Садовые дорожки в японском стиле.

Дорожки в японских садах

Дорожки в японских садах тоже имеют свою историю. Сначала древние люди создавали территории внешних дворов синтоистских святилищ, как места пребывания богов. Расчищенные участки засыпались камнями, чтобы они не зарастали травой. Однако впоследствии развитие садов пошло по другому пути, поскольку важнейшее значение стало придаваться водоемам и водным, а не пешим прогулкам. Поэтому в этих первых садах упоминания о дорожках найти довольно сложно. Хотя некоторые мотивы использовались уже тогда: арочные и плоские мосты, оформление берегов крупными речными камнями или галькой, под стать природным, насыпи, по которым можно было ходить.

Более оформленные дорожки стали появляться в эпоху развитого средневековья (XIII – XVI вв.), когда наряду с водными популярность получили и пешие прогулки. Так, знаменитый сад Сайхо-дзи, или Кокэ-дэра (сад мхов) создан был из двух разнохарактерных частей, разделенных между собой воротами. Нижнюю часть занимает водоем с островами, а верхняя находится на склоне горы, где в устройстве дорожек использовались камни. Другой, не менее известный, сад храма Серебряного Павильона, также имеет двухуровневую структуру. В нижней части располагается пруд, в верхней – композиция в стиле «сухого пейзажа». К храму Серебряного Павильона ведет путь, состоящий из трех частей. Первый отрезок пути – это дорожка, вымощенная камнями, вторая часть – длинная дорога из белого гравия со стрижеными кустарниками по обеим сторонам. И, наконец, третья тропинка, снова каменная, пролегает через небольшой дворик с растениями.

Наибольшее значение дорожки приобрели во времена позднего средневековья (XVII – сер.XIX вв.), когда стали появляться чайные сады. Маршрут следования к чайному домику предписывалось делать протяженным и сложным, чтобы эта прогулка заставляла гостей глубже погрузиться в атмосферу спокойствия, отрешенности и сосредоточенности на своем внутреннем мире. Участники церемонии должны были идти строго по дорожкам, перешагивая с камня на камень.

Как правило, в чайных садах делают тобииси – пошаговые тропинки из плоских, несколько выступающих над землей камней, выложенных на некотором расстоянии друг от друга. Обычно промежуток между ними составляет 10-15см. Камни в составе тропинки устанавливают на одной высоте и на равном расстоянии друг от друга, вследствие чего создается ощущение непрерывности, и дорожка органично вписывается в сад. Тобииси, как правило, не созданы для быстрого шага. По такой дорожке идти надо неторопливо, глядя под ноги. И только когда гость доходит до специально установленного большого камня, на котором удобно остановиться, он поднимает голову и любуется видом, представшим его взору.

Однако в садах могут быть и другие типы мощения, порой даже смешанные. Тропинка тобииси в каком-то месте может перейти в каменное мощение (нобэдан), где-то будет положен большой плоский камень, на котором удобно постоять, осмотреться, передохнуть или провести необходимый ритуал (например, омыть руки у цукубая).

В качестве материала для дорожек нобэдан используются природные камни разной формы и размеров, сложенные в декоративный узор. Здесь главное правило – чтобы они были верно подогнаны друг к другу: промежутки не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими, и камни не могут образовывать четырехугольник.

Дальнейшее развитие история дорожек получила в эпоху Эдо (1600-1868 гг.). И связано это было с появлением системы сайкин-котай, при которой ограничивались всякие передвижения по стране (не говоря уже о путешествиях за ее пределы). Крупные феодалы в течение года обязаны были нести службу при дворе сёгуна в г.Эдо, а потом на год удалялись в свои владения, оставляя свою семью в качестве заложников при дворе сёгуна. Таким образом, даже состоятельные люди не могли себе позволить путешествия ни в другие страны, ни даже по Японии. Все это отразилось и на садах. Знатные люди начали заказывать сады, в которых можно было совершать воображаемые путешествия. Дизайнеры воссоздавали известные пейзажи в миниатюре, образы которых брались из различных историй или рисунков. В то время легально перемещаться по стране могли только паломники, чьи рассказы также использовались в качестве идей для сада. Появились настоящие прогулочные сады – кайюсики. Целью прогулочных садов было продемонстрировать власть и богатство их владельцев, а также развлечь важных гостей, увлекая их постоянно меняющимся пейзажем, созданным из камней, воды, фонарей, цветов и пр.

Огромное значение в это время приобрели дорожки. Теперь их главная задача – не только вызвать ощущение отправления в длительное и интересное путешествие. В отличие от дорожек в чайных садах, которые уводили гостя вовнутрь собственного мира, маршруты в «саду для прогулок» должны увлекать путешественника из сада в далекие неизведанные места, а то и времена. Сады этого типа, по существу, являлись некоей галереей пейзажей, сменявших друг друга. И дорожки призваны были подсказывать человеку, где остановиться, куда посмотреть, где, наоборот, ускорить шаг. Так, сплошное мощение или гравий дают возможность осматривать сад непрерывно. Не надо смотреть под ноги и выбирать, куда наступить. Гравий, помимо всего прочего, выполняет успокаивающую роль: его тихое шуршание позволяет расслабиться, задуматься.

Напротив, неудобная дорожка из некрупных камней, да еще и расположенных на различном расстоянии друг от друга, заставляет идущего внимательно смотреть под ноги, отвлекаясь от пейзажей. А когда путешественник поднимает голову, перед ним вдруг открывается совершенно иной вид, совсем другая картинка.

Таким образом, мы выяснили, что дорожки в японских садах не только имеют большое значение и глубокий смысл, но и требуют к себе довольно серьезного отношения. Теперь от истории перейдем к нашим садам. Вы решили сделать дорожку. Прежде всего, необходимо продумать – зачем она вам? Дорожка «в никуда» в лучшем случае вызовет недоумение. Ведь само ее назначение – привести человека в какое-то место или к какому-то объекту. Это может быть беседка, водное устройство, сад камней или просто камень, около которого расположился японский фонарик, скамейка, сарай, парковка – все, что угодно.

Как только мы выяснили этот вопрос, продумываем, какой материал будем использовать. Дорожка из гравия смотрится неплохо, по ней приятно пройтись, она «слышна». Однако есть и минусы. Во-первых, по такой дорожке не стоит ходить на каблуках. Поэтому, если этот путь предназначен для гостей, хорошо бы продумать альтернативные варианты. Во-вторых, нежелательным является соседство с высокими хвойными растениями или деревьями с мелкой листвой. Поверьте, в таком случае осенью Вам отдыхать не придется: очистить щебень от иголок – не простое занятие. Ну и в-третьих, на таких дорожках прорастают сорняки. Ведь геотекстиль защищает только от тех сорняков, что прорастают снизу, сверху же легко попадают новые семена. Конечно, их не так много, как на земле, и они легко убираются, но запускать прополку нельзя – дорожка потеряет вид.

Дорожка из пошаговых камней больше всего подходит для японского сада или уголка в японском стиле. Но здесь очень важно продумать, на каком расстоянии положить камни. Ведь длина шага у всех разная. Это зависит роста человека, от возраста, от пола и даже от склада характера. Быстрый темп удлиняет шаг, медленный – укорачивает. Поэтому не стоит делать тобииси по дороге к хозблоку или туалету. Такие тропинки предназначены больше для осмотра сада.

То же касается и дорожек из бруса, пространство между которым засыпается щебнем. Просчитать длину шага каждого человека практически невозможно. В результате ходьба по таким дорожкам превратится для вас в тяжелое испытание. Но это не значит, что не стоит их делать. Есть несколько вариантов. Первый – положить брус не на каждый шаг, а через определенное расстояние, равно приблизительно трем-четырем шагам. Заполнять промежутки необходимо мелким щебнем, по которому удобно ходить. Другой вариант – скрепить всю дорожку бетоном или другими смесями. Или же сделать дорожку короткой, а брус – широким, чтобы свести неудобство к минимуму. Наиболее комфортный вариант – каменное мощение, но минус такой дорожки в том, что ее сложнее перенести в другое место, если вдруг Вы решите что-то изменить в своем саду.

Ну и теперь, когда материал выбрали, осталось решить, как мы проложим дорожку. В японских садах прямые линии не приветствуются. Однако не стоит впадать в крайности. Если на маленьком отрезке сделать извилистую дорожку, это будет выглядеть нелепо. Да и на больших расстояниях каждый поворот желательно оправдывать посаженным кустом, композицией из многолетников или хотя бы камнем. В конце концов, если расстояние небольшое, а прямых линий видеть не хочется, дорожку можно просто слегка сместить или сделать небольшой излом.

Авторы фото: Елена Глубоковских, Александра Басова

anshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00

Японский стиль в ландшафтном дизайне: как сделать японский садик

Японский стиль в ландшафтном дизайне — яркий образец этнического направления в оформлении садовых и приусадебных участков. Японцы очень практичны. Им неприемлемы избыточность декора или предметов. Вот и наслаждаются они природой, так как всегда считали ее священной и даже живой. В отличие от европейских садов, созданных для отдыха, азиатские, как бы предлагают своим посетителям задуматься о своих духовных целях, достичь внутренней гармонии.

Необычные японские садики все чаще появляются в городах Европы, на территориях загородных домов и обычных дачах. Они требуют очень тщательной планировки. Посетители японского сада улучшают свое душевное состояние и даже здоровье. Их меньше беспокоят тревоги, не угрожают стрессы. Оказавшись в таком умиротворенном месте, люди набираются сил, выглядят более энергичными и чувствуют себя полностью отдохнувшими.

Особенности японского ландшафта

Чтобы создать оригинальный японский садик, нужно немало потрудиться. Ведь красивый пейзаж — это своеобразный способ постижения мира. Японские мастера садового искусства никогда кардинально не изменяют окружающий природный ландшафт, а лишь стремятся максимально естественно вписать в него свое творение.

На первый взгляд, создать садик в японском стиле своими руками не так уж трудно. Но ведь самое сложное — следовать законам Природы, подобрать верную философскую трактовку всей окружающей среде, характерной для данной местности. В японских садиках нет случайностей. Все детали, будь то камень, обычный пень или небольшой фонарик, наполнены смыслом и являются различными символами, например удачи или финансового благополучия.

Для создания японского стиля в ландшафтном дизайне необходимы пять элементов. Первый из них — духовный. Это основание и главная концептуальная составляющая будущего сада.

Остальные четыре материальные:

  • вода (энергия инь) — означает текучесть, изменчивость;
  • камни (энергия ян) — символ стойкости и мужества;
  • деревья, кустарники, травы — развитие, процветание;
  • малые архитектурные формы.

Главное значение для японского сада имеют камни. Это его основа. Сутэ-иси — умение правильно выбирать камни. Есть даже садики из одних камней, но их значение для людей восточной культуры от этого не уменьшается.

Чтобы оформить участок в японском стиле в ландшафтном дизайне потребуются сразу все компоненты. И тогда композиция наполнится неподдельным духом Японии. Может быть по этой причине, японские садики меньше всего похожи на творение человеческих рук. Они в любое время года выглядят вполне естественно. Поэтому и уход за ними очень простой.

Как сделать сад в японском стиле своими руками

Японские садики предполагают только визуальное наслаждение. Никто по ним не прогуливается и не играет в спортивные игры на их территории. Здесь не устраивают шумных застолий или обсуждений с подругами новомодных брендов, единственное что можно делать в таком саду кроме размышлений и медитации — негромко и неспешно переговариваться, впитывая в себя всю природную силу, сконцентрированную в нем.

Читайте также:  Как спасти диффенбахию?

Прежде чем приступать к созданию японского садика на даче своими руками фото смотрите ниже, нужно определиться с его размером, ведь они бывают очень разными. В зависимости от расположения, бывают маленькие садики (в крохотных внутренних двориках или вообще в квартирах) и большие (равнинные или холмистые).

Располагают японский сад на участке чаще всего между домом и забором, по крайней мере, ветер в таком месте беспокоить не будет. А дальше нужно выполнить следующее:

  1. Сделать набросок будущего сада и наметить его композиционный центр. Он должен быть асимметричным и только один, располагать его нужно сбоку. Как правило, это самый большой или оригинальный предмет. Например, вертикальный камень или даже единая группа камней.
  2. Выбрать валуны, растения и декоративные элементы. Наметить на бумаге их расположение. Расстояние между ними должны быть различными. Иначе садик не будет выглядеть естественно.
  3. Размещать предметы на территории нужно следуя двум принципам: уменьшение размеров предметов по направлению от центра и образовывая из них своеобразные островки-группы. Иногда один из камней размещают под наклоном.
  4. Возле центрального объекта оставить пустое пространство, так он будет выглядеть монументальнее. На остальной территории наметить площадки, которые будут покрыты мхом или галькой. Их границы следует сделать произвольно изогнутыми, максимально напоминающими естественные.
  5. Если на участке сада планируется вырыть пруд, он не должен иметь правильную геометрическую форму.

Если японский сад равнинный, его композиция должна полностью просматриваться из любой обзорной точки. Для холмистого сада характерно заметное изменение композиции в зависимости от выбранного места.

Японский стиль в ландшафтном дизайне: вспомогательные элементы

В Японии принято разграничивать пространство. В том числе и на участке. Даже дорожки имеют свои ограждения, а также водоемы, мостики, чайные домики и любые площадки. Японцы избегают высоких глухих заборов, а их участки часто огорожены невысокими палисадами. Один из популярных заборов в японском стиле — плетеная изгородь.

Ограда для японского сада должна быть простой, без излишеств и яркого декора. Считается, что забор не должен контрастировать с фоном, быть пестрым.

Если его планируется сложить из камня, то блоки скрепляют специальным раствором. Решетки и деревянные рейки традиционно связывают веревками из растительных волокон. Главная цель — облегчение конструкции и легкая замена составляющих.

Дорожки в японском стиле стали актуальными в XVII веке, когда в Японии начали появляться чайные сады, со ставшими известными на весь мир чайными домиками. Из-за того, что гостям полагалось проникнуться атмосферой спокойствия и сосредоточения, дорожки делались очень извилистыми и длинными, причем ступать разрешалось лишь по установленным на земле камням. Это тобииси — пошаговые тропинки. Они могут на определенных участках переходить в каменное мощение. Позднее появились гравийные дорожки, а некоторые сады стали выполнять функцию прогулочных.

Клумба в японском стиле не должна изобиловать яркими красками и разными сортами растений. Японцы предпочитают спокойные зеленоватые оттенки и необычные цветы. Они высаживают в садиках плакучую иву, клен, сосну, сливовое дерево. Иногда деревья растут в виде бонсая. Но самыми знаменитыми стали клумбы, созданные полностью из камней.

Японский стиль в ландшафтном дизайне для сада — видео

Японский сад – базовые элементы стилистики

Традиционные японские ландшафтные сады предназначены для мирного, сосредоточенного созерцания красоты природы. Идеей они в значительной степени опираются на буддийскую, даосскую и даже синтоистскую философии. Задача японского сада – стать духовным убежищем. Основной акцент восточного сада – природа. Элементы в японском саду символизируют или даже имитируют природные стихии. Таким образом, правильные геометрические формы и элементы из искусственных материалов не присущи японскому ландшафтному дизайну. Естественность и гармония японского сада способствуют созерцанию.

Японский ландшафтный сад отличается простотой. В дизайне японского сада используется всего четыре основных элемента:

При выборе и организации этих элементов в гармоничном пространстве японского сада, не забывайте основные принципы:

асимметрия, перетекание, натуральность, баланс и символизм.

Правила создания сада в японском стиле.

  • Выбирайте простые природные материалы – гравий, камень, бетон.
  • Смягчайте острые углы. Избегайте прямых линий.
  • Выбирайте правильные растения, обратите внимание на вечнозеленые – различных размеров и текстур.
  • Камни в японском саду должны быть в изобилии.
  • Каменные фонари и дождевые цепочки – неотъемлемый декор восточного сада.
  • В японском саду обязательно должно быть много воды.
  • Атмосфера должна быть спокойная, настраивающая на созерцание. Поэтому – никаких ярких кислотных цветов. Только природные оттенки!
  • В японском саду должен быть мост, ну или хотя бы стилизация под мост.

Это были базовые правила. Теперь обратимся к практике и рассмотрим пошаговую инструкцию создания японского сада, а точнее опишем реализацию различных элементов в духе японского ландшафтного дизайна.

Дорожки в японском саду.

Садовые дорожки – едва ли не первый элемент, на который Вы должны обратить внимание при планировании японского сада.Важно проложить простые и естественные дорожки. Используйте гравий или камень. Бетон также часто используется в качестве материала мощения в японских садах.

Главное, на что Вы должны обратить внимание:

  • Садовые дорожки не должны быть прямыми.
  • Они не должны выглядеть отдельным элементом, наоборот, дорожки должны сливаться с окружением.
  • Они не должны выглядеть новыми. Пусть кажется, что по этим дорожкам ходили давно и природа уже поглотила их.
  • Края дорожек не должны быть четко очерченными. Сделайте так, чтоб растения прикрывали края.

Хороший вариант – любой, в котором наблюдается баланс природы и человеческого труда.

Растения для японского сада.

Какие растения подходят для японского сада? Японские сады отличаются пышными вечнозелеными растениями и ярко цветущими цветами – особенно красных оттенков.

Азалия садовая – вечнозеленый цветущий куст с яркими цветами.
Черная сосна – сосна часто неправильной формы. Достигает 25 метров в высоту, родом из Японии
Папоротник – добавит вашему японскому саду более пышный вид
Хоста – теневыносливый многолетних, выращиваемый ради декоративной пестрой листвы.
Японский клен – небольшое дерево, становится ярко-красным осенью.
Мох – отличный вариант напочвенного покрова для японского сада, лучше всего растет во влажных, затененных местах.
Барбарис Тунберга – кустарник, достигающий 2 метров, с красными побегами.
Аир злаковый – растение, растущее в форме пышной копны.

Японский сад камней.

Поговорим о том, где и как нужно размещать камни в японском саду.

Камни играют важную роль в японских садах. Согласно японской философии, скалы и камни олицетворяют силу и желание. В Японии размещение камней в саду считается духовным и художественным процессом. Форма камней должна быть естественной. Размер камней в одной композиции должен отличаться – едва ли Вы видели два одинаковых лежащих рядом камня в природе.

Для создания атмосферы японского сада лучше подходят темные камни. Центральная композиция из камней должна быть опорной точкой, центром, якорем всего пространства. Количество камней в композиции должно быть нечетным. Чаще всего композиция состоит из трех камней, это количество символизирует Буддийскую троицу.

Декоративные элементы в японском саду

Поскольку основной акцент в дизайне японского традиционного сада ставится на природу, такие сады имеют минимальное количество декора. Но есть несколько ключевых декоративных аксессуаров, без которых невозможно воссоздать настроение японского сада.

Первый и самый важный декоративный элемент – это каменный фонарь. Фонари в саду часто размещаются набольших плоских камнях рядом с водой – прудом или фонтаном.

Уместными в японских садах будут и статуи из камня или состаренной бронзы. Часто статуи изображают религиозные фигуры, например, Будду. Однако, они также могут быть в виде животных или иметь абстрактную, но не геометрическую, форму.

Еще один распространенный аксессуар для декора японских садов – дождевые цепочки. Это замена для традиционных желобов водосточных труб, которые обеспечивают прекрасное стекание дождевой воды. Цепочки крепятся к существующим желобам. При помощи такого нехитрого приспособления собирается дождевая вода. Воду можно повторно использовать в Вашем саду.

К элементам декора сада в японском стиле также можно отнести разнообразные ветряные колокольчики или гонги.

Вода в японском саду.

Вода играет большую роль в дизайне японского сада. Она символизирует течение времени или используется в качестве средства физического и духовного очищения перед входом в дом.

Фонтан в японском саду – не фонтан в привычном нам смысле. Это скорее просто текущая вода. Такие фонтаны хорошо гармонируют с природой, ведь вместо рафинированного бассейна мы видим камни с неровными краями, на которые стекает вода. Японские фонтаны всегда очень просты — акцент делается непосредственно на текучести воды, а не на внешнем виде фонтана. Возле воды нужно посадить папоротники и другие вечнозеленые растения. Фонтан в саду в японском стиле – не элемент декора, а неотъемлемая часть ландшафта.


Если у вас есть возможность и пространство – организуйте ручей, пруд или водопад. Помните, Японский сад – подражание природе, поэтому для ручьев или прудов создают извилистые природные формы. Для придания естественности пруду используйте водные растения и декоративных рыб.

Не у всех, кто хочет создать сад в японском стиле, есть возможность использовать воду. В таком случае течение воды нужно имитировать при помощи волн на песке.

Ограда и забор в японском саду.

Чтобы стать настоящим оазисом японского спокойствия, Ваш сад должен быть закрыт и отделен от внешнего мира. Ограждение в саду имеет важное значение для создания спокойной среды, подходящей для созерцания. В качестве ограждения можно использовать заборы, каменные стены или ухоженные живые изгороди.

Бамбук — самый часто используемый материал в дизайне японского сада, потому что он и выглядит хорошо, и является природным материалом. Вы можете соорудить бамбуковый забор самостоятельно, либо установить уже готовые бамбуковые панели.

Вход в японский сад.

Вход в сад в японском стиле должен быть гостеприимным. Широкие ворота или просто промежуток в живой изгороди можно окружить горшками с деревьями бонсай. Ворота являются доминирующей чертой японских садов. Ворота тории особенно популярны в Японии. Первоначально эти ворота служили входом в синтоистские храмы. Ворота тории олицетворяют переход из обычного мира в сакральное пространство.

Места для отдыха в японском саду.

В традиционном понимании, в японском саду не должно быть мест для отдыха. Это пространство, по которому нужно прогуливаться и предаваться созерцанию. Однако, можно устроить патио или беседку. Постарайтесь, чтобы место для отдыха не нарушало всеобщей гармонии.

При выборе садовой мебели, следуйте принципу простоты. Небольшие садовые скамьи не отвлекут от созерцания окружающей среды. Садовая скамейка из бамбука, тикового дерева или натурального камня гармонично впишется в ландшафт японского сада.

Если вы хотите оборудовать место для приема пищи на открытом воздухе – остановитесь на мебели в современном стиле с нечеткими линиями. Опять же, лучше остановить выбор на натуральных материалах. Цвет патио мебели должен быть как можно более незаметным. Обеденная зона может быть обозначена отличающимся мощением или отделена при помощи бамбуковых панелей.

Мостики и павильоны в японском саду.

Мост в японском саду не обязательно должен быть функциональным, то есть служить надземным переходом. Он может быть просто декоративным.

Крупные японские сады, как правило, содержат два элемента: мост и павильон. Если у вас есть достаточно пространства, вы можете рассмотреть возможность добавления одного или обоих этих элементов, чтобы ваш собственный сад полностью соответствовал японскому стилю.

Мосты в японском саду просты. Самый распространённый вид мостов –деревянный арочный мост. Второй возможный вариант – плоский зигзагообразный мост. Согласно древним поверьям, зигзагообразные мосты помогают удержать злых духов в страхе, потому что духи способны перемещаться только по прямой линии. Мосты имеют два символических значения. Во-первых, они символизируют жизненный путь. Во-вторых, они выступают переходом от мирского царства в духовное царство.

Читайте также:  Зацвели вот такие цветы. Как они называются?

Павильон, или по-нашему беседка, может быть открытым или крытым. Как правило, павильоны строят из бамбука, но можно использовать любой тип древесины.

Мы с Вами обозначили основные элементы, на которые нужно обратить внимание при создании сада в японском стиле, теперь очередь Вашей фантазии и умения претворить в жизнь эту идею: создать японский сад своими руками.

Японский сад (39 фото): виды. Сад камней, вода в японском саду, сухие водоемы, дорожки и растительность

Япония всегда привлекала умы людей, в первую очередь своей таинственностью, загадочностью и необычностью. Японский сад несовместим с буйством красок, основная цель его состоит не в том, чтобы любоваться прекрасными цветами. Главное заключается в том, чтобы заставить человека задуматься о возвышенном, хотя бы на короткое время забыть о несовершенстве окружающего мира.

Один из вариантов японского сада

Виды японских садов

На первый взгляд, добиться такого эффекта самостоятельно чрезвычайно сложно. Особенно если начать изучать основы создания японских садов со сложных композиций, но не стоит опускать руки. Перед тем как начать продумывать планировку и подбирать элементы для оформления, нелишним будет ознакомиться с типами садов в японском стиле.

Можно выделить 4 типа садов:

  • парковые сады – можно сказать, что с них началось садово-парковое искусство Японии, первые представители этого типа появились примерно в VI-VII веке, перекочевав из Китая;

Парковые сады занимают немалую площадь

  • дворцовые – появились в IX-XIIвв, по названию понятно, что простые смертные такими садами обладать не могут;
  • храмовые – устраиваются при монастырях и должны настраивать человека на размышления о высоких материях;
  • домашний тип наиболее распространен, причем не только в Японии, но и за ее пределами.

Парковый сад

Его отличительной особенностью является большая площадь, чаще всего такие сады размещались на равнинной территории, где протекала река либо находилось озеро. В отдельных случаях и рисовые поля, расположенные по соседству, использовались как часть оформления.

Это не собственность одного человека, а скорее национальное достояние, тем более, что такие сады в первозданном виде практически не сохранились. Это отличное место для творчества и релаксации. В прошлом именно такие места предпочитали императорские семьи для отдыха.

Отдых в парке и сейчас не теряет популярности

Этот тип стал базисом и садовое искусство Японии более позднего времени позаимствовало многое из дизайна первых садов. Например, строгую цветовую гамму и минимализм в оформлении.

Дворцовые сады

Как и парковые, они занимали значительную площадь, а использовались главным образом для приятного времяпровождения императорской семьи и знати. Основной элемент – остров и озеро (или даже несколько), соединенные с берегом изящными деревянными мостиками.

В остальном оформление сильно напоминало парковые сады, единственное на что делался основной упор – водоем должен был быть виден не только с земли, но и из здания. Размер водоема должен был быть достаточен для лодочных прогулок, такое времяпровождение любили японские императоры.

Храмовые сады

В дзэн-буддизме красоте природы отводится не последнее место. Считается, что созерцая красоту и совершенство дикой природы человек может стать немного ближе к познанию истины. Именно поэтому японский сад – неотъемлемый элемент каждого уважающего себя храма в стране восходящего Солнца.

Храмовый сад настраивает на размышления о вечном

Отметить стоит и новую струю в оформлении территории. Именно здесь впервые привычные растения стали сменяться валунами и небольшими камнями (в зависимости от площади садика). Речь идет о знаменитых «каменных садах» и сухих ручьях для дачных участков.

В качестве основных элементов оформления использовались валуны, галька, небольшие камни, кусочки мха. Особое внимание уделяется взаимному расположения отдельных элементов, тонкости создания сада камней рассмотрены ниже.

Обратите внимание!
При использовании валунов и камней среди растительности уместным будет мох на них.
Такой прием только усилит общее впечатление седой древности, а это пойдет на пользу общему впечатлению от сада.

Домашние сады

В Японии уже который год остро стоит проблема свободной территории, но и в таких условиях многие дома имеют свой небольшой сад. Доходит до того, что его площадь может исчисляться буквально считанными квадратными метрами.

Садик в японском стиле может разместиться на территории в пару квадратных метров

Визуально такой японский садик должен создавать ощущение продолжения пространства дома. Желательно использование воды, ее журчание будет способствовать умиротворению. Идеальным вариантом можно назвать объединение череды небольших водоемов каскадами невысоких водопадов.

Как подвид в этой категории можно выделить чайные сады – чаепитие серьезная церемония и требует отдельного подхода. Чайный сад должен был провести человека по извилистой дорожке к источнику воды, а уже после традиционного омовения рук наступало время чаепития.

Пример чайного сада

Особенности японских садов

Каждый сад в японском стиле уникален, но можно выделить несколько общих рекомендаций, применимых при оформлении любого сада. Также можно привести ряд элементов, умело сочетая которые, и достигается необычная атмосфера.

При оформлении участка следует придерживаться таких рекомендаций:

  • использование камней можно только поощрить ;
  • вода также относится к рекомендуемым элементам оформления сада . Конечно, устроить небольшое озерцо на участке не каждому по карману, но эффект от водной глади стоит финансовых затрат;

Каскад из небольших водопадов отлично смотрится

  • если с водоемом ничего не получается, то можно попытаться устроить сухой ручей . Основная задача дизайнера – создать ощущение того, что небольшой ручеек только что высох;
  • дорожки в японском саду не должны изгибаться под острыми и прямыми углами . В природе можно встретить только мягкие изгибы и плавные контуры, в таком же стиле должны быть выполнены и дорожки;

Пример дорожки в саду

  • освещение – с этим все просто, можно просто приобрести готовые фонари для садового участка в японском стиле и установить их в подходящих местах ;
  • правильно подобранная растительность также играет большую роль ;

Обратите внимание!
Освещение должно быть мягким, заливать весь участок ярким светом совершенно ни к чему.

  • если размер участка позволяет, то на берегу озерца можно установить небольшую пагоду или хотя бы пару скамеек для отдыха и размышлений ;
  • в отдельных случаях японский сад будет выглядеть незавершенным без «шиши-одоши» (пугала для оленей) или «тсуку-баи», того же пугала, только более сложной конструкции .

Пугало для оленей

Сад камней

Для его создания понадобится несколько крупных камней, гравий для оформления пространства между ними и, возможно, немного мха.

Основная сложность при расстановке камней заключается в том, чтобы не нарушить основные правила каменного сада:

  • крупные валуны могут находится в саду в гордом одиночестве;
  • более мелкие камни допускается группировать по 3,5 и даже 7 камней. При этом рекомендуется сочетать вытянутые и обычные формы;

Камни можно группировать

Обратите внимание!
Категорически запрещено размещать продолговатые камни в горизонтальном положении.
Так они будут напоминать лежащее человеческое тело, то есть вызывать ассоциации со смертью – не лучший эффект для сада.

  • не нужно пытаться достичь симметрии. При проектировании сада своими руками лучше правильно выбрать точку созерцания и отталкиваться уже от нее;

Схема организации сада камней

  • пространство между отдельными группами камней заполняется гравием, он разравнивается и на его поверхности можно прочертить волнистые линии обычными граблями – это будет символизировать море.

Обратите внимание!
Далеко не всегда под рукой есть валуны нужной формы, да и работать с большим весом не каждому под силу.
Выходом из этой ситуации могут стать самодельные камни с заполнителем из полиэтиленовых пакетов и каркасом из арматурной сетки, их поверхность обмазывается слоем цементного раствора и после высыхания такой камень не отличается от природного.

На поверхности гравия нужно прочертить волнистые линии

Вода в японском саду

При устройстве водоема важно чувствовать баланс между размером, например, пруда и размером самого сада. Бурный водопад будет неуместно смотреться в маленьком садике и станет скорее источником беспокойства, чем настроит на спокойный лад.

Ни один японский ландшафтный сад не обходится без водоемов (как вариант могут использоваться «сухие водоемы»). Неплохо будет смотреться каскад небольших водопадов или простой ручей, но и статичные водоемы также широко распространены.

Особое внимание нужно обратить на следующие особенности:

  • береговую линию – для японских садов противопоказаны правильные округлые очертания. Лучше всего если берег будет изломан;
  • отражение зеркале воды – неплохим решением будет высадка растений на берегу, которые будут нависать над водой;
  • на дне озерца уместны будут крупные валуны;
  • если размеры позволяют, то в центре озерца обязателен небольшой остров, к которому должен вести изящный деревянный мост с берега.

Небольшой островок в саду мхов

Сухие водоемы

Японские парки и сады нередко обходятся без воды в привычном виде, в таком случае часто используются так называемые «сухие ручьи» или пруда. Основная задача дизайнера состоит в том, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что вода исчезла буквально несколько часов назад и при следующем дожде водоем заполнится.

Сухой ручей с небольшим мостиком

Для простейшего варианта сухого ручья инструкция выглядит так:

  • формируется русло. Для этого снимается дерн и в земле делается углубление;
  • русло выкладывается галькой (можно использовать и другие материалы, например, гранит);
  • на берегах высаживаются растения, которые обычно растут у водоемов;

Обратите внимание!
Пару растений можно посадить и в самом русле ручья.

  • допускается устройство небольших мостиков.

Дорожки и растительность в саду

При организации дорожек в саду следует избегать длинных прямых участков, но и частые резкие переломы будут лишними. Дорожка должна плавно изгибаться и, проходя по ней, человек должен увидеть все потаенные уголки.

Что касается внешнего вида, то не следует придерживаться правильных форм, то есть тротуарная плита не подойдет. Оптимальный вариант – крупные камни с плоской поверхностью, если на них будут заметны следы выветривания, это только пойдет на пользу. По краям такие крупные камни можно украсить мхом, вариантов много, причем цена такой дорожки будет даже меньше, чем из обычной плитки.

Схема японского сада

Камни можно назвать основой (скелетом) сада, но без растений (без плоти) любой сад будет смотреться пустовато. Но подойдет далеко не каждый вид растительности, если в обычном саду яркие пятна только идут на пользу, то при оформлении в японском стиле цветовая гамма должна быть более спокойной.

Чаще всего используются вечнозеленые виды, которые важны в первую очередь тем, что позволяют создавать интересные формы, сохраняющиеся круглый год. Да и вечная зелень наталкивает на размышления о вечном.

Что же касается конкретных видов, то могут использоваться такие растения для японского сада в России:

  • японские клены (на зиму придется тщательно утеплить), допускается использование других видов кленов;

  • хвойные растения – речь идет о разных видах сосен;
  • бамбук используется редко, в России упомянуть можно разве что сазу – небольшой бамбук, который в теплое время вырастет максимум до 1,5 м;
  • из кустарников отметить можно азалии, рододендроны, бересклет;
  • из многолетников подойдут ирисы и хризантемы;

На фото – фрагмент водного сада ирисов

  • папоротники и мох также часто используются при оформлении.

Обратите внимание!
При выборе растения для японского сада нужно учитывать климат России.
Часть из них не переносят сильные морозы.

Подведение итогов

Японский сад – отличное место не только для простого отдыха, но и для размышлений о вечном. Это место настраивает на спокойный лад и заставляет мысли течь плавно и размеренно как воды глубокой реки.

Читайте также:  Как быстро подготовить парник к зиме

Несмотря на внешнюю простоту при оформлении нужно учитывать массу нюансов, информация в этой статье поможет разобраться в этом вопросе.На видео в этой статье рассмотрены основные нюансы оформления сада в японском стиле.

дорожки в японском саду

Дорожки в японском саду

Дорожки, а правильнее сказать тропинки, в японском саду также как и все прочие элементы несут определенную смысловую нагрузку и обладают рядом особенностей. Их основное назначение провести посетителя по всему саду, так чтобы от его взора не укрылся ни один красивый уголок, ни один интересный ракурс. Великолепие сада должно раскрываться постепенно. С каждым шагом человек уходит все дальше от суетного мира, настраивается на уединенное общение с природой и в конечном итоге с самим собой (медитация). Особо искусные мастера прокладывают маршруты так, чтобы за каждым поворотом и пригорком посетителя ожидали новые скрытые ранее от глаз виды.

Основным материалом для мощения дорожек в японском саду служат крупные плоские натуральные камни. Предпочтение отдают камням неправильной формы длиной 40-60 см. Их укладывают строго вдоль направления дорожки таким образом, чтобы создать определенный декоративный узор (зигзаг, клин и т.п.). Идеальный узор тропинки задает ритм хода (левая нога встает на один камень, правая – на другой). Укладку производят в 2 ряда. При этом 4 соседних камня не должны образовывать прямоугольник. Между камнями оставляют зазоры, которые впоследствии заполняют мхом, мелкой щебенкой, песком или травами. Строго соблюдают правило, по которому 4 соседних шва не должны сходиться в одной точке. Ширина и глубина зазоров между камнями зависят от размера и толщины выбранного материала. Чем больше и толще камни, тем шире и глубже должны быть швы.

С помощью высоты камней мастера японского садового стиля управляют движением гостя по саду: регулируют его скорость, определяют места для остановки и углы обзора. Большинство камней утапливают в землю довольно глубоко. В тех же местах, где требуется остановить и “приподнять” посетителя, укладывают камни, возвышающиеся над землей на 8-30 см. Такие камни называются тобииси (“взлетающий камень”). По бокам от высоких тропинок часто устанавливают декоративные перила из камня, дерева или вьющихся растений. Иногда при необходимости дорожки перекрывают своеобразными шлагбаумами – небольшими (8-10 см) камнями, красиво перевязанными чёрной верёвкой. Такие сооружения называют сэкимори иси («камень – страж»).

Форма дорожек в японских садах всегда извилистая, плавная, без резких поворотов. Ширина тропинок небольшая, поскольку прогулка должна быть уединенной. Обычно дорожки делают ухоженными, но иногда им нарочно придают запущенный вид, высевая между камнями травы.

В крупных садах устраивают сразу несколько дорожек. Тропинки расходятся из одного широкого вымощенного камнем тротуара у входа в сад и вновь собираются вместе на мощеной площадке у чайного домика.

В местах пересечения с ручьями и водоемами тропинки дополняют мостиками, а в самых живописных уголках устанавливают скамьи. В темное время суток великолепие сада дополняет и подчеркивает свет от маленьких фонариков, расставленных вдоль дорожек.

Следует отметить, что в современных японских садах для мощения дорожек вместо натурального природного камня все чаще используют более доступные, недорогие и удобные в работе материалы: обработанный камень, кирпич, бетон, дерево, доски, щебень и т.п. Постепенно отказываются и от тобииси, заменяя эти оригинальные, но неудобные для прохода тропинки, классическими ровными мощеными дорожками.

Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.

Сад в японском стиле своими руками

Гармоничное сочетание человеческого влияния и природных стихий – цель каждого паркового комплекса. Наиболее полно эта гармония отражена в традициях Страны восходящего солнца, поэтому сад в японском стиле пережил столетия перемен и популярен даже сегодня.

Вглубь истории

Первые письменные источники, в которых встречается иероглиф «нива» (сад), относятся к восьмому веку нашей эры. Поначалу этот термин означал некое пространство, без естественных или искусственных оград. Позднее появились рукотворные элементы – ограждения, посыпанные галькой дорожки, малые архитектурные сооружения.

Концепция японского сада связана с живописью. Потрясающие цветовые гаммы садов периода Хэйан совпали со временем возникновения школы ямато-э. Появление буддийских монастырей и храмов пришлось на эпоху самурайства – пышность и декоративность уступили место лаконичности и монохромности, настала эра сухого пейзажа.

Сочетанием несочетаемого отмечен и так называемый чайный сад – еще одно направление японского паркового искусства, которое возникло уже в XVI веке.

Японский сад – принципы создания стиля

Три кита, на которых базируются парковые комплексы храмов и дворцов:

  • непременное сочетания воды и камня, символизирующих мужское и женское начало в восточной философии;
  • естественность растений, каменных глыб, декоративного оформления;
  • асимметричность ландшафта с акцентом на одну или несколько отдельных деталей композиции.

К дополнительным условиям структуры японского уголка относятся наличие открытой площадки, использование сдержанных, гармоничных цветовых оттенков.

Фото: ландшафтный дизайн дачного участка

Стили оформления сада

В современном ландшафтном дизайне выделяют четыре разновидности оформления сада в японском стиле. Эти вариации успешно используются для организации пространства.

  1. Цубо – маленькая часть двора или дома с открытой крышей.
  2. Сад камней – площадка с минимумом растений. Создать такой участок несложно, но декоративность оформления будет сравнительно невелика.
  3. Сад деревьев . Этот ландшафтный комплекс отличается от привычной для нас европейской парковой традиции. Характерная черта – максимальное использование природных растений и форм, а также следование временам года.
  4. Чайный сад – характеризуется соединением двух типов зеленых насаждений с различным ландшафтом. В тенистых уголках непременно присутствует павильон – ваби, в котором и проходит чайная церемония – тяною.

Рассмотрим каждый из этих зеленых уголков подробнее и выделим принципы их создания.

Сад появился в период развития городской архитектуры раннего Средневековья. Само название говорит о миниатюрности ландшафтной композиции – слово «цубо» означает небольшую площадь, 3,3 кв. м.

Такой сад располагают и на крохотных участках двора под открытым небом, и внутри помещений.

Фото классического цубо:

Главная цель разбивки миниатюрного сада – впустить в ограниченное городское пространство свет и природу. Насаждения для зеленого уголка подбирают в зависимости от сторон света. Например, в северной части не садят солнцелюбивые растения, а недостаток цветов компенсируют мхом.

Территорию цубо выкладывают камнями, оставляя для насаждений небольшой клочок земли. В центре композиции – несколько растений, соответствующих стилю здания. Самый простой способ создать такой японский сад на дачном участке – установить фонарь цукубаи, сделать дорожки из « взлетающих камней » – тобииси и гармонично расставить несколько растений.

Пользователи часто ищут :

Недостаток света компенсируют лампами, фонарями или хитроумной галереей зеркал, которые насыщают скучные стены городского дома ярким и теплым солнечным светом. Декоративное освещение станет маленьким штрихом, завершающим композицию цубо.

Сад камней

Это поэтическая интерпретация архаичного мотива – поиска островов вечной молодости и бессмертия. Древние легенды нашли отражение в структуре сада камней. Хотя ландшафтный дизайн не уделяет достаточно внимания японской философии, он продолжает использовать вековые принципы возведения каменных садов.

Для японцев камень никогда не являлся стройматериалом – только объектом поклонения и восхищения. Отголоски культового отношения к каменным глыбам представлены в классических методах расстановки композиций. При создании восточного дизайна валуны размещают следующими способами:

  • Гора Хорай – один камень посреди пруда как символ этой далекой вершины.
  • Гора Сюми представляет собой композицию из трех камней, расположенных в водоеме или на небольшом возвышении.
  • Три драгоценности – метод расстановки, основанный на буддистских традициях.
  • Острова журавля и черепахи – повторяют в ландшафте сада народные сказки и предания.

Большое значение придают японцы выбору камней. Поскольку валуны часто используют в группах, важна не форма отдельного предмета, а гармоничность композиции. Дизайн японского сада приветствует вкрапления древних камней, покрытых мхами и лишайниками, с округлыми очертаниями. По верованиям японцев, такие глыбы приносят в дом покой и гармонию, без них невозможно оформить сад в стиле Страны восходящего солнца.

При создании композиции придерживаются четких принципов расстановки камней. Трудность заключается в правильном размещении главного валуна, венчающего весь дизайн ландшафта. Остальные элементы естественным образом обрамляют центральную каменную глыбу, создают миниатюрные композиции, символизирующие острова или горные цепи. Сад в японском стиле дает волю фантазии, но при этом диктует свои правила.

Не принято ставить камни по восходящей или нисходящей линии – японцы не любят искусственной симметрии. Не объединяют в одной композиции речные, горные и морские камни.

Чтобы валуны стояли устойчиво, их прикапывают. Для скрытия дефектов и сколов возле каменной композиции высаживают низкорослый кустарник или траву. Растения для японского сада камней подбирают дикие, скромных цветовых оттенков.

Сад деревьев

Внешний вид этой территории наиболее привычный для европейского взгляда: открытое пространство, водный поток и масса зеленых насаждений. В тенистых уголках произрастают и вечнозеленые, и лиственные деревья – так достигается чередование цветения каждого саженца в зависимости от сезона.

Фото: сад кустарников и деревьев

Удачное дополнение к деревьям – подстриженные кустарники самшита, рододендрона, кизильника и пр. Такие растения при необходимости скрывают стены домов, мусорные контейнеры или компостные сооружения (если сад планируется разместить на даче). И наоборот, оформленные шапки кустарников служат естественным обрамлением вида на речной берег или бескрайнее поле.

Большое значение в саду деревьев отводится декоративным элементам – изгородям, мостам, фонарям, воротам… Как правило, внутренние заграждения делают легкими и воздушными, используя деревянный штакетник или бамбук. А вот внешние заборы выполняют из камней и декорируют черепицей.

Чайный сад

Часть традиционной японской чайной церемонии. Его основное назначение – создать необходимую атмосферу покоя и умиротворенности. Площадь его не велика и имитирует фрагмент горной местности, где селились восточные мудрецы.

В дальнем конце сада располагается хижина для чайной церемонии – тясицу. Это небольшой аскетичный домик, напоминающий жилище мудрецов. И внешний вид, и внутреннее убранство этого строения очень лаконичны. Считается, что только так можно добиться истиной гармонии и настроиться на созерцание.

Сам сад как будто подготавливает человека к церемонии, являясь границей между суетным миром и территорией духовности.

Он оформлен в сдержанном стиле, близком к природному. Растения и камни располагаются в естественном, как бы хаотичном порядке. Освещение должно быть слабым, едва достаточным для того, чтобы видеть путь.

Фото: фонарь из камня

Фонари – непременный атрибут японского сада, используются и для украшения, и для освещения территории. Поначалу декоративные светильники присутствовали только в чайных садах, но позднее стали визитной карточкой любого ландшафтного дизайна в японском стиле. Как правило, устанавливается лишь один фонарь, сделанный из камня. Пьедестальные модели – татигата – ярко освещают прилегающую территории. Световой поток скрытых фонарей – икэкомигата – направлен вниз.

Фото: мост выполняет декоративную функцию

Мосты в японском саду далеко не всегда служат для переправы на другой берег – скорее, используются как еще один элемент дизайна. В отличие от китайских или европейских конструкций японский мостик плоский, иногда вообще не предназначен для ходьбы. Чрезвычайно декоративным является мост яцухаси, сложенный из восьми элементов – камней или широких досок.

Детали сооружения укладываются зигзагом, поэтому пройти по нему бывает непросто. Такие мосты хорошо вписываются в ландшафтный парк, устанавливаются над искусственными прудами, впадинами с влажной землей или же непосредственно над газоном.

Японские сады могут многое рассказать о характере жителей Страны восходящего солнца. А для европейцев – это великолепное сочетание света, зелени, камня и воды, своеобразная дверь к пониманию культуры и традиций Востока.

Видео: миниатюрная Япония на участке


  • Добавить комментарий