Календарь природы. Что такое природа для человека?

Календарь природы

Наташа Мелешкина
Календарь природы

Календарь природы является методическим игровым пособием. Создан для систематического наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем.

Соответствует ФГОС ДОУ и обеспечивает содержание программы в области «познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т. е., непосредственно, предметно-пространственная развивающая среда.

Календарь состоит из подставки в виде площадки с разноцветным заборчиком. Дощечки на заборе выкрашены в цвета радуги и символизируют дни недели. Из 4-5 неделек (их символизируют конусы – недельки по счету) состоит месяц, который представляет собой домик с крышей из фланелеграфа. В домике собираются и живут все недельки – очередной месяц. Каждый день также фиксируется числом и выставляется на фронтоне домика. Месяцы собираются на полянке (круг, разделенный на условные времена года и месяца). Рядом с домиком «растет» дерево, в котором собираются все месяцы во времена года.Дерево состоит из 4 частей: осень, зима, весна, лето. Дерево находится на подложке в виде круга. Разделенного на четыре времени года, а времена года по месяцам. Таким образом, наглядно, начиная со дня недели, в календаре собирается целый год. Для знакомства с месяцами имеется приложение в виде папок, в которых находится информация о месяцах года (стихи, загадки, поговорки, приметы).

Данное игровое пособие предназначено для детей с 5 лет. Может использоваться воспитателем как часть НОД, в совместной деятельности с детьми, а также для самостоятельной игры в группе.

Комплект методического пособия.

Площадка с заборчиком и наборным панно (для иллюстраций времен года…1 шт

Подставка-круг с названием времен года…1 шт

Набор названий месяцев и цифр….1шт

Конус с названием очередности недели….5 шт

Календарь природы создан для систематического наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем.

Цель данного пособия заключается в том, чтобы не только давать знания о сезонных изменениях в природе,но и развивать умственную деятельность: восприятие и мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес, память, восприятие и мышление. В ходе работы с календарем решаются такие задачи,как: формирование элементарных представлений о фенологических явлениях природы. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений. Знакомство с правилами поведения в природе. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

С помощью календаря дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года определяют год, время года, месяц, день недели и число месяца; а также, с помощью приложений (папки по месяцам года) дети усваивают как в процессе смены времен года меняется погода; что происходит в растительном и животном мире; что происходит в деятельности человека. Общение с «Календарем природы»развивает у детей: зрительное и слуховое внимание и восприятие; наблюдательность и мышление; любознательность; словарный запас и связную речь; мелкую моторику рук. Наблюдения с детьми за изменениями в природена прогулках способствуют: разностороннему развитию ребенка; воспитанию любви и бережного отношения к растениям иживотным; возникновениюположительныхэмоций,хорошегонастроения ивдохновения.Пособие адресовано: педагогам для работы с детьми, начиная с 5-ех летнего возраста. В пособии представлена модель для организации образовательной и совместной деятельности педагога, разработанная в соответствии с ФГОС на основе практического опыта по ознакомлению детей с природным миром и направленная на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни. Задачи образовательной области “Познание”решаются интегрированно в ходе освоения образовательных областей:”Здоровье”, “Безопасность”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”. Определены планируемые результаты развития интегративных качеств, что позволит обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание дошкольников.В ходе реализации целей и задач должны быть достигнуты следующие предметные результаты:

1) названия дней недели, месяцев, времен года;

2) времена года по их явлениям и признакам;

3) условные обозначения при работе с календарем природы

1) определять и называть дни недели,

2) определять последовательность недель

3) составлять месяц из определенного количества недель

4)составлять время года из «месяцев»

5)составлять год из «времен года»

6) проводить наблюдения и заполнение календаря индивидуально и подгруппой;

4) вести длительные и кратковременные наблюдения;

Заполнение календаря природы в ДОУ – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные обозначения дней недели, недель, месяцев, времен года, года. Обучает детей умению использовать и понимать символы. Сборный информационный календарь находится непосредственно в уголке природы и заполняется каждодневно.

На первом этапе это происходит вместе с воспитателем, затем из детей выбираются те, кто может самостоятельно расставить нужные названия и цифры.

Календарь природы можно использовать на специальных тематических занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, знакомством с лексическими темами (времена года, общественные даты и праздники, одежда людей, дикие животные и др.) Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Последовательность знакомства и заполнения календаря:

Детский игровой «Календарь погоды» Необходимой принадлежностью уголков природы является календарь погоды, в котором дети старшего дошкольного возраста делают пометки о состоянии.

Календарь природы Наблюдение в природе– это специально организованное воспитателем, целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Календарь природы
картотека по природоведению по теме

Март. Весна света

Месяц март

Температура воздуха: от -8° C до 0° C;

Световой день: 11 ч. 54 мин;

Погода: мокрый снег с оттепелями;

Живая природа: прилет птиц, просыпаются лягушки, цветение лещины, ольхи.

Март – месяц перехода от зимы к весне, когда на улицах еще лежит снег, сугробы покрываются ледяной темнеющей коркой, а солнце начинает заметно пригревать.

Календарь природы

I неделя: яркое солнце, таяние снега на открытых участках земли

II неделя: солнце согревает еще холодный воздух и температура близка к нулю ° C

III неделя: продолжение таяния снега и частичный прогрев почвы, появление почек

IV неделя: снеготаяние, неустойчивость погоды, мокрый снег или яркое солнце

Наблюдение за природой (март)

Появление почек у вербы

Видимые признаки таяния снега

Обнажение земли от снега на ровных открытых участках

Первые признаки кучевых облаков

Прилет жаворонков и скворцов

Апрель. Весна воды

Месяц апрель

Температура воздуха: от +1° C до +10° C;

Световой день: 14 ч. 18 мин;

Погода: Солнце, оттепель, дожди, ледоход;

Живая природа: Прилет дрозда, цветение мать-и-мачехи; зацветают многие деревья.

Апрель – вода хлынула отовсюду, понеслась ручьями с горок по дорогам, залила луга, затопила поля половодьем. Почва обильно пропитанная вот-вот пустит первые ростки, а на веточках раскрываются почки.

Календарь природы

I неделя: воздух прогревается лучами солнца и температура не падает ниже 0° C, прилетают скворцы

II неделя: резкое уменьшение количества снега, обильное снеготаяние приводит к массовым образованием ручейков и сосулек

III неделя: продолжение таяния снега и частичный прогрев почвы, появление первых травинок в солнечных местах, начало цветения мать-и-мачехи, на небе преобладают кучевые облака

IV неделя: Солнце согревает воздух свыше +5° C, начинается природный рост, набухают почки, первый сок у берез, появляются первые признаки травы, прилетают основные виды птиц – журавли, утки, вскрытие рек и прудов

Наблюдение за природой (апрель)

Ледокол больших рек

Просыпаются первые насекомые – мухи

Массовый прилет птиц: чаек, коршунов, чибисов, трясогусок

Первые сонные комарики

Почти полностью сходит снег

Цветение ольхи, орешника

Облака становятся кучевыми

Почва очищается от снега и льда

В лесу появляются муравьи

В водоемах просыпаются лягушки

Первое жужание шмелей

Комары уже могут начать кусаться

30 апреля

Май. Весна зелени. Предлетье

Месяц май

Температура воздуха: от +8° C до +19° C;

Световой день: 16 ч. 18 мин;

Погода: Солнце, первые грозы, половодье;

Живая природа: Насекомые, появление травы, зеленеет береза, цветет черемухи, цветение сирени.

Май – согреваемая солнцем земля покрывается молодой травкой, деревья одеваются в нежно зеленую, еще просвечиваемаю лучами солнца, листву, а дни все быстрее прибавляют ярко залитым греющим солнцем.

Календарь природы

I неделя: вскрытие озер, возможны ранние грозы, солнце резко прибавляет в тепле лучей, из почек обильно появляются первые листья

II неделя: деревья одеваются в листву, исчезает последний снег, температура воздуха становится стойкой и постоянной, выше +9 +12° C

III неделя: цветение черемухи, прибавка температуры составляет от +12° C, но ночи все еще холодные, поэтому средняя температура месяца не высока

IV неделя: цветение купальницы, лиловой сирени, обильное цветение многих видов растений, могут устанавливаться жаркие дни с сильными грозами и температурой воздуха свыше +20° C

Наблюдение за природой (май)

Раскрываются почки у вербы, малины, ольхи

Раскрываются почки у шиповника, яблони, клена

Первое жужание майских жуков

Зацветают береза, тополь, клен

Раскрываются почки у осины, вишни и груши

Заводит песню соловей

Разворачиваются почки у дуба

Разворачиваются почки у липы и сливы

Начинается цветение крыжовника

В небе появляются стрижи

Цветут ясень, анютины глазки

Цветет черемуха с бузиной

Зацветают яблоня, вишня

Цветут яблоня, клен

Зацветает дуб, слива, цветут ландыши

Июнь. Начало лета

Месяц июнь

Температура воздуха: от +11° C до +21° C;

Световой день: 17 ч. 24 мин;

Погода: Солнце, грозы, ливни;

Живая природа: Цветение шиповника, ромашки, роятся насекомые, жуки, бабочки.

Июнь – месяц благоухающей природы роста растений, произрастания семян. Временами случаются ливневые дожди и бывают прохладные дождливые дни, но солнце набирает оборот и дни достигают самых долгих световых часов.

Календарь природы

I неделя: средняя температура близка к +15 ° C, зацветание рябины, цветет боярышник, брусника, тысячелистник, ромашка, тмин, фиалка, появление масляников

II неделя: зацветание шиповника, воздух в среднем по суткам раскаляется выше +15 ° C, цветение и рассеивание семян тополей, пчелы собирают мед, цветет малина, герань, калина, полевой вьюнок

III неделя: восходит картофель, цветет пшеница, цветет овсяница, иван-чай, жасмин, чертополох

IV неделя: цветет зверобой, коровник, цикорий, луговой василек и др., спеет земляника, появление грибов-обабков

Наблюдение за природой (июнь)

На полях колосится рожь

Начало цветения тмина и боярышника

Цветут фиалка и тысячелистник

Всходит молодой картофель

Зацветают иван-чай, жасмин

В лесу созревает земляника

Цветут цикорий, короставник

Зацветает на лугу василек

30 июня

Июль. Полное лето

Месяц июль

Температура воздуха: от +13° C до +23° C;

Световой день: 16 ч. 48 мин;

Погода: Жаркое солнце, частые грозы;

Живая природа: Цветение липы, бурный рост природы.

Июль – разгар лета, самый жаркий и, одновременно, грозовой месяц в году. Иной раз может установиться жара на несколько дней подряд. Знойные солнечные дни чередуются с кратковременными грозами, такие внезапные ливни с громом и молнией также внезапно заканчиваются, как начинались, уступив жаркому полуденному солнцу высушать теплым воздухом землю.

Календарь природы

I неделя – II неделя: наступает сенокос, цветет липа, лопух, солнце становится жарким, а ночи теплыми и сухими, спеет черника и клубника, цветет липа

III неделя – IV неделя: появление рыжиков, цветет пижма, картофель, созревает спелая рожь, в лесу полно ягод и цветут травы, поспевает малина

Наблюдение за природой (июль)

Цветение у пижмы

Август. Спад лета

Месяц август

Температура воздуха: от +12° C до +22° C;

Световой день: 14 ч. 54 мин;

Погода: Теплое солнце, ночные похолодания;

Живая природа: Желтеет береза, сохнет трава, первый отлет птиц, первые листопады.

Август – время отступа жары к тихим безмятежным теплым денькам. Солнце пригревает уже не столь интенсивно, вечерами становится прохладней, зато погода становится более спокойной, умеренной и комфортной для долгих прогулок.

Календарь природы

I неделя – II неделя: дни продолжаются теплыми и жаркими, мягкими и безветренными, средняя температура постепенно опускается до +17° C, поспевание брусники, отлет стрижей, первые желтые листья на липе

III неделя – IV неделя: солнце становится менее жарким, как только средняя температура опустится ниже +15° C, первые окрашивания листьев на березе, природа начинает готовиться к осени

Наблюдение за природой (август)

Засев озимой ржи

20 августа

Первый незаметный листопад

26 августа

Ночами возможны заморозки

27 августа

Засев озимой пшеницы

27 августа

Уборка картофеля с момента увядания батвы

Сентябрь. Ранняя осень

Месяц сентябрь

Температура воздуха: от +7° C до +16° C;

Световой день: 12 ч. 42 мин;

Погода: солнце, переменная облачность, моросящие дожди, иней ;

Живая природа: Пожелтение листьев, отлет птиц.

Сентябрь – первые признаки приходящей осени уже заметны на деревьях. Береза первая начинает играть в осенних лучах еще теплого солнца желтизной листьев, кроны деревьев накидывает первая заметная позолота. Впереди еще много хороших осенних дней бабьего лета.

Календарь природы

I неделя: небольшие утренние заморозки после ночи, образование инея, пасмурные дни сменяют непостоянные солнечные, листопад у берез, отлет журавлей

II неделя: птицы собираются в стаи, заметные пожелтения и первые опадания листьев многих деревьев

III неделя: заметные изменения цвета листьев, обильный листопад, примерные сроки начало “бабьего лета”, иногда возможны даже повышения температуры свыше +19 ° C на солнце, отлет уток

IV неделя: холодные фронты и ночные заморозки, постепенно кучевые облака заменяются сплошной пеленой и серой дымкой, примерное окончание “бабьего лета”, птицы улетают на юг

Календарь природы сезонных изменений времен года

Добрый день, мой читатель. Сегодня, в самые первые теплые весенние деньки, я хочу вам рассказать о том, что такое и для чего нужен календарь природы. Также вы узнаете из моей статьи, на что указывает он и о чем говорит.

Читайте также:  Готовим дачный домик к зиме. Несколько советов, которые помогут ничего не забыть

И так давай те узнаем ритм жизни природы.

Всем нам известно, что живая природа постоянно находится в движении и развитии, и поэтому изменения в природе происходят с определенной периодичностью и цикличностью.

Ежегодная смена времен года

Как известно, на сезонные изменения в естественной среде обитания сильное влияние оказывает смена времен года.

Ежегодно одно время года сменяет другое:

  • за холодной зимой наступает долгожданное время года — весна,
  • цветущую весну сменяет теплое и жаркое время года — лето,
  • на смену прекрасной летней поре идет замечательное время года — богатая золотая осень,
  • и по окончании прекрасно-красивой унылой поры осени к нам вновь приходит морозная зима.

Вот годовой цикл времен года и замкнулся, наш дневник наблюдений за природой вернулся на исходную позицию. Значит можно сказать, что сезонная система отсчета времени вернулась на круги своя.


Календарь нашей природы устроен так, что каждому времени года соответствуют свои названия месяцев-

  1. так зимними месяцами принято считать – декабрь, январь и февраль,
  2. весенними месяцами считают – март, апрель и май,
  3. летними месяцами – июнь, июль и август,
  4. и наконец, все осенние месяца – сентябрь, октябрь и ноябрь.

Приметы старины глубокой

История создания календаря относит нас еще к временам древних славян, где старинные рукописные записи и по сей день имеют широкое применение.

Многие народные приметы из жизни русской природы отражены:

Наши древние предки уже тогда знали как вести записи в данном календаре. Они ежедневно фиксировали длительность светового дня и записывали то время, когда происходила резкая перемена погоды, с учетом соблюдения сроков.

Поэтому на каждый день у них были свои достаточно точные долгосрочные прогнозы.

Их старинные записи нам нужны и сегодня, ведь они указывают нам на то, как сделать своими руками такой современный календарь. Ведь климат на нашей планете сегодня резко меняется, и многие данные стоит подкорректировать.

Их записи говорят, когда должны наступить те или иные изменения в природе –

  1. улучшится или ухудшится в ближайшее время погода,
  2. зацветут или завянут растения,
  3. проснуться или лягут в зимнюю спячку животные,
  4. когда нужно идти на охоту или лучше заняться рыбной ловлей.


Вот мы и узнали с вами, кому нужен такой природный календарь и каковы его основные функции.

Виды природных календарей

В заключительной части статьи мне хотелось бы вам рассказать, какие бывают виды календарей природы. Для этого мы отправимся с вами на несколько интересных мероприятий посвященных охране окружающей нас среды.

Давайте для начала заглянем в общеобразовательную школу, где для детей младших классов и для школьников средних и старших классов был проведен конкурс, где каждый класс делал свой магнитный природный календарь. Данное мероприятие мне очень понравилось, ведь там было так интересно.

Не только в школе, но и в детском саду совместно с воспитателями дети рисовали картинки сезонных явлений русской природы с обозначениями явлений погоды в то или иное время года. Ну и интересный скажу я вам, у них получился календарь. Такой точно нигде не купить для детского сада.

С помощью фенологических наблюдений были составлены следующие виды календарей –

  • солнечный и лунный,
  • церковный и религиозный,

которые в свою очередь имеют следующие разновидности —

  • настенные и карманные,
  • отрывные и перекидные,
  • а также электронные и механические.

С каждым днем, иногда незаметно для нас, происходит обновление окружающего нас мира природы, который часто нас удивляет и поражает своими явлениями и быстротой изменения.


Поэтому все картины природы точно отобразить в данном календаре наша самая главная задача. Старайтесь ежедневно вести наблюдения за природой и делать своевременные записи, и тогда ваш календарь будет самым точным и правильным.

Вот мы и познакомились с календарем природы, из которого вы надеюсь, узнали для себя много полезного. Может быть, и вам приходилось, составляя такой календарь, наблюдать и записывать все интересные изменения в окружающей нас среде, напишите об этом в ваших комментариях, мне будет интересно прочесть.

А на сегодня это все, мой дорогой читатель. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек.

Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Мой детский сад

Информационный портал для родителей и воспитателей

Каким должен быть календарь природы в ДОУ и как его изготовить своими руками

Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами общения и поведения, узнает много нового о себе и окружающем мире. Программа ФГОС гласит, что среди прочего обязательно в каждой группе должен присутствовать календарь природы для детского сада. Для младших деток это один стенд, для старших – другой. Однако подобный календарь выполняет важные задачи и служит дидактическим материалом педагога в ознакомлении ребят с природой и погодой.

Календарь природы для детского сада – зачем он нужен?

Уголок природы, как еще называют вышеупомянутый календарь, является полезным украшением для каждой группы. Он должен быть не только ярким и интересным, но и содержательным. Основные функции календаря:

  • Формирование у детей представления об экологии.
  • Развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями.
  • Внушение азов правильного поведения на природе и желания сберечь ее.
  • Формирование представления о том, как огромен и разнообразен мир вокруг.
  • Воспитание трепетного отношения и любви к природе.

Представление о том, каким должен быть природный уголок, у каждого воспитателя свое. Но не стоит забывать о том, что дети должны узнать максимум нового и в понятной для себя форме. Дополнением к календарю станет уголок живой природы, где вы можете разместить комнатные растения (фикус, примула, фиалки, хлорофитум и прочие) и показывать ребятам, как за ними правильно ухаживать. Там же можно завести небольших и неприхотливых животных: рыбки, свинки, попугаи, хомячки, мышки, черепашки. Дети смогут наглядно следить, как в зависимости от времени года и погодных условий ведут себя представители флоры и фауны.

Самая большая трудность у педагогов обычно связана с оформлением календаря в уголке природы. Вопросы о том, какую информацию туда разместить, как ее правильно подать, как рассказать воспитанникам о том, что они видят. Сейчас в магазине можно встретить большое количество уже готовых календарей природы для детского сада, которые содержат все необходимое. В итоге все варианты делятся на 2 возрастные группы: для младшей группы и средней/старшей группы.

Календарь природы для младшей группы

Для детей 3-4 лет выделяют несколько типов календарей природы: наблюдение за ростом и развитием животных, за птицами, за сезонными изменениями в природе. В календаре про птиц размещаются фотографии разных птичек, которые прилетают на кормушку – со многими из них дети знакомятся впервые.

Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. Очень часто он оформляется в виде часов со стрелкой. Педагогу необходимо провести наблюдения для них в начале и конце каждого сезона. К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и прикрепить к стенду. При этом в календаре может присутствовать несколько секторов:

  • Сезоны: лето, весна, осень, зима. Календарь природы для детского сада стоит в любом случае оформить с этим сектором, ведь в младшей группе как раз начинает появляться представление у деток о том, что такое холодно, жарко, ветрено, относится это к весне или осени, зиме или лету, улетают птицы или возвращаются.
  • Природные явления и температура: дождь (сильный и слабый), снег, метель, ветер, солнце, туман, град, иней, лед и прочее; шкала температуры с движущимся по ней элементом.
  • Дни недели: с понедельника по воскресенье.

Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо правильно одеть на прогулку куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.

Календарь природы для детского сада средней и старшей группы

Если с малышами 3 лет воспитатель наблюдает за каждым явлением природы отдельно, то с 4 лет дети способны воспринимать по 2-3 явления одновременно. Например, не только дождливую погоду, но и ветреную погоду при этом, или не просто распускание листьев на деревьях, но и их опадание при порыве ветра. Календарь природы при этом может быть усложнен или дополнен.

Скажем, месяцы с праздничными днями могут быть заполнены соответствующими флажками или картинками: «8 марта», «Новый год», «Пасха» и прочие. Теперь можно не только помечать день недели, в который ребята сегодня пришли в детский сад, но и указывать наступившее число, месяц и год.

Производители календарей стали выпускать и довольно современные их модели, которые содержат магниты и могут выступать в роли доски для смываемых маркеров. Дошколята, уже освоившие буквы и цифры, могут вносить в него свои заметки или изображать увиденное рисунками – или это делает педагог. Получается своеобразный дневник наблюдей, который можно ежедневно обсуждать вместе с воспитанниками. Стили календарей могут быть самыми разными: мультяшные, спортивные, однотонные, забавные, с изображением детей, зверей, растений или красивой природы на фоне.

Делаем календарь природы для детского сада своими руками

Если средств на покупку готового календаря нет или фантазия бурлит так, что хочется реализовать свои задумки в его создании, то при затрате времени около 5-6 часов, можно сделать уголок природы своими руками. Приведем несколько интересных вариантов.

Пожалуй, наиболее практичным календарем будет тот, у которого износостойкая основа и прекрасная цепкость. Прекрасный вариант – прямоугольный коврик. На него вы сможете при помощи булавок цеплять картинки и украшения. Минус такого календаря – не самая высокая безопасность. Поэтому оптимальнее применить его в старшей группе детского сада. Каждое время года пусть будет оформлено отдельно.

Наступила весна – можно развесить соответствующие фотографии (даже самих деток), вырезанные из журналов или открыток картинки. В интернете вы найдете и изображения погодных явлений для этого времени года. Из цветной бумаги можно сделать «часы» дней недели и времени суток. Либо это могут быть просто картинки, которые выбираются при помощи флажков.

Еще один неплохой вариант – фанерная основа или из ПВХ. Тогда работать будет безопаснее. Самоклеящаяся бумага позволит как украсить стенд, так и правильно его оформить. Попросите творческих родителей принести из дома тематические открытки или изготовленные вручную интерактивные элементы. Движущийся показатель термометра может быть сделан из замков красного и синего цвета. Пусть они смыкаются по середине, а выше и ниже ее распишите показатели градусника с оригинальной шкалой.

Интересным будет и упрощенный вариант природного календаря. Времена года расположите по часовой стрелке, обозначив их свойственными погодными условиями. В центр разместите стрелку. Можно прикрепить к основе 4 файла и вставить в них изображения с временами года, а сверху при помощи самоклеящейся бумаги или двустороннего скотча цеплять изображения животных, погодных явлений, температуры и прочего.

Оформив календарь природы для детского сада, вы позволите своим воспитанникам познать окружающий мир в его проявлениях в виде осадков, понижения и повышения температуры, просыпающихся и засыпающих животных и цветов. Сделайте или купите такой стенд, который будет понятен детям. Пусть они будут вовлечены в процесс максимально: сами рассказывают о том, что видят и чувствуют, отвечают на вопросы, какую картинку и куда нужно разместить. Развивайте ребят – это будущее!

Введение

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов.

У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Читайте также:  Мучнистый червец на кротоне. Он меня добьет.

Значение календарей природы, их виды

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.

Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.

Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поеле зрения детей и состовляют содержание найболее частых наблюдений.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных – рост и развитие хомяка в старшей группе или развитие цыплят и их взаимоотношение с курицей в подготовительной группе. Ведение такого календаря можно делать следующими способами. Рассмотрим их на примере наблюдений за ростом редиса (рис1.1). Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения.

Рис. 1.1 Календари наблюдений за ростом редиса

Еще один способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает пространственно временные параметры роста и развития огородной культуры (рис.1.2). Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной рисунок) создают картину последовательных изменении подземной и надземной частей растения. Одновременная запись погоды, трудовых операций дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых развивается овощная культура. Графа «время», например, показывает, сколько недель длится развитие корнеплода. Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост и непродолжительный период развития.

Рис.1.2. Страницы календаря соединены в ширму. На трех страницах изображен последовательный рост редиса за три недели

Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Графическая модель роста и развития животного должна отражать изменения не только внешнего облика (строение), но и двигательную активность (поведение), меняющиеся условия внешней среды. Под двигательной активностью следует понимать, как перемещается животное в пространстве (ходьба, бег, прыжки), как добывает пищу, каковы действия, направленные на установление взаимоотношений с сородичами и с другими живыми существами. Таким образом, содержание графической модели этого типа более обширно. Поэтому запись поведения животных представляет некоторую сложность. Это связано с поиском адекватных и понятных значков-символов.

Календарь наблюдений за птицами.

Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы. (рис. 1.3,1.4)

Рис.1.3 Календарь наблюдения за птицами (младшая и средняя группа).

Рис.1.4 Календарь наблюдения за птицами (старшая группа)

Календарь для младших и старших дошкольников (верхняя часть) заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся. Календарь старшей и подготовительной группы, (нижняя часть) заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки – «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами. Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.

Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Такая работа в течение двух недель уже дает отчетливые представления, которые легко соотносятся со словесными обозначениями (названия птиц, определение их величины, окраски). Старшие ребята не только закрепляют свои представления (дети должны знать особенности поведения птиц – где кормятся, кого боятся).

Кроме того, работа с календарем в старшей группе, соединяя в себе символический способ фиксации наблюдений – это практическое средство формирования логической формы мышления. Отбирая карточки (в течение двух недель) с изображением виденных на участке птиц, расставляя их по соответствующим графам, а затем, переводя полученные ситуации в символическое изображение, дети обучаются одновременно умению последовательно соотносить образы и объекты.

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе. Такой календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (рис.1.5). Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть “недельной методики” ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Рис.1.5. Образец заполнения календаря (на прмере наблюдений, проводимых в последнююнеделю октября)

Страница календаря рассчитанна на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным “месяцем” с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой “погода” семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения. Дни недели закрашиваются разным цветом. Погода фиксируется значками ежедневно. Состояние живой природы – это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (одно-два дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время. Эту страницу желательно изобразить цветным рисунком.

Еще один пример ведения календаря, это календарь-ширма (рис.1.6), где на трех страницах изображены сезонные изменения в природе, например, осенью.

Такой календарь имеет три графы: «Недели», «Погода», «Живая природа». Первая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца, Для наблюдений можно выбрать любую, из них, но лучше вторую или третью. Таким образом, из четырех представленных в календаре недель заполняется лишь одна. Это дает возможность показатъ дошкольникам, сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили и когда возобновятся снова. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе “Живая природа”. В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе “Живая природа”, т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки “погоды”, рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных – все соответствует конкретному моменту состояния природы. Работа воспитателя строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Он должен сначала обучить детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направить внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе. С помощью вопросов педагог организует и направляет ход рассуждений детей, подводит их выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. Вот почему именно вопросы воспитателя при обсуждении календаря мы рассматриваем как средство становления и активизации логического мышления детей. Разница между вопросами, по которым педагог ведет объяснение, составляющими, с одной стороны, суть словесно-логической схемы, а е другой – предназначенными для обсуждения календаря, состоит в том, что последние способствуют актуализации, систематизации и обобщению уже имеющихся представлений, в то время как первые предназначены для получения начальной информации о предметах.

Аналогичные календари целесообразно использовать при наблюдении любых длительных закономерно протекающих явлении в природе. С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий. любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей.

Например, для младшей и средней группы календарь природы оформлен в виде пирамиды, состоящей из нескольких съемных блоков. Дети подбирают картинки таким образом, чтобы каждая из граней пирамиды отражала особенности природных явлений определенного сезона и одежды людей.

В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы, состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их «читать». Форма календарей также может быть разной. Календарь в виде круга, сделанного из плотного материала и разделенного на части, удобен для раскладывания на столе или на полу. Каждый месяц в таком календаре представлен отдельным сектором. Календарь в виде пирамиды-гриба дает возможность помещать различные картинки как на самой пирамиде, так и на «ножке гриба».

Комбинированный календарь в подготовительной группе включает настенный календарь-круг с указанием месяцев (даются как обычные, так и народные названия) и объемный календарь со ступеньками, в нижней части которого прикрепляется лента погоды, а в верхней размещаются веселые человечки — дни недели.

Календарь может быть сделан и виде настоящей лесенки, с объемными фигурками, отражающими различные природные изменения. Дни недели в этом случае символизируют разноцветные цилиндры-коробочки, на которые выставляются карточки с указанием даты. Написанное на карточке название месяца закрепляется на вершине лесенки. На ступеньках выставляются фигурки-символы, характеризующие состояние природных объектов в данное время, и карточки погоды

Интегрированное внеклассное мероприятие (литература + естественные науки) по теме “Путешествие по календарю природы”

Цель: формирование компетенции личностного совершенствования, познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

  • сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года;
  • ознакомить учащихся с терминами: “день солнцестояния”, “день равноденствия”.
  • развивать способность видеть эстетическую ценность стихотворных произведений;
  • развивать коммуникативные свойства речи;
  • развивать умение работать с раздаточным материалом.
  • создавать эмоциональный настрой;
  • постичь глубокий смысл народных примет;
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Методы: Путешествие с элементами проектного обучения. Приемы проблемного обучения.

Оборудование: доска, указка, экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, Flach-анимация “Четыре знаменательные даты”, глобус, листы ватмана, материал для изготовления “Календаря природы”, аудиозапись “У природы нет плохой погоды”.

Звучит вступительная песенка Чевостика. (1 мин.28сек.)

Учитель географии. Здравствуйте, ребята!

Мы отправляемся в путешествие. Это будет необыкновенная прогулка по Календарю природы.

Нет, не по календарю с картинками.

Такого календаря, который висит на стене, мы в нашем путешествии не увидим. У природы есть собственный календарь. Однако, должны вас предупредить – он отличается от того календаря, которым пользуются люди.

Например, настенный календарь сообщает нам, что весна наступает 1 марта, а по календарю природы настоящим приходом весны считается день, когда прилетают грачи. Случиться это может и 15, и 20 марта. Год на год не приходится. Распорядку Календаря природы подчиняются все деревья в лесу, все звери, все птицы и насекомые.

Ученых, которые занимаются изучением изменений в природе, называют ФЕНОЛОГАМИ, а науку, которая изучает, когда и какие изменения происходят в природе, – ФЕНОЛОГИЕЙ.

Читайте также:  Обрезка малины осенью

Вы ведь обращали внимание, что происходит летом? (Тепло, ярко светит солнце, растения зеленые). Осенью? (Часто идут дожди и пасмурно). А весной? (Тает снег, ярче светит солнце). А зимой? (Холодно). Вот фенологи и изучают все эти и многие другие сезонные явления.

А что значит сезонные? (Ответы ребят.)

В наших краях год делится на осень, зиму, весну и лето. Их называют времена года, или сезоны. Для нас привычно, что год состоит из четырех сезонов.

Как вы думаете, может быть по-другому?

На нашей планете есть много мест, где сезонов всего два – сухой и сезон дождей. А есть и такие места, где в течение года почти ничего не меняется. На Южном полюсе, например.

Сегодня мы так далеко забираться не будем. Наше путешествие познакомит нас с теми изменениями, которые происходят в нашей родной природе. Время пролетит очень быстро, путешествие в год мы совершим примерно за час.

Но прежде, чем начать наше путешествие, мы должны ответить на вопрос – ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ СМЕНА ВРЕМЕН ГОДА?

– Вам уже известно, что Земля вращается вокруг своей оси. За какое время она совершает полный оборот? (24 часа.)

– Как называется оборот планеты вокруг своей оси? (Сутки.)

Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Демонстрация ЦОР “Движения Земли и четыре знаменательных даты года” – первая часть.

– Представим на секунду, что Земля не вращается вокруг своей оси. Какие последствия вызовет это исчезновение движения? (Прежде всего, исчезнет привычный для нас отсчет времени. Не будет ни дня, ни ночи. Земля разделится на два полушария: дневное и ночное. Над дневным всегда будет светить солнце, а на ночной части никто не увидит солнечного света. Главное, конечно, что жить на такой планете невозможно. Освещенная сторона раскалится, а на ночной стороне будут лютые сибирские морозы. Океаны исчезнут: на дневной стороне они испарятся, а на ночной – замерзнут).

– Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 дней (366 дней в високосном году).

– Земля наклонена к плоскости вращения вокруг Солнца, угол наклона составляет 66,5 градусов.

Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

Демонстрация ЦОР “Движения Земли и четыре знаменательных даты года” – вторая часть.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.

Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?

Верно, Северное, здесь лето.

22 июня – День летнего Солнцестояния – самый длинный день и самая короткая ночь в Северном полушарии. Лучи солнца падают отвесно на Северный тропик. От Северного полярного круга до полюса вся поверхность Земли освещена Солнцем – Полярный день, а в это же время на южном полюсе – Полярная ночь.

22 декабря – День зимнего Солнцестояния – самый короткий день и самая длинная ночь в Северном полушарии. Лучи солнца падают отвесно на Южный тропик. От Южного полярного круга до полюса вся поверхность Земли освещена Солнцем – Полярный день, а в это же время на северном полюсе – Полярная ночь.

22 марта и 22 сентября – в эти дни Северное и Южное полушарие освещены Солнцем одинаково, в полдень лучи Солнца отвесно падают на экватор. В дни равноденствия на всей земле день равен ночи.

Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном ? (Зима.)

Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии (осень).

У нас сейчас зима. Давайте начнем путешествие с весны, тогда в конце путешествия мы как раз вернемся в зиму. А помогут нам дядя Кузя с Чевастиком.

Демонстрация презентации “Времена года”. Приложение 1.

Учитель литературы. Слайд 1. Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует?

Приступила к работе Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.

День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.

Учитель биологии. Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

Учитель литературы. Слайд 2. Готовясь к нашему мероприятию, вы писали сочинения о весне, из которых я выбрала самые лучшие строчки и создала на их основе миниатюру “О чем рассказала бы нам Сосулька”.

– Что такое? Я плачу?! Почему?

Мне хорошо, тепло, я счастлива…

Меня так ласково обдувает ветерок, солнечный лучик играет, переливается в моих хрустальных косичках, пытается их причесать, пригладить и иногда ему это даже удается. Тогда почему я плачу? О нет! Я плачу не от горя! Я плачу от счастья. Мне так тепло!

Как и вы, наши русские поэты и писатели не остаются равнодушными к красоте родной природы. Талантливые художники, они обладают даром “рисовать словами”. Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы. Поэзия – великое чудо.

О Весне-красе много стихов, слово группе “Весна”.

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок.

В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?”

С. Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Учитель биологии. Слайд 6

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” – приглашаю. (Лето.)

Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: “Возьму-ка я краски попроще, да посочнее” Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. А речки и озера – ярко-синей. В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов и ягод.

Хороша картина жаркого Лета! Хотя А.С. Пушкин говорил:

“Ах, лето красное,
Любил бы я тебя,
Когда б не зной да пыль,
Не комары да мухи. ”
Но мы лето любим. И группа Лето нам докажет это.

Золотое солнце в золотой рубашке, Слайд 7
Всюду разбросало желтые ромашки.
В золотистой ряби светло-желтых вод
Желтые кувшинки водят хоровод. Слайд 8
Золотые блестки солнечного света –
Это же веснушки на щеках у лета.
С. Иоселовская

Какого цвета лето?

А ну-ка, кто ответит, Слайд 9
Какого цвета лето?
Не знаю я ответа,
Пойду спрошу у лета.

Зеленое, зеленое
Сегодня все вокруг,
Зелеными травинками
Шумит зеленый луг.

Зелеными тропинками Слайд 10
Ребята в лес бегут,
Зеленые кузнечики
Нам песенки поют.

Какого цвета лето –
Теперь я знаю это!
В. Татаринов

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень) Слайд 11

Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

Учитель литературы. Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Довольна осень своей работой.

Осень – любимое время года наших русских поэтов. Есенин, Некрасов, Тютчев, Пушкин…

Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

А какие строчки об Осени помните вы?

***
Праздник осени в лесу!
И светло, и весело!
Вот какие украшенья
Осень тут развесила!

Каждый листик золотой – Слайд 12
Маленькое солнышко.
Соберу их и в корзинку
Положу на донышко.

Берегу я листики –
Осень продолжается,
Долго дома у меня
Праздник не кончается.
Н. Найдёнова
***
Улетели птицы разные, Слайд 13
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.

Миниатюра “Разговор падающих листьев”. Слайд 14

Учитель. А пойдемте-ка мы с вами сейчас в осенний лес и возьмем интервью у падающих листьев. (Дети поднимают листья вверх и машут ими.)

И вспоминаются строчки из песни моей юности –

Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся.
И от осени ни спрятаться, ни скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится?

Дима. Мне весна, ведь это пора моего детства.

Савва. А мне южный ветерок, он мне так много рассказал о других странах.

Аня. А мне – лето, солнце, теплый дождик.

– А мне – ёжик под осиной, он был такой смешной!

– А мне подосиновик, он так упорно пробивался к свету, так пыхтел, расталкивая маленькой шляпкой прошлогодние листья.

– А мне… Я много чего знаю, мне рассказали ветры.

– Будете слушать? Хорошо. Давным-давно…

– Нет-нет! Это история долгая, я лучше послушаю её долгими зимними вечерами.

– А мне ничего, я не сплю. Я держусь. Не хочу расставаться с родным домом. Видите, все уже улетели, а я остался один. Я не улечу, я крепко держусь… Ой, лечу… лечу…

– Вот и этот улетел. Прощай, наслаждайся свободой.

Обернулась в лёд вода, Слайд 15
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Когда это бывает? (Зима.)

Начала писать картину Зимушка – Зима. ” Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Учитель литературы. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

А покрывало снежное лежит такое нежное.… А из чего оно? (Из снега.) Слайд 16

Я родилась далеко-далеко отсюда в жаркой стране. Да, не улыбайтесь, я была голубой теплой капелькой и нежилась вместе со своими сестрами под яркими лучами. Но однажды, видимо, перегрелась на солнышке и вместе с ветерком, который рассказывал мне о далеких странах, поднялась в небо к легкому облачку.

Как много я увидела с высоты! Густые леса, жаркие пустыни, моря и океаны. Ветер носил меня по всему свету, но вдруг увидела я, что мое легкое облачко превратилось в черную тучу, которая нависла неподвижно над чем-то холодным и белым. Все зашептали: “Сибирь, Сибирь, Север, Холод”. Мы жались друг к другу, стараясь согреться, но от этого становились все тяжелее и тяжелее.

И что же? Мы начали падать! Только почему-то стали легкими, холодными и колючими, но зато какими красавицами. Каждая кружилась в своем первом вальсе в белом бальном платье, кружилась и не хотела опускаться.

Это был волшебный бал…

А какие стихи вы приготовили о Зиме?

Художник. Слайд 17

Художник картину всю ночь рисовал,
Трудился на совесть, покоя не знал.
И вот на окошках уже забелели
Высокие сосны, пушистые ели.
Потом мы увидели там небосвод,
Где звезды веселый вели хоровод.
Снежинки порхали одна за другой –
Так окна мороз разукрасил зимой.
А. Мельников

Игра в снежки. Слайд 18

Мы в сугробах кувыркались
И катались на коньках,
А потом в снежки играли
За деревнею в кустах!
Мишка спрятался за ветки,
Но напрасно, в тот же миг
Угодил снежок мой меткий
Точно в цель – за воротник.
Солнце село за осину.
Догорает зимний день,
Мы идем домой в обнимку,
Шапки сдвинув набекрень
А. Береснев

Творческое задание: создать календарь природы по временам года

Презентация “Времена года”, песня “У природы нет плохой погоды”.

Ребята берут листы ватмана, материалы, необходимые для изготовления Календаря природы.

Защита Календаря природы.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? Так какой же художник лучше рисует: Осень, Зима, Весна, Лето? (Все рисуют хорошо, каждое время года красиво по-своему)

Добавить комментарий