Сады и парки мира – Садово-парковое искусство

Стилистика садов

Исторический обзор садовых стилей

Садово-парковое искусство родилось далеко не сегодня и даже не одну тысячу лет назад, оно уходит корнями в глубокую древность. Сад – это зеркало, которое отражает самые прекрасные черты души отдельной нации, отражает ее культуру, быт, мироощущение. Некоторые стили уходят, не оставляя после себя значимых следов, другие же, напротив, становятся эталонами для всех последующих поколений.

От того, какой способ планировки выбирает человек, какое оборудование он использует и какие растения сажает, зависит конкретный стиль. Не менее важно и то, каким является участок для сада и то, к какому архитектурному стилю относится жилой дом. Стиль зависит не только от культуры каждой отдельной местности, но также и от индивидуальных предпочтений хозяина сада.

Стиль в ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования и колористики сада.

История развития садового и паркового строительства

Во времена расцвета шумерской цивилизации люди сажали деревья вдоль каналов для орошения. Целью посадки деревьев вдоль канала было снижение испарений воды. Но совсем скоро цели вавилонян и ассирийцев вышли за рамки чисто утилитарных. Именно эти народы принесли в наш мир висячие сады и лесопарки.

Первые упоминания о садах

Пятый век до нашей эры – эпоха высшего расцвета Вавилона, именно в ту эпоху он становится культурным центром всего востока, и именно тогда царём Навуходоносором были созданы знаменитые висячие сады. Их красота поражала современников, а среди потомков слагались легенды о знаменитых «висячих садах Семирамиды».

История висячих садов – это история любви царя Навуходоносора, который создал их для своей жены родом из Индии, в которых она бы находила утешение от своей тоски по дому. Шло время, эпохи сменяли друг друга, но знаменитое творение вавилонского царя продолжало пленять воображение своей красотой. Восхищённые арабы создавали сады подобного типа в Испании.

Но не только шумеры были мастерами садового искусства. Мидийцы и персы также достигали успехов в создании садов. И все же их стиль не сильно отличался от стиля ассирийцев и вавилонян. Обыкновенно дворец был тем самым местом, которое окружали сады. Строение их было геометричным, внутри было много аллей. Такие сады назывались «парадизи».

Уже тогда люди научились не просто использовать готовые природные образцы, но также и создавать новые сорта растений – уже тогда они знали, как прививать деревья. Например, известный историк древней Греции, Геродот писал о великолепной розе царя Мидаса с шестнадцатью лепестками.

Древние греки стремились к гармонии, античная космология учила, что во вселенной царит порядок, в красоте тела ценилась гармоничное сложение. Точно такой же взгляд преобладал и по отношению к садам – в них царила симметрия. Фонтаны, вазы, колонны и скульптуры украшали площади парков и садовые аллеи. Именно древнегреческая культура заложила основы паркового искусства.

Что касается посадки растений, то чаще всего использовались пихты, пальмы, дубы, кипарисы, чинары и оливковые деревья. Ими украшали сады, они росли в парках и подчёркивали красоту храмовых или жилых сооружений.

Сады Древнего Рима

Наибольших высот в парково-садовом искусстве достиг древний Рим. Римляне завоёвывали не только народы, но также их культуру. Расширяя своё территориальное пространство, Рим расширял свой культурный кругозор. Римляне использовали самые выдающиеся достижения греков, египтян и многих других цивилизаций, и в этом мультикультурном котле родилась уникальная римская парковая и садовая культура.

Садово-парковое искусство древних римлян является одним из богатейших за всю историю. Правильные геометрические сады и парки стали образцом для потомков, стали настоящим сокровищем всей мировой культуры.

Садово-парковая культура средних веков

С наступлением Средних веков в Европе главным очагом и це нтром культуры, образования и цивилизации стали монастыри. Неудивительно в связи с этим, что главным образом именно они играли центральную роль в создании и декорировании садов и парков. В пределах монастырских стен начинался новый мир, в котором цвели сады. Монахи сохранили опыт всех предшествующих культур и соединили его с современными знаниями. Всё это использовалось в процессе возделывания растений, выращивания лекарств и обработки огородов. Изменилось мироощущение, появилось уникальное восприятие природы, центральным элементом которого являлся сад Эдема. Работа в саду приносила очищение души, так как во время работы монахи созерцали земной образ небесного рая. В те времена появился райский двор – особое четырёхугольное пространство в стенах монастыря, которое замыкает амбит с крытой аркадой. Прототип такого сада – римский перистиль. В центре сада обычно стоял колодец, резервуар или иной источник чистой воды.

Если в том или ином монастыре занимались разведением рыбы (чтобы было, чем питаться во время поста), то в центре располагался целый бассейн. К источнику вели четыре геометрически правильных дорожки. Кусты и невысокие деревья сажались крайне редко. Грядки, чаще всего, служили источником разнообразных целебных трав или цветов для украшения храма. Цветам придавали символический смысл. Белая лилия – непорочность Девы Марии, белая роза – сама Мария, красная роза – кровь Христа и т.д.

Сады средневековой Европы делились по функциям:

1) Гербариум – сад, где росли лечебные цветы или травы;

2) Гардинум – кухонный огород, где росли фрукты и овощи;

3) Виридариум – сад для отдыха и развлечений;

В своём рескрипте 1812 года, император Карл Великий указал, какие цветы должны быть посажены в его садах. Там был подробный список, в котором было указано около 60 видов декоративных растений и цветов. По всем европейским монастырям распространялись копии этого списка. Но не одним только монастырям было известно искусство создания парков и садов. Дворцы и даже многие городские постройки нередко имели свои персональные садовые участки. Памятники средневековой литературы, а также песни бардов, менестрелей и трубадуров донесли до нас не только захватывающие сюжеты, но также описание внешнего вида садов, которые принадлежали знати. О садах эпохи поздней Готики рассказывают многие книжные миниатюры и иллюстрации.

Характерными признаками таких садов были каменные стены, которые их ограждали. Часто эти стены дополняли водные рвы или небольшие павильоны. Грядки имели прямоугольную форму, а между ними часто были проложены дощатые, кирпичные или каменные дорожки. На грядках росли коренья и овощи, а также растения, с помощью которых отпугивали насекомых или готовили «любовные напитки».

Пейзажные парки тоже появились в средневековье, о чём свидетельствуют многие изображения на картинах того времени. В качестве скамеек использовалась не очень высокая стенка, обычно её покрывали дёрном. В центре сада располагался водный источник (как правило, это был фонтанчик, колодец или бассейн). Кроме того, люди нередко ели там, поэтому в центре находился ещё пищевой столик.

Деревья и кусты нередко стригли, бывало и так, что выстригали целые садовые лабиринты, ведущие в центр. Образцом для форм лабиринта служили узоры на полах готических соборов. Более богатые владельцы могли позволить себе также разведение животных в садах. Там часто можно было видеть павлинов, сухарей, фазанов, глухарей и скворцов.

Широко использовались душистые травы, которые использовались как для того, чтобы напомнить человеку о рае, так и для того, чтобы очистить замки от дурных запахов. Розы, которые крестоносцы принесли с Ближнего Востока, особенно ценились в качестве декоративных цветов. В местах, предназначенных для различных светских увеселений и рыцарских турниров, любили устраивать «луга цветов».
С наступлением Ренессанса садово-парковая культура стала широко распространённой. Именно в эту эпоху появилась большая часть образцовых парков и садов, подобных садам Версаля, которые и поныне являются культурным достоянием Европы. Основу для всех стилей заложили пейзажный и регулярный стиль.

Стилистика садов в России

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Ещё в одиннадцатом веке в Киеве появились первые сады, а первый образцовый сад на Руси появился уже двенадцатом веке во Владимире. Его создал Андрей Боголюбский. Потом сады стали активно создаваться в Суздале, Муроме и многих других русских городах. Как и во всей Европе, на Руси до шестнадцатого века основным местом создания садов были монастыри.

Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием. В шестнадцатом веке стали появляться дворцовые сады. Самые известные из них были построены в стенах Кремля, а также на Москве-реке, вдоль реки Яузы и на Воронцовом поле.

Начало правления Петра Великого ознаменовало собой новый этап в российском садово-парковом искусстве. В Петрограде появились первые ботанические сады, в 1706 они появились и в Москве, где был создан “Аптекарский огород”, существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. Под влиянием пейзажного стиля изменился облик русских парков конца XVIII – начала XIX столетия. Стали появляться новые парки, а старые были перестроены по канонам этого стиля.

Русские мастера позаимствовали все самые передовые достижения итальянского и французского садово-паркового искусства и перенесли их на русскую почву. Российские сады и парки гармонично вписываются в русские пейзажи, что особенно заметно в композиции Петергофских парков, а также в Павловском парке. Именно это время ознаменовалось расцветом российской садово-парковой культуры.

Среди самых известных парков следует назвать царскосельские, ораниенбаумовские парки, Петергоф, Летний сад, парк Царицыно, Кусково и Архангельское. Российские парки по праву входят в сокровищницу мирового садово-паркового искусства наряду с выдающимися садами и парками Франции, Италии и Великобритании.

Русский загородный сад с липовыми аллеями, дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек был естественным продолжением окрестных лесов, но одновременно и продуманным доходным хозяйством, в котором были и пасека, и домашний скот и птица, каскады прудов с рыбными садками, огороды с овощами и теплицами, плодовые посадки. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга.

В наши дни русский парковый стиль используется всё шире. Нечто близкое по духу встречается и за пределами России. Так, в Германии в настоящие дни популярен стиль «натургартен», во Франции «жарден дю натур» а в Англии «экогарден».

–> Основы садово-паркового искусства –>

1. Сады и парки Древнего Египта.
2. Сады и парки государства Двуречья.
3. Устройство садов и парков Древней Греции.
4. Типы садов Древнего Рима.

1. Сады и парки Древнего Египта.

Выдающиеся и легендарные по красоте и воздействию на чувства человека сады и парки известны с давних времен. Такими были сады в Вавилоне, Ассирии, Египте – государствах Древнего мира.
Одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков, считается Египет. Он характеризуется следующими особенностями:
• жарким и засушливым климатом с горячими ветрами,
• почти полным отсутствием осадков
• наличием ценного строительного материала – гранита, известняка, песчаника и др.,
• сравнительно ровным рельефом;
• постоянными войнами грабительского характера;
• концентрацией больших средств в руках фараона;
• бесплатной рабочей силой рабов.
Первые сведения о садах Египта относятся к периоду Древнего царства, т.е. к 2780-2550гг. до нашей эры. Египет оставил нам самые древние живописные свидетельства садов. Планировка этих садов была проста, вокруг них возвышались стены для защиты от песка пустынь, ежегодных паводков Нила и прочих неблагоприятных воздействий природы, а внутри размещались прямоугольный бассейн и симметрично посаженные деревья.
Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы:
1. священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов;
2. озеленение улиц;
3. сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);
4. сады при жилых домах знати.
Большой интерес представляет видовой состав деревьев, кустарников, цветов, при помощи которых создавались и оформлялись сады. Из деревьев надо иметь в виду финиковую пальму, инжирное дерево, гранатовое дерево, пальму, акацию. Большое значение имели деревья с густой кроной, обеспечивающие тень, прохладу и защиту от знойных ветров, затем плодоносящие породы и породы, дающие благовонные масла. Египетские садовники культивировали ландыши, левкои и розы. В садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы.
Характерные особенности садов и парков Древнего Египта:
• план прост;
• геометричность композиции;
• выражена композиционная главная ось. Крытая аллея – пергола;
• композиционный центр – жилой дом в глубине сада;
• сочетание разных видов искусств;
• вход обычно подчеркнут пилонами, обелисками, фигурами (чаще сфинксами);
• сад закрыт;
• площадь не большая;
• 4 водоема и 2 беседки симметрично от аллеи;
• использование ритма и высотного принципа;
• рядовые посадки;
• использование интродуцентов.

Читайте также:  Поэма "Сады" Жак Делиль - Садово-парковое искусство

2. Сады и парки государства Двуречья.

Ассиро – Вавилония – это страны Двуречья, то есть территории бассейна рек Тигра и Евфрата.
Ассиро – Вавилония характеризуется:
• засушливым климатом в районах, близко расположенных к среднему течению рек;
• холодными дождями в определенные периоды года;
• сравнительно ровным рельефом, за исключением средней и северной части;
• постоянными войнами грабительского характера;
• концентрацией больших средств в руках властелинов;
• бесплатной рабочей силой рабов;
• разнообразием строительного материала.
Города создавались по регулярному плану. Обычно их окружали мощные крепостные стены с зубчатыми башнями. Улицы городов были вымощены каменными плитами. Дворцы строились на высоких террасах – платформах и отличались массивностью и монументальностью. Силуэт города своеобразен благодаря плоским крышам и верхним террасам зданий. Кроме небольших садов, имелись крупные зеленые массивы.
Сады и парки Двуречья подразделялись на следующие основные типы:
• сады ассирийских правителей, явившиеся прототипами современных ботанических садов;
• охотничьи и увеселительные парки или леса;
• «висячие сады».
Самыми знаменитыми садами Древнего мира были «висячие сады» Вавилона. По одним из данных они были разбиты царем Навуходоносором II (605 – 562 гг. до н.э) для своей жены, тосковавшей по горам и лесистым холмам родины.
Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии имеет следующие характерные особенности:
• развитие композиции происходит по поперечно-развернутому пространству;
• тип храма – зиккурат породил искусственные насыпные видовые холмы в парках;
• сад на искусственных насыпных террасах;
• первые коллекции растительного и животного мира – прообразы ботанических садов и зоопарков;
• создание лесов для прогулок и охоты (прототипы современных лесопарков).

3. Устройство садов и парков Древней Греции.

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря и характеризовалась:
• средиземноморским климатом, довольно жарким, засушливым;
• гористым рельефом. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время;
• своеобразной растительностью, которая включала несколько видов дуба (листопадные и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт;
• поклонением богам, наличием священных территорий;
• наличием рабочей силы;
• разнообразием строительного материала;
• наличием садов не только у богатых. Люди даже среднего сословья стремились украсить свой двор.
Начало истории ландшафтного дизайна Древней Греции относят к 9-11 в. до н.э.. Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения:
• священные рощи:
– нимфей – священная дубовая, кедровая или оливковая роща, регулярной планировки, с расположенным в центре художественно обработанным водным источником или гротом.
– геррон – роща, посвященная герою;
• сад общественного значения;
• философские сады для ученых бесед;
• частновладельческие сады.
Важным персонажем в истории ландшафтного дизайна Древней Греции стал Александр Македонский. Он привез из походов различные «новинки» из Египта, Индии и Персии. Взяв различные аспекты из других культур, греки привнесли и свои отличительные черты. Аристотель в 4 веке до н.э. писал об этом: «Город должен строиться, чтобы обеспечить жителям безопасность и в то же время сделать их счастливыми». Поэтому ландшафтному дизайну было свойственно стремление к гармонии с природой. А парки и сады пребывали в тесной связи с окружающими объектами (горы, побережье) и человеком.
В античной Греции использовалась целая система пропорций – принципы золотого сечения, соотношение частей целого, ритма и симметрии. Остановимся немного подробнее на золотом сечении. При его использовании созданная композиция смотрится естественно, кажется, что так и должно быть. В истории ландшафтного дизайна Древней Греции декораторы также пользовались упрощенным вариантами золотого сечения – золотой серединой или золотым прямоугольником (при этом, располагая рядом два объекта нужно не забывать о том, чтобы одно было в 1,5 раза выше другого – тогда все будет выглядеть гармонично).
Садово-парковое искусство Древней Греции характеризовалось:
• использованием горной местности для устройства террас;
• созданием искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов;
• применением в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам.

4. Типы садов Древнего Рима.

Садово-парковое искусство Древнего Рима развивалось на основе традиций Античной Греции.
В V-IX вв. н. э. феодализм принес с собой междоусобные войны, замедлившие развитие садово-паркового искусства. Оно существовало лишь на защищенных территориях монастырей, замков. Это маленькие сады. Особый прием монастырского сада – сад-лабиринт, в котором дорожки, огражденные стриженой изгородью, сложными путями подводили к центру. Этот прием использовался и в планировке парков XIX в.
Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э.
Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последующие века превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе. Ему характерны следующие особенности:
• климат средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции;
• обилие воды в виде рек и ручьев;
• гористый рельеф;
• наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка);
• широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений (различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке – буксус, лавр, мирт. Из цветочных – лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.).
Существовали следующие типы садов и парков:
• священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь;
• городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой.
• городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома;
• сады при виллах и дворцах имели различное назначение – от чисто хозяйственного до увеселительного.
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
• совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);
• создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);
• отсутствие композиционного единства в садах;
• появление топиарного искусства.

Литература:
1. Сокольская, О.Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие, страницы 10 – 41.

Краткий словарь по эстетике

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО – искусство создавать пейзажные парки, сады, озеленяемые участки для удовлетворения культурных, эстетических и бытовых нужд и потребностей человека. Его главным отличием от других видов искусства является то, что материалом для него служит живая природа и природные ландшафты.

Человек здесь завершает то, что начала сама природа: устраняет случайное, добавляет недостающие части ландшафта (искусственные дорожки, водоемы, беседки, статуи и т. д.).

Главным является объединение элементов природы и архитектурных сооружений в единое гармоническое целое. В процессе исторического развития возникало много приемов и стилей в композиции садово-паркового искусства, учитывавшего изменение эстетических идеалов, своеобразие бытовых и культурных традиций своего времени.

Основными видами садово-паркового искусства являются регулярный и пейзажный. Для регулярного характерно геометрическое построение, строгая рациональная схема. Красота естественной природы при устройстве этого типа парка имеет второстепенное значение в силу ее «хаотичности», «неправильности», т. е. нерегулярности. Для пейзажного вида садово-паркового искусства характерно живописное расположение композиционных элементов, большей частью созданное самой природой. Регулярные парки часто называют «французскими», пейзажные — «английскими».

В рабовладельческом и феодальном обществе преобладали частные сады, парки при дворцах и культовых постройках и т. д. Регулярные сады появляются уже в Древнем Египте и в Вавилоне («висячие сады» Семирамиды). В городах Древней Греции зародились общественные сады — для прогулок, игр, состязаний. Подъем садово-паркового искусства в Европе отмечается в эпоху Возрождения в основном в Италии и Франции; здесь активно использовался рельеф местности с монументальными лестницами, каскадами, многочисленными скульптурами (итальянские виллы в стиле барокко). В XVII в. эстетические идеалы классицизма (строгая гармония, рационализм, симметрия) нашли отражение и в планировочных принципах парковых ансамблей. В это время и создаются т. наз. регулярные («французские») парки Центральное место в их планировке занимает дворец, перед его фасадом располагается партер — открытая часть парка с газонами, водоемами, кронами деревьев, которой придается геометрическая форма (например, Версаль, Сен-Клу и др.). Во второй половине XVIII в. появляются свободно и естественно планируемые пейзажные («английские») парки. С утверждением просветительских идей, особенно Руссо с его стремлением к «естественной жизни», классицизм теряет свои позиции, начинает преобладать новый эстетический идеал . Складывается культ «естественного человека», которому нечего делать в расчерченных аллеях подстриженных деревьев, рациональная симметрия не удовлетворяет его. Склонность к уединенным размышлениям определяет планировку парков . Партер становится простой лужайкой перед усадебным дворцом, часто с асимметрично расположенными группами неподстриженных деревьев, аллеи извилисты, со всевозможными романтическими «сюрпризами» — павильонами, гротами,- скульптурой и т. д. Регулярный парк сменяется пейзажным с контрастным сочетанием архитектуры и паркового искусства, которые дополняют друг друга, оттеняют и обогащают.

Первые русские сады — это княжеские усадьбы в Киеве, Владимире. Возобновляется садово-парковое искусство на Руси после монголо-татарского ига в XV в. главным образом в Москве. Позже, в XVII в., появляются красные, или верховые, сады, которые располагались в верхних этажах зданий (сады Кремлевского дворца), а также регулярные сады загородных усадеб. В начале XVIII в. вокруг Петербурга начинают создаваться великолепные дворцово-парковые ансамбли (Петергоф, Летний сад и пр.) с использованием водных поверхностей и рельефа местности. В середине и конце XVIII в. уже по всей России начинают создаваться пейзажные парки. Расцвет садово-паркового искусства в России связан с дворянской усадьбой. Часто пейзажные парки сочетаются с регулярными, дополняя друг друга (парки в Царском Селе под Петербургом; в Кускове, Архангельском, Знаменском-Садках под Москвой; Софиевке на Украине и многие другие).

Позже садово-парковое искусство приобретает новые формы: возникают городские общественные сады. В социалистическом обществе садово-парковое искусство проникнуто идеей заботы о человеке, всецело служит интересам народа. Появляются крупные парки для отдыха трудящихся, скверы, бульвары, парки культуры и отдыха, детские парки и др. Вокруг больших промышленных городов создается сеть лесопарков.

С целью сохранения ценных природных комплексов, а также для образовательных, культурных целей, организации отдыха и туризма населения создаются природные (национальные) парки.

Какие бывают стили оформления сада

На протяжении истории развития садово-паркового искусства в разных странах мира формировались свои уникальные типы садов и стили их оформления. Несмотря на то, что часть из них успела утратить к нашему времени свои первозданные черты – их базовая концепция и принципы организации по сегодняшний день выступают источником вдохновения ландшафтных дизайнеров, проектирующих современные приусадебные территории.

Основные типы садов и стили их оформления

В ландшафтном дизайне выделяют два основных, базовых принципа, в соответствии с которыми формируется будущий образ благоустраиваемой территории – это так называемый формальный (регулярный) и пейзажный (ландшафтный) стили.

Читайте также:  Поэма "Сады" Песнь первая - Жак Делиль

Формальный или регулярный стиль оформления сада основывается на следовании правилам симметрии при его закладке.

Данный принцип предполагает соблюдение одинакового расстояния между растениями каждого вида, создание строгих геометрических форм при размещении кустов и деревьев. На территориях, выполненных в регулярном стиле, четко просматривается прямолинейность рядов, посадок и дорожек.

Ландшафтный или пейзажный стиль, напротив, предусматривает свободную планировку размещения, близкую к той, которая свойственна живой природе. На территориях, оформленных по правилам ландшафтного стиля, отчетливо прослеживается отсутствие симметрии, прямых линий и строгих геометрических фигур (прямоугольников, квадратов и пр.) в расположении деревьев, кустарников и цветов.

Пейзажный стиль

Обращаясь к классификации типов садов в соответствии со страной их происхождения, можно отметить такие необычные и эффектные примеры.

Сады китайские

Выполнены в непринужденном пейзажном стиле. Основной концепцией их создания (а в старину их создавали исключительно у дворцов императоров и членов императорской семьи) являлось и является, по сей день отражение гармонии, которая должна существовать между человеком и природой.

Одним из примеров воплощения подобного замысла является классический китайский сад Юй Юань, расположенный в Шанхае.

Китайский стиль

Основные элементы классического китайского стиля в ландшафтном дизайне – это, в первую очередь:

Примечательно, что все указанные элементы в общей композиции объединяются таким образом, чтобы посетитель не сумел сразу охватить взглядом всю территорию парка, а мог бы во время прогулки любоваться открывающимися видами, проходя по его обособленным пространствам – «зеленым комнатам», павильонам, дворикам и залам.

Голландские сады

Их можно считать образцом эффективного и максимально рационального использования пространства. Для большинства из них характерны черты формального стиля: здесь можно наблюдать ту же строгую симметрию, продуманное расположение геометрических элементов и форм.

Однако в некоторых вариациях оформления голландских садов присутствует явно выраженный пейзажный стиль, наряду с которым отмечается эффективное использование пространства и света.

Парк цветов Кёкенхоф в Нидерландах

Такая тенденция объясняется довольно просто: Нидерланды являются одной из самых густонаселенных европейских стран, поэтому площадь здешних территорий, как правило, невелика, и требует профессионального подхода к своей организации и обустройству.

Отличительной особенностью является обилие цветов – тюльпанов, крокусов, гиацинтов, подснежников, нарциссов. Ярким примером здесь может выступить всемирно известный Кёкенхоф – королевский парк цветов в Нидерландах.

Английские пейзажные сады

Относятся к одному из старейших направлений в садово-парковом искусстве. Сформировавшись впервые в Англии в начале XVIII века, этот пейзажный стиль стал активно распространяться по всей Европе, вытеснив более популярное до этого, формальное направление «à la française», использовавшееся в качестве основного на тот момент стиля в европейском садоводстве.

Для классических английских садов свойственна свободная планировка, абсолютная естественность ландшафта и подчинение всех его элементов единому замыслу.

Самым известным примером подобного стиля является Английский сад в Мюнхене – крупнейший городской парк в мире и излюбленное место отдыха туристов со всех уголков света.

Французские сады и парки

Группа, охватывающая такие стили, как:

– французский формальный, основанный на соблюдении симметрии и строгих геометрических форм (классический пример – парк Версальского дворца);

– французский ландшафтный, сформировавшийся под влиянием английского пейзажного стиля (Эрменонвильский парк);

– французский Ренессанс – предшественник французского формального стиля, возникший на основе принципов итальянского Ренессанса (замок Шато Амблевилль с парками в духе итальянской эпохи Возрождения).

Итальянские сады

Стилистически базируются на использовании симметрии и строгой геометрии. Именно это направление оказало колоссальное влияние на формирование концепции английских и французских садов, и на историю садово-паркового искусства в целом.

Значимую роль в этом сыграла эпоха Возрождения, в период которой в Италии садово-парковые территории стали расширяться, приобретая в своем облике более выраженную геометричность и симметрию.

До эпохи Возрождения средневековый итальянский сад был заключен в глухую изоляцию стен и служил исключительно местом для выращивания фруктов, овощей и лекарственных трав либо, на примере монастырских садов – для проведения времени в молитвах и медитации.

Говоря образно, с наступлением эпохи Ренессанса стена между садом и пейзажем за ее пределами оказалась разрушена, и на территориях стали появляться фонтаны, античные скульптуры, водные объекты – все то, что было призвано восхищать и удивлять.

В качестве примера подобной организации ландшафта здесь можно привести дворцово-парковый комплекс Palazzo e Giardino Giusti (парк Джусти) на востоке Вероны, возведенный еще в XVI веке, и по сегодняшний день считающийся одним из лучших образцов итальянского садово-паркового искусства.

Японские сады

Группа, включающая в себя такие традиционные типы садов и частных парков, как:

– каменные, райские, чайные и прогулочные;

– цубонива (тсубонива) – миниатюрные садики, обустраиваемые во внутренних двориках между домами.

Японский стиль оформления и благоустройства территорий изначально стал формироваться под влиянием тенденций, распространенных в Китае. Однако со временем ландшафтные дизайнеры стали внедрять в него элементы национальной эстетики и культуры, что позволило японскому стилю оформления территорий приобрести свой яркий характер, индивидуальность и неповторимый колорит.

Типичными составляющими традиционного японского стиля в ландшафтном дизайне являются:

– цукубаи – небольшие каменные бассейны, преимущественно, ритуального назначения;

– заборы, ограждения, различные приспособления и устройства (шиши-одоши и т.д.);

– деревья и цветы (азалии, камелии, гинкго, японский кедр, сакура, бамбук, ива, японский кипарис и т.д.);

– живые рыбки – в основном, в Японии распространены разноцветные карпы кои (т.н. «парчовые карпы»).

В качестве примеров, наглядно демонстрирующих каноны японского стиля в ландшафтном дизайне, следует привести такие известные парки, как:

Корейский садовый стиль

Являются еще одним образцом использования принципов пейзажного стиля оформления. Изначально (как и японские) сформировавшись под влиянием китайских веяний в ландшафтном дизайне, они со временем обрели свой уникальный характер, наполнившись элементами корейской культуры и традиций.

Для классического типа садово-парковых территорий в Корее характерны такие детали, как:

– вечнозеленые деревья и растения – преимущественно, корейский кедр и бамбук;

– природные ручьи, водопады;

– искусственные пруды с темно-зеленой или почти черной водой (в отличие от водоемов частных парков на Западе, где наиболее предпочтительным является голубой цвет воды).

Интересной особенностью корейских садов и парков является местная фауна, представленная удивительным разнообразием экзотических птиц и животных. Согласно национальным представлениям, они, как ничто иное, подчеркивают естественность и красоту природных пейзажей.

Любопытно, что в общую картину парков Кореи органично вписываются не только элементы живой природы, но и рукотворные объекты – каменные фигуры животных, птиц, рыб, всевозможные фаунистические композиции и т.д.

Самые известные, сохранившиеся до наших дней, классические примеры корейских садов представлены тремя старинными комплексами:

– Форт периода Пэкче недалеко от Сеула;

– Когурёкский сад (рядом с г. Пхеньян);

– пруд Анапчи (Национальный парк Кёнджу).

Персидские сады

Группа, объединяющая различные типы садов в Иране и некоторых других странах мира, выполненные в соответствии с традициями персидского садово-паркового искусства. Основной идеей их создания являлось олицетворение рая на земле – места, где человек мог бы скрыться от мирской суеты, остаться наедине со своими мыслями или провести время за неспешной беседой со своим близким окружением.

Неотъемлемыми характеристиками классического типа персидских садов являются:

– обилие солнечного света и использование специальных эффектов, подчеркивающих его значение;

– применение объектов, обеспечивающих тень и защиту от солнца – шпалеры, стены, перегородки;

– различные водные объекты (природные и искусственно созданные) и системы орошения;

– архитектурные элементы, объединяющие разрозненные, обособленные пространства территории – своды, арки и пр.;

– обилие насаждений – деревьев, кустарников, цветов, декоративных растений.

Примечательно, что в организации подобных ландшафтов могут быть использованы приемы как формального, так и пейзажного стиля.

Самым известнейшим примером традиционного персидского сада является парк при мавзолее-мечети Тадж-Махал, расположенный в Агре (Индия). Несмотря на то, что данный историко-культурный объект находится за пределами Ирана, его организация наглядно демонстрирует основные каноны особого стиля планировки, характерной для персидских садов – т.н. «чарбаг» («чахарбаг»).

Данный стиль оформления ландшафта предусматривает разделение пространства на четыре прямоугольные части, разделенные дорожками или каналами с проточной водой.

Испанские сады

Отдельное, самостоятельное направление. Во многом переняв черты, присущие персидскому, исламскому и римскому стилям, этот тип садов со временем приобрел свой уникальный характер и завоевал популярность в разных уголках мира – в первую очередь, в странах с жарким и сухим климатом.

Интересной особенностью организации большинства садов в испанском стиле является использование многочисленных приемов и разнородных элементов, направленное на активизацию органов человеческих чувств (слух, обоняние, осязание и пр.) Таким образом, в обустройстве территорий, подчиненных данному направлению, применяются:

– небольшие многоуровневые фонтаны с журчащей водой;

– ароматные цветы и душистые травы;

– искусственные пруды и т.н. «отражающие» бассейны;

– объекты, обеспечивающие тень и прохладу: аркады (непрерывный ряд равных арок), перголы, шпалеры, садовые павильоны;

– системы капельного орошения, обеспечивающие свежесть и влажность воздуха.

Использование симметрии в благоустройстве территорий, подчиненных данному направлению, является одним из основных принципов оригинального испанского стиля. Наглядными примерами его воплощения выступают известные историко-культурные объекты – такие, как Хенералифе – бывшая резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой, парк Марии-Луизы в Севилье, Севильский Алькасар.

Сады и парки мира – Садово-парковое искусство

Реконструкция Иоганна ван ден Авела, 1685 г.
Коллекция Роберта фон Спаларта.

Реконструкция Иоганна ван ден Авела, 1685 г.
Коллекция Роберта фон Спаларта.

1610-е гг.
Архитектор С. Солари.
Каменный театр.
1617 г.
Фото автора

1610-е гг.
Архитектор С. Солари.
Каменный театр.
1617 г.
Фото автора

Вена, Австрия.
Конец XVII – первая половина XVIII века.
Архитектор И.-Б. Фишер фон Эрлах.
Фото автора

Вена, Австрия.
Конец XVII – первая половина XVIII века.
Архитектор И.-Б. Фишер фон Эрлах.
Фото автора

Вена, Австрия.
1710-е – 1720-е гг.
Архитектор Л. фон Хильдебрандт.
Фото автора.

Вена, Австрия.
1710-е – 1720-е гг.
Архитектор Л. фон Хильдебрандт.
Фото автора.

1740-е – 1780-е гг.
Пейзажный парк с храмом Флоры, Гротом, Готическим домом, Пантеоном и Палладианским мостом.
Фото автора

1740-е – 1780-е гг.
Пейзажный парк с храмом Флоры, Гротом, Готическим домом, Пантеоном и Палладианским мостом.
Фото автора

Москва, Россия.
Эрмитаж.
1765-1767 гг.
Строился «под смотрением» архитектора К.И. Бланка.
Фото автора

Москва, Россия.
Эрмитаж.
1765-1767 гг.
Строился «под смотрением» архитектора К.И. Бланка.
Фото автора

Для взрослых и старшеклассников.

На протяжении нескольких сезонов мы знакомили вас с самыми знаменитыми садами России, парковой архитектурой царских дворцов и дворянских усадеб. В этом сезоне мы предлагаем вам познакомиться с садово-парковым искусством Европы в цикле лекций «Знаменитые сады мира. Архитектура и садово-парковое искусство от античности до современности» (№ 15).Этот лекционный цикл поможет вам узнать о том, как на протяжении нескольких столетий архитектура, эта неотъемлемая часть человеческой культуры, благодаря умелой работе зодчих, искусно сочеталась в садах и парках с преобразованной трудами многих поколений садовников природой.

СОДЕРЖАНИЕ:
12 Май 2020От «Садов Семирамиды» до «куртуазных садов»: архитектура в садах древности и средневековья (лекция).

На лекции вы узнаете о самом раннем и самом протяженном периоде в истории садово-паркового искусства, охватывающий время с глубокой древности до конца западноевропейского средневековья.

Д. К. Валявин

19 Май 2020От ренессансных садов Италии до садов Версаля: архитектура регулярных садов XV-XVIII вв. (лекция).

Вторая лекция посвящена архитектуре регулярных садов итальянского, голландского и французского типа.

Д. К. Валявин

26 Май 2020Архитектура и пейзажные сады XVIII – начала XIX в.: от английских садов до садов Царского Села и Павловска (лекция)

Пейзажный стиль в садово-парковом искусстве зародился в Англии и в дальнейшем получил широкое развитие в странах континентальной Европы и даже перешагнул океан.

Д. К. Валявин

2 Июнь 2020Архитектура садов второй половины XIX – начала XX в.: от садов Пальмового дома Кью до парка Гуэль в Барселоне (лекция).

В садах периода эклектики и модерна архитектура по-прежнему играет значительную роль.

Д. К. Валявин

УСЛОВИЯ ПОСЕЩЕНИЯ:

Лекции читаются по вторникам в 19:00 в лекционном зале на ул. Манежная, д.7.

Приобрести билеты на каждую лекцию вы можете:
– онлайн на нашем сайте: 12 мая;
– в дежурной кассе в Александровском саду до 19:00 только в день чтения лекции;
– в терминале по продаже билетов у лекционного зала (ул. Манежная, д.7, во дворе) только в день чтения лекции

Приобрести абонемент вы можете:
онлайн на нашем сайте (кроме льготного) и обменять в в кассах №6, 7, 8 в Александровском саду

Валявин Дмитрий Константинович

Лектор-искусствовед I категории.
Сотрудник лекционного отдела.

Садово-парковое искусство в государствах Древнего Мира

садовый парковый возрождение

Сады Древнего Египта

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».

Существовало два основных типа египетских садов: при храмах и при жилых домах. Прославление неограниченной власти фараонов было идеологической целью садово-храмового строительства. В основе композиции – регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. В садово-парковом строительстве Древнего Египта использовалось большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники.

  • 1. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений
  • 2. сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах
  • 3. Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы
  • 4. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине
  • 5. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов

Сады Амона в Карнакском храме

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н.э.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Аллея сфинксов с бараньими головами

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников.

Карнакский храм, нач. 14 века до н.э.

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

Сады Вавилона

Вавиломн – древний город вМесопотамии на берегах реки Евфрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира. Столица Вавилонского царства (Вавилонии) (II-I тыс. до н.э.). В VI-IV вв. до н.э. – крупнейший город мира с населением около 150 тысяч жителей. Вавилон иногда называют первым мегаполисом в истории человечества. Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является известным символом современной культуры.

  • 1. Культ воды. Вода считалась источником доброй воли – это культ плодородия. Вода – это так: же мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.
  • 2. Вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу
  • (Зиккурат – это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним – побеленный.)
  • 3. магический образ Зверя
  • 4. культ небесных светил

Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Висямчие садым Семирамимды – одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения – Висячие сады Амитис (по другим источникам – Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. [1] . Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон, возле современного города Хилла.

Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Устроены сады были в виде пирамиды с четырьмя платформами-ярусами, опирающимися на 20-метровые колонны. Самый нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, длина которого в разных частях варьировалась от 30 до 40 метров

Издалека пирамида выглядела, как вечнозеленый и цветущий холм, купающийся в прохладе фонтанов и ручейков. В полостях колонн были расположены трубы, и сотни рабов постоянно вращали специальное колесо, подающее воду к каждой из платформ висячих садов.

Расцвет садов Семирамиды длился около 200 лет, после чего во времена гегемонии персов дворец пришел в запустение. В нем лишь изредка останавливались цари Персии во время редких поездок по империи. В 4 м веке дворец был облюбован Александром Македонским в качестве резиденции, став последним местом его пребывания на земле. После его смерти 172 обставленные с роскошью комнаты дворца окончательно пришли в упадок – за садом окончательно перестали ухаживать, а сильные паводки повредили фундамент, и сооружение рухнуло. Находилось это чудо в 80 километрах к юго-западу от современного Багдада, на территории Ирака

Сады Древней Греции

В Древней Греции садовое искусство связано с завоевательными походами Александра Македонского. В древнегреческий ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство.

Самыми распространенными и свойственными исключительно для Древней Греции видами озеленения являлись такие как герроны, больше популярные кА божественные рощи, частовладельческие сады и философские сады. Причем, герроны в большинстве случаев носили исключительно мемориальный характер, их использовали в процессе создания различных архитектурных сооружений, скульптур, а также лесных массивов с источниками.

Главные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

  • 1. сочетание природных композиций с малыми архитектурными формами.
  • 2. Сады обустраивались прямолинейными дорожками и аллеями, украшались вазами, колоннами, скульптурой.
  • 3. В садах и парках создавались искусственные водоемы, фонтаны и источники.
  • 4. Равновесие и симметрия
  • 5. использовали террасирование

Лисикрат, Скопас, Фидий

Афинский акрополь. II век до нашей эры

Афимнский акромполь – акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропс» (Kekrops) – в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя.

План Афинского акрополя

в Акрополе велось большое строительство. При тиране на месте царского дворца был построен храм богини Афины В 480 году до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами.

В 447 году до н.э. по инициативе на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору которому, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Сады Древнего Рима

Создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники.

Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая – открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть – была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть – представляла собой аллею.

В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения – искусственные водоёмы и фонтаны.

Различные версии устройства римских садов использовались в римских поселениях в Африке, Британии.

Принципы оформления римских садов позднее применялись в садово-парковом искусстве эпохи Возрождения, барокко, неоклассицизма.

  • 1. Здесь формируются такие сады, как священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили.
  • 2. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой.
  • 3. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами.
  • 4. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы, аллеи, топиарное искусство (фигурная стрижка).
  • 5. Регулярная планировка

Юлия Домна, Гней Помпей

Плодовое садоводство в Риме

План сада Древнего Рима

Кроме декоративного сада, в римских виллах, как и у греков, имелись плодовые деревья, виноградники и огород. Но и этим насаждениям римские садовники придавали декоративный вид. Прямые аллеи, обсаженные ирисом, гвоздикой, гладиолусами, маком, разделяли фруктовый сад и огород на правильные участки.

Плодовое садоводство в Риме стояло тогда на таком высоком уровне, что садовники делали сложные прививки одних растений на другие.

Сады для гулянья

Подстрижка деревьев в Древнем Риме

Прогулочный сад начинался от террасы и ее лестниц. Прямые симметричные дорожки и аллеи были выложены каменными плитами и обсажены небольшими деревьями, группами кустов (роз, мирты, олеандра, жасмина, граната) и окаймлены изгородью из букса, лавра, розмарина.

Наиболее крупная и богатая вилла «Тибуртина» принадлежала императору Адриану, созданная уже в серебряном веке Рима (121 – 131 гг.). Она находилась в 25 километрах к востоку от Рима, около Тиволи. Для этой виллы уничтожали горы, прорезывали ущелья, насыпали холмы, создавали искусственные озера, – словом, рабы переделывали природу, украшая сады по выработанному плану красивыми ландшафтами.

Вилла Адриана. Храм Венеры

Наряду с прекрасными копиями Адриан собрал в своей вилле и подлинные произведения греческого искусства. Это действительно была вилламузей. Вилла, или вернее, целый город великолепных зданий занимал площадь около 5 кв. километров и был окружен стеною в 9 метров высотой.

Древние постройки виллы Адриана грандиозны и величественны, как грандиозны в Риме Колизей, храм Венеры и термы (бани) Каракаллы.

Среди развалин виллы сохранились великолепные уголки: то кольцевой водоем среди здания, окруженный колоннами, то мозаичный пол, то высокая стена – и за ней узкая аллея темных остроконечных кипарисов.

Вдали темно-зелеными зонтами стояли пиннии – итальянские сосны, высокие кипарисы, ливанские кедры с плоскими кронами и рощи серебристых олив с их растрескавшимися стволами. Нет только цветов, которых, вероятно, когда-то здесь было очень много.

Добавить комментарий
АВТОРЫ: