, лаванда, гвоздика, сандал и герань составляют стандартный арсенал ароматерапии.

В Древнем Вавилоне ароматические масла специально добавляли в строительные материалы, из которых воздвигались храмы. За 600 лет до н.э. вавилонские купцы поставляли благовония в склянках, алебастровых и фарфоровых баночках на римский и греческий рынки, а около 500 лет до н.э. в Коринфе существовала фабрика благовоний. Благовония в форме масел, мазей смол и “корней” были символами богатства и являлись одним из ценнейших подарков.

В Австралии, например, аборигены использовали листья “чайного дерева”. Они были очень хорошо осведомлены об удивительных лечебных свойствах этого растения, произраставшего в болотистых районах их родины. Для использования этих свойств измельченные листья толстым слоем накладывали на раны и покрывали теплым илом. Таким образом обрабатывались порезы, раны и все типы кожных инфекций. Масло чайного дерева столетиями оставалось популярным и повсеместно признанным естественным антисептиком. Области применения масла чайного дерева очень обширны и многообразны.

На Руси ароматические масла изготавливались в царской аптеке, рецепты их держались в тайне.

Европе в XII столетии стали известны восточные благовония, т. е. эфирные масла. Стало развиваться парфюмерное искусство. Крестоносцы привезли в Европу не только благовония, но и знания об их приготовлении. Так как европейцам были неизвестны ароматические смолистые деревья Востока, они начали использовать лаванду, розмарин, чабрец и другие средиземноморские растения. Средневековые рукописи содержат различные рецепты приготовления ароматных масел. С изобретением книгопечатания рецепты были опубликованы в специальных книгах, описывавших растения. Домохозяйки сами изготавливали лекарства, лавандовые и травяные подушечки для собственного употребления, сложные смеси приобретались в аптеках.

Было принято, появляясь в общественных местах, иметь шарики или маленькие букеты, ароматизированные эфирными маслами, чтобы оградить себя от заразных болезней, прежде всего от чумы. Подобные обычаи часто объявляли суеверием, но сейчас, используя современные знания науки, мы можем сказать, что это было не лишено смысла: известно, что многие из использовавшихся при этом растений обладают сильным дезинфицирующим действием, убивая бактерии и даже вирусы. Другие растения отпугивают блох, вшей и мух, служащих переносчиками инфекции.

Во время Великой Чумы каждые 12 часов жгли ароматические костры. Великий предсказатель Нострадамус изготавливал из ароматических масел, в основном масел розы, противочумные таблетки, которые спасли много людей.

XV в. стал веком славы великих европейских парфюмеров: их продукцию широко использовали для маскировки неприятных запахов и отпугивания болезней. В XVII в. узнали о способности некоторых ароматических веществ вызывать сексуальное возбуждение, а в работах таких известных травников, как Калпепер, отмечено целебное действие ароматических масел, что стало основой современной ароматерапии.

Химик Фридрих Хоффман (1660—1742) исследовал естественные структуры эфирных масел и минеральные воды нескольких курортов. В XVIII и XIX столетиях химики выделили из растений такие вещества, как морфий, хинин, кофеин и атропин.

С развитием технического прогресса в XIX веке началось создание синтетических лекарственных препаратов нового поколения и популярность лечения травами пошла на убыль. В косметике и парфюмерии стали применять более дешевые искусственные аналоги.

В 20-е годы нашего столетия французский ученый-химик Рене-Морис Гаттерфос в рамках семейного предприятия занимался изучением медицинского действия эфирных масел. Он установил, что многие эссенции обладают более сильным антисептическим действием, чем используемые химические препараты. Однажды в лаборатории, где работал Морис Гаттефос, произошел взрыв, в результате чего исследователь получил тяжелый ожог руки. Он сразу же опустил обожженную руку в сосуд с чистым лавандовым маслом. Это помогло ему избежать воспаления пораженных тканей. Раны быстро зажили, не оставив на коже рубцов. После этого случая Морис Гаттефос занялся применением эфирных масел при лечении заболеваний кожи. Именно он первым использовал термин “ароматерапия” и в 1928 году издал книгу по этой теме. Так началось развитие современной ароматерапии во Франции, затем в Англии, а теперь и во всем мире.

Работы Рене-Мориса продолжил доктор Жан Вальне. Во время второй мировой войны он применял при лечении ран ароматические масла и обнаружил их антисептическое и регенерирующее действие.

Маргарет Маури в книге «Тайны жизни и молодости», оказавшей большое влияние на современников, предложила применять ароматерапию в косметической терапии и для ухода за телом.

Современная ароматерапия — это профилактический, оздоровительный, полностью натуральный способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, терапия, позволяющая снять и разрешить ежедневные стрессы, не допустить развития недугов и придать повседневной жизни красоту ароматов.

Ароматы растений нормализуют настроение, снимают усталость, улучшают память, укрепляют сон, они способны отрегулировать многие процессы в организме и восстановить его работу. Ароматерапия приятна и легка в применении, дает постоянный положительный и стабильный результат, способствует восстановлению механизмов саморегуляции и стабилизирует биоритмы человека.

Интерес к ароматерапии, возникший в начале XX века, резко возрос ко второй его половине, что во многом можно объяснить нарастающим числом побочных эффектов и аллергических реакций от использования синтетических лекарственных средств.

С каждым днем растет понимание того, что от терапии некоторыми лекарственными средствами пора переходить к эффективным и нетоксичным естественным средствам, польза которых проверена веками.
Люди перестают доверять синтетическим лекарственным препаратам, прежде всего из-за их возможного отрицательного побочного воздействия. «Назад к Природе, к натуральным средствам» — так можно сформулировать тенденцию нашего времени.

Добавить комментарий