Художник и клен – Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

Художник и клен – Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

Сказки о цветах, легенды, притчи о природе, а также забавные восточные истории. На земле тысячи цветов – и у каждого свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка.

Забавные восточные истории, притчи, сказки, мифы, басни, стихи, остроты и пр.
Притчи из книги Носсрата Пезешкиана: “Торговец и попугай”. Источником историй является классическая восточная литература в переработке таких поэтов, как Хафиз, Саади, Мовлана, Парвин, Этессами и др. Многие истории легко узнаваемы. Некоторые из них давно уже стали анекдотами, а некоторые – сократились до пословиц и поговорок. Прототипом “героя” во многих восточных историях является мулла. Мулла – это народный проповедник, который обычно путешествует по стране вместе со своим неизменным спутником – ослом. Так как некоторые из странствующих проповедников остротами и иронией привлекали к себе интерес толпы и обращали на себя внимание своим нелепым поведением, то мулла стал в персидском фольклоре излюбленным персонажем народных историй.

Цветы маленькой Иды. Ганс Христиан Андерсен
Это первая сказка Андерсена, придуманная им самим. Замысел ее возник, когда он однажды рассказывал маленькой девочке Иде, дочери писателя Юста Маттиаса Тиле, о цветах в Ботаническом саду. “Несколько замечаний ребенка я запомнил и передал, когда сказка позднее была записана”, – вспоминал сказочник.

Неизвестный цветок. Андрей Платонович Платонов /Сказка-быль/
В сказке описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: “Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле”. В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов : “маленький – никто – на земле”.

Китайская легенда о хризантеме
До сих пор спорят о том, Китай или Япония родина хризантем? В обеих странах любят и разводят эти цветы. Но вот что сохранила нам одна легенда.

Украинская сказка о Васильке
Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном – Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания.

Турецкая сказка о прекрасной розе
Вокруг дворца падишаха цвели чудесные розы. Взглянул он на них однажды и воскликнул: – Ни одна самая прекрасная роза на свете не сравнится с красотой моей дочери!

Английская сказка о тюльпане
Больше всего на свете тетушка Мэри любила цветы. Целые дни она проводила в своем садике, ухаживая за ними. Однажды проснулась она среди ночи и решила посмотреть, как там её любимцы?!

Румынская сказка о ромашке
. И тогда вспомнила старая нянюшка, что ещё в детстве лечила её мать отваром из ромашки – и средство это помогало и детям, и взрослым. Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже – с золотыми макушечками.

“Чудесные грибы” – японская сказка
В одном селении жил бедняк по имени Коскэ. Кто-то считал его неудачником, а кто – и вовсе дурачком. Иной раз его так и звали – Коскэ-дурачок. Гриб-смехун, о котором говорится в этой сказке, нигде не растёт. И на японских островах с ним встречаются только в сказке. А вообще-то грибы долгое время будоражили воображение людей своей необычной формой, вкусом и самыми разными свойствами.

Лиственный лес. Внутренняя красота. Автор: Мария Скребцова
Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи они хорошо росли: обогащала она почву удивительным веществом – азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.

Хвойный лес. Солнечное дерево. Автор: Мария Скребцова
Лиственница – самое светлое дерево из всех хвойных. Там, где растут эти деревья, будто отпечаток света лежит, даже в непогоду, когда солнышко за тучами. А прозрачно-воздушные кроны лиственниц подобны небесно-зеленым облакам.

Цветок кактуса. Автор: Мария Скребцова
А прекрасный цветок – чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.

Разговорчивая березка. Автор: Мария Скребцова
Разговорились как-то деревья на ветру о своем житье-бытье: у кого из них семена самые легкие, кого ветер да солнышко любят, в ком пользы для людей больше, да мало ли о чем деревья разговоры между собой вести могут. Самой разговорчивой в тот день березка оказалась. Была она и вправду деревом удивительным, так что было ей о чем рассказать.

Осинка и ветерок. Автор: Мария Скребцова
Спрашивают как-то деревья осинку: – Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть. Растерялась осинка, что ответить не знает. Тут как раз ее дружок-ветерок подул, осинка за ним всеми листочками потянулась и прямо на глазах у всех деревьев скинула свое темно-зеленое платьице и надела другое – серовато- серебристое.

Художник и клен. Автор: А. Лопатина
Любил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то березку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой. Лапки-листики на солнце позванивают, золотом оранжевым, красно-бордовым просвечивают, – глаз не оторвать.

Волшебная рябинка. Автор: А. Лопатина
Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.

Азалия и Белый Кот. Автор: Л.В.Скребцова
В одном большом городе жила добрая женщина. Звали ее Марией. Дети ее выросли и разъехались. Но был у нее кот удивительной красоты – белый, пушистый, с огромными голубыми глазами и розовыми ушками. Розовая красавица Азалия осветила все вокруг нежным радостным светом и, глядя на нее, хотелось улыбаться. Приходившие в гости друзья глаз от нее не могли отвести. А про белого кота, казалось, совсем позабыли.

Домашний садик. Автор: Л.В.Скребцова
Радости ее не было конца, когда ей дарили какой-нибудь цветочек в горшочке. Ласково улыбаясь, она говорила ему: “Добро пожаловать, милый цветочек, в наш садик! Не беспокойся, тебе будет хорошо у нас!” И новый цветок, который еще недавно волновался о своей судьбе, сразу успокаивался и быстро привыкал к своей новой семье.

Благородный Плющ. Автор: Л.В.Скребцова
Однажды Мария узнала, что такие цветы, как Плющ, Хризантема, Алоэ и Хлорофитум – являются удивительными очистителями воздуха, и она решила вырастить эти растения в своем садике. Первым у нее появился очень скромный на вид, маленький и неказистый Плющ.

Кто прекрасней. Автор: Л.В.Скребцова
Однажды Осока, пышно разросшаяся в широком глиняном горшке и красиво оттенявшая нежными, зелено-белыми длинными листьями другие цветы, уже в который раз оглядела себя со всех сторон. Довольная собой она с гордостью обратилась к своему соседу Кротону.

Обещанное богатство. Притча о садовнике
Эту поучительную притчу о Садовнике я прочитала в одном из журналов Ландшафтного дизайна. История эта очень древняя, но менее актуальной она быть от этого не перестала. Овладей злополучный китаец профессией Садовника вовремя, богатство само приплыло бы к нему в руки!

Участок земли. /еврейская притча/
Сделать сад – Садом, может лишь тот, для кого он предназначен. Филосовские рассказы и притчи.

Синь-цветок. Автор рассказа: Анатолий Шунин
Герой этого рассказа мальчик, наблюдая за безымянным цветком, делает для себя важные открытия. Василек был похож на гвоздичку, только поменьше и – синий. А мой синь-цветок – голубой. И вовсе без цветоножки. Он расцветал чаще всего в развилке двух веточек. Веточка хоть и полая, но попробуй сорви ее – измочалится вся, пока отломится, пожалеешь, что трудился и красоту испортил

Метка: цветы

Легенды о цветах. Здесь собраны легенды о цветах.

Легенда о Нарциссе

Самая распространенная легенда о Нарциссе,
хотя существуют и другие легенды….

Жил красивый юноша по имени Нарцисс.

Так уж вышло, что сердце юноши никому не отвечало взаимностью.

В наказание Немесида напророчила Нарциссу испытать однажды всепоглощающее чувство безответной любви.

И в скором времени пророчество сбылось: в знойный день юноша склонился над ручьём, чтобы утолить жажду и, увидев собственное отражение в зеркальной глади воды, замер.

Нарцисс был очарован, влюблён до беспамятства.

Он не спал, не ел, только любовался собой, пока не умер. На месте, где душа покинула тело, вырос прекрасный одинокий цветок с поникшей головой.

Видео Легенда о Нарциссе.

/ Легенда о Нарциссе / Нарцисс, легенда /

Притча. Одуванчики

Один человек решил сделать красивую зелёную лужайку. Он очень гордился тем, какая она у него получилась: ровная, красивая и зелёная.

Однажды он увидел, что среди зелёной травы зацвели одуванчики.

Это его разозлило. Он вырвал цветы руками. Но, спустя время, одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И, как человек только ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке, бурно расти и цвести.

Человек написал об этом пост на форуме с просьбой помочь в борьбе с одуванчиками. Он подробно перечислил все использованные методы борьбы с сорняками. А пост закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Может, есть ещё какой-то действенный способ, которого я не знаю?»

Лепесток розы. Легенда о Бетховене.

Предстояло принятие великого композитора Людвига ван Бетховена в действительные члены Академии искусств в Париже. Председательствующий объявил:

– Мы собрались сегодня для того, чтобы принять в члены нашей академии _ великого Бетховена.

И тут же добавил, что, к сожалению, ни одного вакантного места в академии нет, тем как бы предрешив исход дела.

В зале воцарилось молчание.

– Но…,- продолжал председатель… и налил из стоящего на столе графина полный стакан воды так, что ни одной капли добавить нельзя было. Затем оторвал из стоящего тут же букета один лепесток розы и осторожно опустил его на водную поверхность.

Лепесток не переполнил стакана, и вода не пролилась.

Тогда председатель, не сказав ни слова, обратил свой взор к собравшимся.

В ответ последовал взрыв аплодисментов.

На этом и закончилось заседание, единогласно избравшее Бетховена действительным членом Академии искусств.

Уважаемый читатель! Кликайте, пожалуйста, рекламу. Она от проверенных рекламодателей. Это – лучшая ваша благодарность за собранные здесь хорошие легенды и притчи.

/ Легенда о Бетховене / Лепесток розы /

Легенды о цветах: ирис, мак, астра, ландыш, гиацинт, сирень, подснежник.

Легенда. Цветок-радуга.

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду.

Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…

Читать далее «Легенды о цветах: ирис, мак, астра, ландыш, гиацинт, сирень, подснежник.»

Легенда о васильках

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности:

– Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья.

– Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне. Подскажи, что сделать и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви.

– Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе.

Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Легенда о водной лилии

Легенды о цветах

Легенда о белой водяной лилии

Однажды Великий Воин решил оставить знак о своих умениях и подвигах. Был он невероятно силен и быстр. Пущенные им стрелы летели быстрее молнии и дальше, чем мог видеть глаз человека. И задумал он запустить стрелу в небо, чтобы она осталась там на века, в память о его ловкости.

– Звезды! – обратился он к небу, – Поймаете ли вы пущенную мною стрелу, чтобы она осталась в небесах в знак моей ловкости и силы?

– Если достанешь до небес, что ж… Поймаем и оставим у себя. – ответили две звезды: Полярная и Вечерняя.

Великий Воин натянул тетиву изо всех сил, которые у него были и… отпустил стрелу. Она взмыла ввысь, разрезая облака. Увидев это, Полярная и Вечерняя звезды ринулись ее ловить. Они летели почти с такой же скоростью, как и пущенная стрела, не обращая внимание ни на что, кроме своей цели. Рассекая воздух, они мчались к стреле навстречу друг другу… пока не столкнулись… Небо засияло алмазами и искры от столкновения звезд осыпались на землю.

Великий Воин был потрясен увиденным. Но больше всего его впечатлило то, что искры, упавшие в воду, стали распускаться великолепными цветами.

– Да! Я не мог и предвидеть такого исхода событий! – восхищенно воскликнул он, – Цветок – это лучшее, что можно оставить после себя людям в знак памяти. Назову я эти цветы так: Лилии!

/ Легенда о водной лилии / Цветок белая лилия / Легенды о цветах / Самоучитель по ораторскому искусству /

Легенда о хризантемах

До сих пор спорят о том, Китай или Япония родина хризантем? В обеих странах любят и разводят эти цветы. Но вот что сохранила нам одна легенда.

Хитрый лекарь низко склонился перед императором: – О, могучий повелитель, – промолвил он. – Я мог бы приготовить такой эликсир, но для этого надо достать чудесные цветы, которые растут на востоке, на далеких островах…

Читайте также:  Йу-Року-Сакура. Вишневое дерево, цветущее на шестнадцатый день - Сказки о цветах

– Я прикажу немедля доставить те цветы! – вскричал император.

– Ах, если бы это было так просто, – вздохнул лекарь. – Весь секрет в том, что сорвать их должен человек с чистым сердцем – только тогда растение даст свою чудесную силу…

Задумался император: знал, что ни он сам, ни его придворные не годятся для того, чтобы выполнить это условие. И тогда решил он отправить на острова 300 юношей и 300 девушек: уж наверняка среди них найдётся немало людей с чистым сердцем!

Так и сделали – снарядили много кораблей и отправили их во главе с императорским лекаpeм к островам – туда, где теперь находится Япония. На одном из них нашли они прекрасный цветок – хризантему и не могли налюбоваться ею!

– Не знаю, годится ли этот цветок для эликсира, – воскликнул лекарь, – но, без сомнения, он радует сердце и молодит душу!

Мудрый лекарь xopoшo знал коварный и жестокий нрав своего императора. “Наверняка, – размышлял он, – император подумает, что я и мои спутники первыми попробовали эликсир, и прикажет всех нас казнить, как только получит снадобье”. И тогда все решили не возвращаться обратно. Они остались жить на островах и основали там новое государство. Неизвестно, приготовили они чудесный эликсир или нет, но хризантема стала для них любимым цветком…

Муха и пчела

Спросил как-то комар муху:

– Есть ли здесь в окрестности цветы?

– Насчет цветов ничего не знаю, — ответила ему муха. — А вот мусорников полным-полно.

И муха начала перечислять комару все окрестные мусорники, на которых ему обязательно нужно побывать.

Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу.

Я правильно лечу к мусорникам? — спросил он у нее.

– Мусорники? Я нигде здесь не встречала мусорников, — удивилась пчела. — Здесь кругом – одни цветы!

Уважаемый читатель! Если вам понравились эти притчи, пожалуйста, сделайте клик по рекламе от Google. Она от проверенных рекламодателей. Большое спасибо!

Легенда об ирисе

Легенды о цветах. Легенда об ирисе.

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду.

Она не гасла до самого рассвета. И когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…

Свое название цветок получил из рук знаменитого целителя Гиппократа, который дал имя растению в честь древнегреческой богини Ириды, провозглашающей людям волю олимпийских богов.

Богиня Ирида сходила по радуге на землю, поэтому слово “Ирис” в переводе с греческого означает радуга. Карл Линней, который предложил единую систему научных названий растений, сохранил за ирисом его древнее имя.

Художник и клен

Любил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то березку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой. Лапки-листики на солнце позванивают, золотом оранжевым, красно-бордовым просвечивают, — глаз не оторвать.

— Ну, спасибо тебе, осень, за подарок такой драгоценный, — поклонился художник.

Расставил он свой мольберт рядом с кленком и замер, стараясь побольше его красоты в себя вобрать, чтобы суметь потом эту красоту людям показать.

Клен ласково заглянул художнику в глаза своими пурпурно-золотыми широкими листьями и спросил:
— Разве есть у людей краски с такими тончайшими оттенками, как у Матушки- природы? Посмотри на мои листочки, художник, каждый, словно сокровище разноцветное, и ни одного не встретишь одинакового.

Улыбнулся художник в ответ:
— Конечно, кленок, не может человек сравниться с Матушкой-природой красками, но в серце моем каждый твой листочек светится радостью. Если смогу я передать людям хотя бы частичку твоей красоты, может быть, и в их сердцах станет светлее от радости. А ты расскажи мне о жизни своей, чтобы картина моя живой получилась.

Художник сделал на полотне первый мазок, и клен начал свой рассказ:
— Ты видишь мою красу, художник, а большой раскидистый клен, на котором я родился, был прекраснее меня в сто раз. Его люди срубили. Весь лес вздрогнул от горя, когда красавец клен упал, и на моей серой коре от тоски по родителю появились с тех пор продольные трещинки. Только прошлой зимой я, наконец, утешился. Вот как это случилось. Лыжники решили отдохнуть на нашей поляне и сняли возле меня свои лыжи. Я на людей тогда в обиде был, не хотел с ними разговаривать, отвернулся даже в сторону и вдруг слышу:
— Кленок, посмотри на меня, ведь мы с тобой хорошо знакомы.

Другой голос добавил:
— Где-то сейчас мои детки, наверное, такими же красавцами стали?! Оказалось, что все лыжи были сделаны из кленов, а одна пара как раз из моего родного, что на нашей поляне рос. С тех пор, если бегут мимо лыжники, я знаю, что самые быстрые и легкие лыжи на них из клена, и машу им приветливо вслед. Даже трещинки продольные на моей серой коре теперь струятся не так печально.

Художник погладил серый с трещинками ствол и почувствовал, что сегодня трещинки совсем веселые. Кленок продолжал:
— Родился я двадцать лет тому назад и сначала крепко спал в почке- колыбельке. Уже тогда Матушка-природа и отец-клен учили меня красоте и закутали в чудесные шелковистые чешуйки с золотисто-оранжевым опушением. Всю зиму я спал, но, наконец, чешуйки почки раскрылись, и я увидел свет белый в виде зелено-желтого цветка. Первым другом была пчелка. Сначала мне показалось, что я не такой уж красивый, хотя и достаточно крупный цветок. Но пчелка меня утешила. Она опустилась на меня и зажжужала:
— Какой красавец, самый первый, раньше листочков явился, да какой сладкий!

Пчелка принялась пить мой нектар, и при этом пылинки мои попали в завязь. Это было приятно, хотя и немного щекотно. Вокруг меня было шумно. Кого только не было на моих братьях-цветах: мухи, бабочки, пчелы, — все спешили после зимы силы свои восстановить. Ах, как всем нам было радостно и сладко. Каждую весну я снова и снова переживаю это чудесное состояние. Жаль, художник, что ты не можешь его почувствовать.

— Почувствовать не могу, зато могу представить, как радостно цвести, когда вокруг еще все голо и деревья без листьев. А сладость светлого кленового меда я прекрасно знаю. Я его много раз пробовал и всегда мне казалось, что он весной пахнет, — сказал художник и добавил в свою картину сладкой радости весеннего цветения клена.

— Вторым моим другом, — снова продолжил клен свой рассказ, — был мой братец-близнец, который родился вместе со мной из цветка. Все кленовые детки- семена — сросшиеся близнецы под двумя крылышками. Мы с братцем были точь- в-точь похожи и видом и характером. Осенью мы увидели, как ветер разделяет созревшие семена, подхватывает их и, вращая крылышком, точно пропеллером, разносит по поляне. Мы с братом крепко прижались друг к другу и решили не расставаться. Но началась зима, и налетевший холодный вихрь подхватил моего созревшего брата и унес в одну сторону, а меня в другую. Ветер так бешено вращал мое крылышко, что у меня голова закружилась, и я сначала не понял, куда попал. Очнулся я от холода на лесной поляне. Был зимний вечер, и с каждой минутой я замерзал все больше. Вдруг на поляну вышел великан-лось, который пришел поужинать веточками молодых деревьев. Потом что-то черное навалилось на меня, и я утонул в снегу. Лось втоптал меня копытом под прошлогодние листья, а лунку засыпало снегом. Здесь мне стало уютно и тепло, и я сладко уснул до весны. С тех пор лось моим другом стал. Ведь если бы не он, я бы замерз и умер.

О братце своем я до сих пор ничего не знаю. Нам, семенам кленовым, нелегко приходится. Хотя сыплемся мы с клена всю осень и всю зиму, в деревца прорастают только счастливчики.

Проснулся я весной от талой весенней водицы. Было еще довольно холодно, но мне так не терпелось снова мир увидеть, что я выпустил корешок и стал тянуться вверх. Замечательное это чувство, когда ты снова на свет божий появляешься, уже не цветочком, не семечком, а маленьким кленовым росточком. Гордость переполняла меня. “Я — дерево, настоящее дерево!” — пел каждый острый уголочек моих листьев-лап. Они у меня были совсем как у взрослого клена, хотя и родились на тоненьком прутике.

— Славно ты, кленок, рассказываешь, — улыбнулся художник, и, вздохнув, добавил:
— К сожалению, люди часто забывают вырастить в себе дерево.

— Да, растить свое дерево — это самое важное дело на свете, — согласился клен и продолжил свой рассказ:
— Я быстро рос. Следующей весной меня уже не узнать было. И друзей у меня прибавилось. Посмотри, художник, сколько вокруг меня деревьев: и березы, и осины, и дубы, и даже сосны. Бывает, деревья ссорятся из-за пустяков всяких, я тогда их мирю, каждому что-то доброе скажу. Мы, клены, не любим в одиночестве, без друзей, расти. Листочки мои питательные, и в них витамина С много. Деревьям землица с моими перегнившими листьями по вкусу. От нее они крепкими и высокими становятся. Может быть, потому на земле и нет чистых кленовых лесов, что деревья возле меня селиться любят. И звери часто моими листьями лакомятся. Я на них не обижаюсь, пусть питаются. Я дерево сильное, всех могу накормить и напоить.

— Ты, клен, настоящее дерево дружбы! — воскликнул художник.

— Да, люблю друзей, — подтвердил клен. — У меня и среди людей друзей много. Особенно с одним человеком я крепко подружился. Он пришел ко мне однажды осенью и попросил два семечка, чтобы посадить их возле дома в честь своих сыновей-близнецов. У вас, людей, есть примета, что человек будет расти здоровым и счастливым, если в честь него дерево посадить при рождении. Видно, дерево ему свою силу и мудрость передает. Я решил: для моих семян большая честь с людьми побрататься, и дал их человеку. Человек выбрал тогда самые крупные и крепкие семена. Был он ученым-ботаником; в деревьях хорошо разбирался. Клены его особенно интересовали, он о них книжку писал. О чем мы только с ним не разговаривали. Скоро и я стал ученым по кленам. Не только о себе, клене остролистом, могу рассказать, но и о клене сахарном, и о серебристом, и о разных других. Могу целую лекцию прочитать о том, как клены растут по всему свету: и в Африке, и в Европе, и в Азии, и в Америке. Для любого леса и города мы — гордость и краса. Но тебе, художник, не интересно, наверное, лекции слушать.

— Нет, почему, — возразил художник, — все, что ты рассказываешь, еще раз доказывает, что ты — самое настоящее дерево дружбы. Это мне тоже надо нарисовать в моей картине, раз я хочу показать людям твою красоту. Так что продолжай, пожалуйста.

Но клен молчал. Молчал, потому что увидел чудо: на картине художника
величественно возвышался красавец клен. Его широкая вершина была освещена лучами солнца, и в этих волшебных лучах блестели пурпурные и золотисто- зеленые кленовые листья, неповторимые и прекрасные. Все дерево было похоже на веселый, торжественный праздник.

Клен воскликнул:
— Неужели это я?

Художник скромно ответил:
— Нет, клен, это лишь частичка твоей красоты, перед которой я не в силах был устоять.

Легенды о цветах: короткие мифы о популярных растениях

Цветы являются не только значимой частью жизни любого народа, прекрасным украшением, символизацией всевозможных праздников и помощниками в исцелении, но также это интересный объект для изучения. Многим интересны мифы и легенды о цветах, рассказывающие о том, откуда взялись розы, тюльпаны или пионы, какими удивительными свойствами они обладают и действительно ли некоторым растениям присущи сверхъестественные свойства.

Наиболее популярные цветы

Каждый ценитель красоты будет рад собрать букет интересных историй. Из коротких легенд о цветах наиболее известны такие:

  • Роза. О царице цветов сложено множество рассказов и легенд. Самая распространённая история рассказывает об Афродите, богини любви и красоты. Согласно древнегреческой легенде, Афродита появилась на свет, выходя из моря. Её тело было покрыто белоснежной пеной, из которой и возникла первая в мире роза. Боги обрызгали красивый цветок нектаром. Красными же цветы стали, когда богиня узнала о смертельном ранении любимого, побежала и наступила на шипы роз. Благодаря безупречной форме и волшебному аромату роза с древних времён ассоциируется у христиан с раем.
  • Фиалка. Когда бог солнца Аполлон гнался своими лучами за одной из прекрасных дочерей могучего Атланта, та обратилась к Зевсу с просьбой защитить её. Бог исполнил мольбу девушки, превратив её в чудную фиалку и укрыв в тени своей листвы. С тех пор она цвела там каждую весну.
  • Лилия. В древнегреческой мифологии говорится, что однажды богиня Гера кормила своего сына Ареса. Именно из капель её молока, которое брызнуло на землю, выросли белоснежные лилии.
  • Ирис. У названия этого цветка тоже греческое происхождение. Согласно известному мифу, богиня радуги Ирида порхала по небу и выполняла поручения других богов. Её можно было увидеть на радуге или в дождевых каплях. В честь Ириды (Ирис) и назвали цветок, похожий оттенками и великолепием на цвета радуги. На Востоке ирисы обозначали печаль, поэтому их высаживали на могилах. В Древнем Египте это был символ красноречия, а у японцев — символизация смелости.
  • Пион. Одна из версий говорит, что цветок назван в честь местности, где появился его вид, Пеонии. По другим источникам у врача Эскулапа (древнегреческая мифология) был ученик Пион. Однажды он вылечил Плутона, повелителя загробного мира. Из-за этого завистливый учитель захотел убить Пиона, но Плутон в благодарность за помощь превратил своего спасителя в прекрасный лекарственный цветок.
Читайте также:  Восточные истории, притчи, сказки, мифы, басни, стихи, остроты: Сказки о цветах

От тюльпана до жасмина

Не только в греческой мифологии есть легенды о цветах. Огромное количество сказок и мифов было сложено и у других народов:

  • Тюльпан. Популярная легенда гласит, что давным-давно счастье пряталось в бутонах тюльпана. И никто не мог до него добраться, пока однажды мимо растения не прошла нищенка со златокудрым малышом. У женщины и в мыслях не было добраться до счастья, а вот ребёнок бросился к удивительному цветку. И тюльпан открылся чистоте чувств малыша. После этого ранней весной цветки стали дарить счастье всем, кто этого желает.
  • Мак. Самый известный миф касается христианства. Согласно ему после того как был создан мир все были счастливы, кроме Ночи, ведь ей приходилось прятать под покровом свои красоты. И даже всевозможные хитрости (светлячки или звёзды) были напрасными. Люди тоже не любили это время суток. Тогда Бог создал Сновидения, и Ночь стала желанной гостьей. Всё было хорошо, пока в людях не проснулся грех убийства. Сон старался помешать этому, но сила греха преобладала. Он разозлился и ударил своим жезлом. Появился цветок. На помощь Сну пришла Ночь и вдохнула жизнь в новое растение, мак. У древних греков мак считался цветком богини супружества и плодородия, Геры.
  • Астра. Несколько столетий назад один французский ботаник получил семена неизвестного растения посылкой из Китая. Цветок расцвёл красным и с жёлтой серединкой, напоминая маргаритку. Французы были в восторге и начали выводить всё новые сорта растения. Спустя два года вырос уникальный садовый цветок. «Звезда», — воскликнул один из ботаников, увидев растение. На греческом языке это звучит как «астер». Так появились осенние астры и придумали их название.
  • Василёк. Если кратко, то происхождение объясняется старинным русским народным поверьем. В одного молодого земледельца взаимно влюбилась русалка, но они всё спорили, где им жить. Русалка, не желая расставаться с возлюбленным Василием, превратила его в полевой цветок, похожий на синеву воды.
  • Жасмин. Когда-то все цветы были одинаковыми, белого цвета. Пока не появился художник с предложением раскрасить их в разные цвета. Жасмин, который находился ближе всех к мастеру, захотел стать золотистым. Но художник считал, что первой должна быть роза и наказал жасмин, сделав его последним в очереди. В итоге желаемая краска досталась одуванчикам, а жасмин выразил непослушание, сказав, что предпочитает сломаться, но не согнуться. Таким образом, этот цветок остался белым.

Орхидея, цикламен, нарцисс

Не менее знамениты легенды о цветке орхидее. Это мифическое растение, согласно одной версии, берёт истоки в Новой Зеландии.

Считалось, что у него божественное происхождение, и оно возникло с небесного моста, радуги.

Другое предание рассказывает о белой орхидее и юноше Жуане, который получил приказ от короля найти в джунглях Америки этот редкий цветок. Долгие, тяжёлые и опасные поиски привели полуживого молодого человека в одну деревню, где он увидел превосходную орхидею белого цвета на кресте крыши церкви. Священник отказал Жуану в просьбе отдать растение, объяснив это чудесной историей.

В деревни была длительная засуха, и жители начали сомневаться в своей вере. Тогда священник пообещал им, что после пожертвования людьми самой ценной вещи пойдут дожди. Жители сняли с алтаря языческих богов разноцветную орхидею и прикрепили к церковному кресту. Сразу же начался ливень, после которого люди увидели, что дождевая вода смыла с цветка окраску и он стал прозрачным и белым.

Краткая легенда о цикламене повествует о царе Соломоне и его желании иметь особенную корону. Царю не понравился ни один вариант лучших мастеров. Тогда он пошёл на прогулку, где каждый цветок предлагал себя для короны. Скромность Соломона не позволила ему выбрать ни одно из хвастливых растений. Но когда он заметил застенчивый розовый цикламен, загорелся желанием носить корону в его форме. Царь решил, что это будет отличным напоминанием о важности скромности и мудрости для правителя народом. Позже смерть Соломона опечалила цикламен, и тот склонил свою головку ещё ниже.

Нарцисс — распространённая часть многих цветников, а также нередко является комнатным растением. Любопытный древнегреческий миф гласит, что когда-то жил красивый молодой человек Нарцисс, в которого влюблялись многие девушки. Однажды одна нимфа тоже безответно полюбила юношу и стала из-за этого сохнуть. Накануне смерти нимфа прокляла Нарцисса, пожелав, чтобы он не знал взаимности в любви.

Позже молодой человек потерял покой из-за собственного отражения в воде. Каждый день он ходил к ручью и смотрел на того кого любил, пока не исчез бесследно из-за потери сна и потребности в еде и воде. Белый прекрасный цветок вырос на месте, где Нарцисса видели в последний раз.

Кроме того, в Китае принято украшать дом на Новый год именно этим растением. А в римлян венок из нарциссов сопровождал встречу победителей с войны.

От одуванчиков до магнолии

Существует маленькая поэтическая легенда о происхождении одуванчика. Где-то в лесах жила девочка-молочница, которую за миловидность и ласковость прозвали Отдуваночкой (она словно отдувала тяжёлые мысли словами и улыбкой). Когда девочка выросла, она полюбила Жаворонка. Однажды уговорила любимого спуститься с неба, хотела удержать его навсегда. Но не получилось, жаворонок улетел от неё. Будучи в отчаянии, девушка взмахнула жёлтой косынкой из которой посыпались золотые монетки. Ветер подхватил их и разнёс по миру. В местах, где монетки падали вырастали цветы, названные в честь этой девушки.

Лотос — священное растение в Индии, Древнем Египте и Китае. У многих народов этот цветок являлся символизацией здоровья, чистоты, твёрдости, процветания, плодородия и долголетия. Согласно преданию в Древней Греции некоторые люди ели цветок и считалось, что такое действие ограждает человека от разлуки с родиной растения. У древних египтян это был символ воскрешения из мёртвых. Для китайцев цветок был воспроизведением прошлого, настоящего и будущего времени. А на Востоке и по сей день растение считается символом абсолютной красоты.

Не менее интересна история бессмертника. Древняя индийская легенда говорит о молодожёнах из одного селения. К сожалению, сразу же после свадьбы пара была растерзана дикими зверями. Молодожёнов похоронили на берегу реки. Когда началась весна один охотник заметил на могиле светло-сиреневый цветок. Он восторженно сказал «Живи вечно» и природа прислушалась к этому доброму пожеланию. С тех пор эти цветы известны в народе как бессмертники.

Другие растения

Из известных легенд о цветах для детей, коротких и длинных особенной популярностью пользуются предания о незабудке, подснежнике и хризантеме. О каждом из цветков:

  • Однажды на землю спустилась богиня цветов Флора и принялась давать растениям имена. Она уже собиралась вернуться на небо, как услышала среди окружающих цветков слабый голос. «Не забудь меня. Дай и мне имя», — произнёс небольшой цветок голубого цвета. Только после этого богиня заметила его и назвала незабудкой. А вместе с именем одарила цветок волшебной силой возвращать память людям, которые забудут свою Родину или родных.
  • Для школьного проекта также подойдёт поверье о подснежниках. Эти весенние цветы считаются первой песней второго времени года. Согласно древней легенде они обязаны своим появлением Адаму и Еве и их изгнанию из рая. Тогда шёл сильный снег и Ева замёрзла. Но снежинки желали согреть Еву и несколько из них превратились в цветы. Это подняло настроение и наделило женщину надеждой. Именно поэтому подснежник считается символом надежды.
  • Легенда о хризантеме рассказывает, как давным-давно Китаем правил один жестокий император и ходили слухи о чудесном растении хризантеме. Говорили, что из его сока можно приготовить жизненный эликсир. Однако это возможно, только если цветок вырвет человек с чистым сердцем. За растением были отправлены три сотни девушек и юношей. Никто из них не вернулся домой. Вскоре император умер, а молодые люди основали на острове, где росли хризантемы Японию.
  • Равным образом стоит упомянуть миф о пеларгонии. Согласно восточной легенде очень давно это растение было бесполезным сорняком. Но однажды пророк Магомет при спуске с горы повесил на куст пеларгонии свою накидку. Растение высушило одежду и в благодарность было покрыто красивыми цветками с нежным ароматом.

Есть и славянское поверье, которое повествует о способности лепестков пеларгонии привлекать возлюбленных. Для этого достаточно носить с собой мешочек с лепестками.

У многих других народов пеларгония — символ силы и здоровья. А также считается, что это хорошая защита от змей, так как те избегают мест цветения белой герани.

Существует множество преданий о разных прекрасных цветах. Фиалки, васильки или подснежники нередко являются символом чего-нибудь у многих народов мира. Истории о самых популярных растениях интересны многим любителям цветов, а также учащимся любых классов.

Художник и клен – Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

Если бы люди понимали язык деревьев, как много историй мог бы о себе рассказать знакомый с детства клён. Он стучит в окошко, машет ветками и зелёными ладошками, словно зовёт: «Поговори со мной» Такое чувство, что он всё понимает о том, что на душе человека, как самый родной, близкий друг. Его невозможно не любить. Не случайно поэт Сергей Есенин посвящал ему свои сокровенные, лирические стихи:

И не только поэтов очаровывал и вдохновлял клён, о нём сложено немало песен, сказок и древних легенд.

Легенды и сказка о клёне

Легенда о поющем клёне

Злая мачеха-колдунья закляла нелюбимого сына, и превратила его в дерево Клён. Клён вырос очень красивым, он всё понимал, как человек, оставаясь добрым и любящим. Однажды мимо рощи проходили бродячие музыканты, и остановились под клёном на привал. Дерево очень понравилось музыкантам, и они из ветки сделали скрипку. Скрипка пела и плакала голосом человека, о жизни и любви, трогая и волнуя сердца людей.

Кстати, гусли Садко тоже были изготовлены из клёна. Так же, в древних легендах и мифах, есть упоминание о том, клён любимое дерево славянского бога Леля, он проводил под клёном большую часть времени.
Клён называют в народе певучим деревом, из него с древних времён делают музыкальные инструменты – скрипки, домры, гитары, гусли.
«Натяни струну звонкую на сухую ветвь клинь-дерева, спой мне песню свою разудалую…» – частый мотив старинных легенд.

Прекрасен Клён в любую пору года…

Фантастически красивы клёны – ажурная, пышная крона, резные листья, стройный, величественный стан.

Весной , в конце апреля и в мае, на ветках появляются нежные, желто-зелёные соцветия, похожие на метёлочки, испускающие приятный аромат, привлекающий пчёл. Цветение клёна продолжается две-три недели, а потом распускаются молодые кленовые листья.

Летом клён так же великолепен во всей красе.
Его крона напоминает кружевное, воздушное, зелёное облако из резных кленовых листьев, шелестящих на ветру, создавая чудесную игру света и тени. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что кленовые листья очень напоминают раскрытую ладонь человека, с пятью пальчиками, с прожилками, как линии судьбы .

А осенью клёны светятся всеми оттенками желтых, оранжевых, багряных, пурпурных красок. Деревья, словно охваченные золотым пламенем, завораживают магической красотой.. Кроны осенних клёнов сияют, как золотистые купола на фоне голубого неба, и непрестанно летят желтые кленовые листья, и падают, шурша под ногами золотым ковром. А ещё в сентябре созревают семена клёна, похожие на маленькие вертолётики или стрекозы. Вертолётики летят в небесной вышине, как письма, отправленные невидимым почтальоном, и где-то на полянах находят себе приют, чтобы весной вырасти новым кленовым деревцем.

Магия Клёна

Все деревья наши предки наделяли магическими свойствами, и клён в том числе.
Люди с древности верили, что в клёне таятся божественные сущности, которые способны защитить и помочь человеку обрести благополучие и долголетие.
Считалось, что клён приносит счастье и любовь, и что он охраняет от молнии, поэтому его сажали возле дома. Клён является хранителем родного очага.

Веткам, семенам и листьям клена приписывалась магическая сила, оберегающая человека и его дом.
Солнечный диск, вырезанный из клёна и повешенный над дверью, кленовые ступени при входе в дом, косяки входной двери из этого дерева – все это для защиты дома от недобрых сил. . На кленовых листьях пекли хлеб, чтобы караваю передать силу Солнца.
Из клена строили мостики через бегущую воду. Древние маги считали, что вода является препятствием для темных сил, а клён не позволял колдунам воспользоваться мостом.
Духом клёна назывался славянский бог — Кленич.
Существует древнее поверье, что между человеком и клёном есть сильная связь, и что дерево чувствует душу и переживания человека.
Пятиконечные листья клена напоминают растопыренные пять пальцев человеческой руки; кроме того, пять концов кленового листа символизируют пять чувств человека.
С давних пор люди верили, что до тех пор, пока человек жив и здоров, то и клён растёт и зеленеет. А если человек заболевал или испытывал невзгоды, то и клён у окошка сохнул от тоски.
В преданиях славян клен – это дерево, в которое превращен человек в прошлых жизнях. По этой причине кленовую древесину нельзя было использовать на дрова. По старинной традиции, когда строили дом, то с южной его стороны обязательно сажали пару клёнов.
В древнеславянской магии клён считается деревом терпения, духовной силы, равновесия, спокойствия, дарующим мир, любовь и покой. Если подойти к клёну в минуты волнений, и попросить о помощи, то оно даст защиту во всех делах, уверенность в себе. Клён очень доброе и ласковое дерево, он способен приголубить, обнять и развеять сомнения и печали.

«Закрою его след листом кленовым – не полюбится он другой. Если слышит милый мой,, то не вянет клен за окошком. Натяни струну звонкую на сухую ветвь клен -дерева, спой мне песню свою разудалую. Но не поет свою песню милый мой, строит он корабль легкокрылый кленовый, чтобы уйти в края неведомые, поиграть силушкой нерастраченной. Буду снова ждать-горевать, клену кланяться, воротился чтоб милый мой, чтобы снова зазеленел клен листом широким, приветливым. »

Клён, щедрый и дарующий…

Клён не только красивое, поэтичное и волшебное, доброе дерево, он еще и чрезвычайно драгоценен, а так же вынослив и жизнестоек.
Ему не страшны морозы и холода, он выдерживает самые крепкие морозы. А также клён устойчив к засухе. Например, тополь и ива сохнут без воды. А клён без воды может жить очень долго.
Клён может достигать высоты 30 метров, а живёт более 200 лет.
Весной клён пробуждается один из первых деревьев. С растаявшим снегом вода поднимается от корней, по стволу к веткам, и под корой дерева течёт кленовый сок, очень вкусный и сладкий, из него в старину выпаривали сахар.. Кроме человека кленовый сок оценили лесные птицы и зверюшки. Дятел, чтобы добраться до сладкого лакомства, делает клювом маленькую дырочку, а белочка просто прокусывает кору. Но это дереву не вредит, потому что ранки маленькие и быстро затягиваются.
А ещё клён замечательный медонос. Пчёл привлекает аромат и сладкий нектар цветущего дерева. Кленовый мёд получается отменного качества, целебный и вкусный.
Кроме питательных свойств мёда и сока, клён ещё ценится прекрасной древесиной. В древней Руси клен был излюбленным материалом мастеров, изготовлявших ложки, ковши, резные и точеные сосуды.
Особенно ценятся изготовленные из него различные музыкальные инструменты: флейты, гобои, кларнеты, а также и скрипки, гусли, гитары, балалайки, домры. Клён славится тем, что придает звуку особую певучесть и яркость.

Читайте также:  Турецкая сказка о прекрасной розе - Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

Мастера искусства и художники использовали клен для резьбы по дереву, из него получались неповторимые узоры и гравюры.
В старину прялки изготавливалась из клёна, и мебель, а так же из него делали изящные гребни с тонкими и длинными зубьями. Эти гребни сохранились в музеях и некоторых избах и по сей день.

Клён – целитель

Кленовый сок (кленовка) – не только вкусный, но и очень полезный напиток. Он утоляет жажду, тонизирует, укрепляет силы, помогает и как витаминное средство, в нем обнаружены природные антибиотики, поэтому способствует заживлению ран.
Кору применяют как вяжущее средство
Из листьев и семян делают отвар, обладающий мочегонным, противомикробным, жаропонижающим и ранозаживляющим действиями.
Такими же свойствами обладает и кленовый веник. Основное средство знахарских бань – клён. Кленовый веник снимает усталость и нервное напряжение, улучшает настроение, восстанавливает энергетику организма.

Старинные славянские обряды и традиции, с участием клёна

У клёна есть ещё народные имена – Явор, Ацарн, Кленовина, Клинина.. Матери, провожая сыновей, ушедших на войну или в дальние походы, причитали «Ай, мой сыночек, мой же ты яворочек»
В обрядах праздников Троица, Зеленые Святки, Иван Купала применяли ветки клёна так же, как и берёзовые. В Полесье суббота перед Троицей так и назвалась – «кленовая суббота». В праздник ветками клёна украшали дом, и деревце клёна ставили у дверей. Считалось, что души родных предков прячутся в кленовых ветках.

В некоторых селениях к празднику готовили обряд « Вождение куста ». В лесу ломали ветки клёна и связывали ниткой. Девушки наряжались «в куст», украшали себя еще и травами, цветами, и в окружении поющих подруг несколько раз обходили деревню, кланялись каждому дому. Троицкие песни так и назвались «на куста». Затем участники обряда уходили в поле, или на берег реки, там плели венки, прыгали через костёр, гадали на любовь, произносили заклинания на здоровье, счастье и защиту от колдунов.
Так же в старину существовал народный обряд «Продевание сквозь клён». Малыша проносили сквозь ветки клена, для того, чтобы его жизнь была долгой и счастливой. Дерево клён в народе считали дарующим долголетие.

Приметы о клёне

Если листья клена свертываются и подставляют ветру свою нижнюю поверхность – быть дождю.
Кленовый сок пошел – кончились весенние заморозки.
Если клен «заплакал» – верный признак, что через несколько часов будет дождь.
Если ветви клена дружно склонились в одну сторону, это верный признак того, что рядом находится хорошая водяная жила.
Если клен весной выделяет сок – жди скорого потепления.
Если береза начнет цвести раньше Клёна, стоит ждать сухого лета.
Если Клён цветет раньше Березы, лето будет дождливое

“Как хочется мне написать про лес зелёный,
Про старый, старый, старый клён.
Стоит он буд-то чемто удивлённый,
Как будто бы в кого-то он влюблён.
Растёт он возле старенькой беседки.
Колышатся лишь листья на ветру.
Склонил к земле клён свои ветки,
Вокруг он собирает детвору. ” (с)

Н.К. Рерих. Сказки. Легенды. Притчи.

Вес книги/изделия (в граммах): 312

Сборник сказок Н.К. Рериха состоит из четырёх частей.
В первую вошли произведения малой формы — сказки и притчи, большинство которых увидело свет в периодической печати 1910 – 1920 гг.
Вторую часть составили отдельные очерки и «листы дневника», написанные либо в характере притчи, либо на основе народных преданий.
В третью часть вошли легенды о Святой Стране — самом священном понятии всех народов. Рассеянные по многим литературным произведениям Рериха, эти легенды отобраны составителями и впервые представлены как нечто цельное.
Книга завершается разделом, включившим в себя краткие притчи, апокрифы, сказания, поучительные истории, эпизоды из жизни самого художника, а также фрагменты или пересказ других литературных источников, затрагивающие вечные вопросы бытия, важнейшие нравственные проблемы.
Книга богато иллюстрирована.

Цена 280 руб. за 1 шт

Предисловие от издательства

Легенда, сказка, предание играли огромную роль в творчестве Николая Константиновича Рериха — художника с мировым именем, философа, писателя, общественного деятеля. «Неправда, что сказка — удел богатеев пресыщенных. Множества трудящихся бедняков черпали силы и надежду в сказке­-правде, — писал Рерих. — Кто узнал сказку, тот умел постоять и за правду. Сама будничная работа преображалась. …В каждом человеке живёт мечта о тридесятом царстве, о Стране Прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может» 1 . «…В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа» 2 .

Путешествуя по местам духовной культуры Европы и Азии, вглядываясь в сокровенные глубины народной психологии, Николай Константинович бережно отбирает образцы народного творчества. В них ярко выражены душа народа, его стремление к улучшению жизни, к добру, героизму, самопожертвованию во имя счастья людей. Рерих убеждён, что в каждом мифе, каждом древнем символе сокрыта истина: «О малом, о незначительном человечество не слагает легенд» 3 . Для него сказка, предание есть забытое под наслоением веков знание. Сказочные образы вырастают из реальных устремлений людей и народов, основа легенд и преданий всегда жизненна и достоверна. «…Самые серьёзные учёные, — пишет художник, — уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков» 4 .

Возвышенный строй былин, стихия народной песни завораживают Рериха уже в юности. В его ранних литературных работах явственно обозначился интерес к истории и фольклору, с его «праздничным великолепием сказочных элементов». Об этом свидетельствуют отдельные сочинения, написанные в духе исторической баллады, народной былины.

Сокровища народной мудрости вдохновили Николая Константиновича на создание собственных сказок и притч. Как и всё творчество Рериха, эти произведения неповторимо самобытны. Благодаря яркой образности и своеобразию языка, окрашенного народным колоритом, сказки глубоко западают в сознание, заставляют ещё и ещё раз перечитывать их.

Чаще всего сказки Рериха выдержаны в духе философской притчи. Уже в этих его ранних произведениях наметился круг образов и тем, который будет характерен для всего его дальнейшего творчества. В них нашла отражение философия торжества света и добра.

Своё представление о задачах искусства, о назначении творца Рерих раскрывает в юношеском произведении «Детская сказка». При­звание художника — свободное творчество, плоды которого получают самостоятельное бытие, служа людям, радуя их и украшая жизнь, — такова основная идея сказки.

Рерих затрагивает и важнейшие нравственные проблемы. Так, смысл притчи «Гримр­-викинг» выражен в словах «в счастье нет друга» — к такому горькому выводу приходит викинг, герой сказки. Даже очень близким людям бывает трудно порадоваться счастью друга, ибо этому мешает зависть.

В сказке «Города пустынные» отразилась проблема угрозы механической цивилизации, всегда волновавшая Рериха. Сказка заканчивается радостным провозвестием победы сил природы.

Николаю Константиновичу, великому гуманисту, необычайно близко понятие подвига. В притче «Подвиг» утверждается мысль, что пути подвижничества могут быть разными, но по существу это всегда будет служение благу людей.

Рериха привлекают образы героев, исторических деятелей. Среди них — Чингиз­-хан, выдающийся вождь монгольского народа. Высокая оценка художником роли этого дея­теля основана на глубоком знании истории Средней Азии. Первое обращение к этому образу — сказка-­поэма «Вождь», прославляющая Чингиз­-хана и его деяния. Сказка написана в духе народной песни.

Некоторые произведения Н.К. Рериха целиком основаны на фольклоре. Так, поэтический сказ «Лют Великан» был услышан и записан художником в поездке по Валдайскому уезду. В народном духе выдержана миниатюра «Жальник»: в ритмике заговоров и заклинаний словно оживает далёкая старина.

Среди произведений Рериха выделяется поэма в прозе о красоте Русской земли и о любви к этой земле — «Неотпитая чаша». Николай Константинович создаёт образ России как целебной чаши, наполненной сказочной силой. Необыкновенно значимо звучат слова великого патриота и провидца о нашей Родине.

В сказке­-предании «Клады» также предстаёт образ Родины как страны с неисчерпаемыми богатствами, до времени скрывающимися в её недрах.

Одна из самых близких Рериху тем — Восток и его миросозерцание. Глубокое проникновение в культуру и философию Индии отразили его сказки «Девассари Абунту» и «Лаухми Победительница». Последняя посвящена Лакшми, самой почитаемой в Индии богине красоты, олицетворению творческого начала жизни. Образ «покрывал успокоения», которые ткёт благая Лаухми, очень близок христианскому образу Покрова Богородицы и тоже символизирует Высшую Любовь и Покровительство.

В сказке «Заповедь Гайятри» мудрец и праведник Гайятри выходит на борьбу с воинствующим злом без копья и меча, один, но с Высшей Помощью. И в результате враги повержены собственными злодеяниями, обратившимися на них самих. В возвышенно­-поэтическом слоге сказки явно ощущается влияние духовных песнопений и молитв индийского подвижника Шри Рамакришны, и в целом тема борьбы Добра и Зла раскрывается в свете восточного миропонимания.

Сказка-­пророчество о мудреце Гайятри послужила основой для создания пьесы «Милосердие» (1917), — оба произведения выражают несломимую веру художника в конечное торжество Разума и Справедливости.

Начав писать ещё в юности, Рерих до конца своих дней не оставлял литературное творчество. Его перу принадлежит более 20 книг, сотни статей, «листы дневника». Эти труды отражают и глубину его мысли, и широчайший спектр знаний. Некоторые очерки Рерих облекает в форму притчи, в других языком мифов и легенд говорит о важнейших понятиях бытия, синтезируя древние знания и современную научную мысль. Отдельные страницы представляют собой вдохновенные поэмы, написанные подлинным мастером слова.

Нередко пример, взятый из жизни, служил писателю отправной точкой для глубоких обобщений, как, например, в очерке «Гора суждённая», где проводится мысль о вреде преждевременных и превратных суждений, пресекающих дарованные возможности счастья и преуспеяния.

В притче «Всё тихо» наставник раскрывает ученикам смысл завета о творящей любви: нельзя оставаться в тишине и бездействии, когда «кругом всё гремит в столкновениях и пространство вопиет о неслыханных ужасах», любовь к ближнему требует действенной помощи.

Очерк «Зовы пустыни» Рерих начинает с древних стихов о Царевиче Иосафе и подчёркивает, как важно было услышать эти напевы именно на цветущих лугах, среди вечной красоты природы. «В скрынях народной муд­рости сохранено и посейчас так много убедительно прекрасного. Конечно, это прекрасное нуждается и в убедительных напевах, требует и той величественной обстановки, где оно зародилось».

По всему миру собирает Николай Константинович легенды и сказания, включая их в свои статьи и книги, создавая на их основе картины.

С чуткостью подлинного художника Рерих понял священные мечты восточных народов, расслышал в их душе тоску по Новому Миру, по лучшей эре, которая принесёт и социальную справедливость, и духовное пробуждение. Он проделал уникальную работу: легенды, мифы и предания, казалось бы не связанные друг с другом, собрал в единый цикл, объединённый понятием Святой Страны — Шамбалы. Сюда вошли легенды о белом коне Эрдени Мори, о священном Камне блага — Сокровище Мира, о великом Братстве Мудрых, называемых также Держателями, Махатмами, которые в вечных трудах направляют жизнь человечества.

Символика ожидания будущего ярко выражена в духовной жизни народов Азии. «…Слово о Великой Шамбале, или таинственной Калапа индусов, звучит как символ Великого Будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока» 5 . «…Многие вещи, которые нам кажутся фантастическими выдумками и сказками… на самих местах происшествий освещаются особым светом правды. Величественные образы Махатм не проходят перед вашими глазами как призраки, но как великие существа от тела и крови, как действенные Учителя высшего знания и мощи» 6 .

«Художественное кредо Рериха, — писал Р.Я. Рудзитис, — преобразить очевидную действительность в красоту, в каждой вещи найти и пробудить лучшие качества, извлечь из глубин человеческой души героические, благородные… звуки. Это и есть… “чудо”, которое может преобразить человека и мир…» 7

Сборник состоит из четырёх частей.

В первую вошли произведения малой формы — сказки и притчи, большинство которых увидело свет в периодической печати 1910 – 1920 гг. Сказки Рериха были опубликованы в двух прижизненных изданиях: первом томе собрания сочинений (изд-­во И.Д. Сытина, М., 1914) и монографии «Рерих» (изд­-во «Свободное искусство», Петроград, 1916).

Вторую часть составили отдельные очерки и «листы дневника», написанные либо в характере притчи, либо на основе народных преданий.

В третью часть вошли легенды о Святой Стране — самом священном понятии всех народов. Рассеянные по многим литературным произведениям Рериха, эти легенды отобраны составителями и впервые представлены как нечто цельное.

Книга завершается разделом, включившим в себя краткие притчи, апокрифы, сказания, поучительные истории, эпизоды из жизни самого художника, а также фрагменты или пересказ других литературных источников, затрагивающие вечные вопросы бытия, важнейшие нравственные проблемы. Записывая эти «жемчужины мудрости» и вплетая их в ткань своих произведений, Николай Константинович стремится заострить на них внимание читателя, призывает глубже вдуматься в их смысл.

В двух последних частях названия, вынесенные в заголовки, даны составителями.

1 Рерих Н.К. «Тридесятое царство» // Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 355 – 356.

2 Рерих Н.К. Древние источники // Там же. Т. 1. С. 102.

3 Рерих Н.К. Легенды // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 61.

4 Рерих Н.К. Культура // Там же. С. 19.

5 Рерих Н.К. Шамбала // Шамбала Сияющая. Новосибирск, 2007. С. 113.

6 Там же. С. 127 – 128.

7 Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 88.

Добавить комментарий