Хвойный лес. Солнечное дерево – Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

Метка: цветы

Легенды о цветах. Здесь собраны легенды о цветах.

Легенда о Нарциссе

Самая распространенная легенда о Нарциссе,
хотя существуют и другие легенды….

Жил красивый юноша по имени Нарцисс.

Так уж вышло, что сердце юноши никому не отвечало взаимностью.

В наказание Немесида напророчила Нарциссу испытать однажды всепоглощающее чувство безответной любви.

И в скором времени пророчество сбылось: в знойный день юноша склонился над ручьём, чтобы утолить жажду и, увидев собственное отражение в зеркальной глади воды, замер.

Нарцисс был очарован, влюблён до беспамятства.

Он не спал, не ел, только любовался собой, пока не умер. На месте, где душа покинула тело, вырос прекрасный одинокий цветок с поникшей головой.

Видео Легенда о Нарциссе.

/ Легенда о Нарциссе / Нарцисс, легенда /

Притча. Одуванчики

Один человек решил сделать красивую зелёную лужайку. Он очень гордился тем, какая она у него получилась: ровная, красивая и зелёная.

Однажды он увидел, что среди зелёной травы зацвели одуванчики.

Это его разозлило. Он вырвал цветы руками. Но, спустя время, одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И, как человек только ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке, бурно расти и цвести.

Человек написал об этом пост на форуме с просьбой помочь в борьбе с одуванчиками. Он подробно перечислил все использованные методы борьбы с сорняками. А пост закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Может, есть ещё какой-то действенный способ, которого я не знаю?»

Лепесток розы. Легенда о Бетховене.

Предстояло принятие великого композитора Людвига ван Бетховена в действительные члены Академии искусств в Париже. Председательствующий объявил:

– Мы собрались сегодня для того, чтобы принять в члены нашей академии _ великого Бетховена.

И тут же добавил, что, к сожалению, ни одного вакантного места в академии нет, тем как бы предрешив исход дела.

В зале воцарилось молчание.

– Но…,- продолжал председатель… и налил из стоящего на столе графина полный стакан воды так, что ни одной капли добавить нельзя было. Затем оторвал из стоящего тут же букета один лепесток розы и осторожно опустил его на водную поверхность.

Лепесток не переполнил стакана, и вода не пролилась.

Тогда председатель, не сказав ни слова, обратил свой взор к собравшимся.

В ответ последовал взрыв аплодисментов.

На этом и закончилось заседание, единогласно избравшее Бетховена действительным членом Академии искусств.

Уважаемый читатель! Кликайте, пожалуйста, рекламу. Она от проверенных рекламодателей. Это – лучшая ваша благодарность за собранные здесь хорошие легенды и притчи.

/ Легенда о Бетховене / Лепесток розы /

Легенды о цветах: ирис, мак, астра, ландыш, гиацинт, сирень, подснежник.

Легенда. Цветок-радуга.

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду.

Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…

Читать далее «Легенды о цветах: ирис, мак, астра, ландыш, гиацинт, сирень, подснежник.»

Легенда о васильках

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности:

– Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья.

– Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне. Подскажи, что сделать и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви.

– Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе.

Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Легенда о водной лилии

Легенды о цветах

Легенда о белой водяной лилии

Однажды Великий Воин решил оставить знак о своих умениях и подвигах. Был он невероятно силен и быстр. Пущенные им стрелы летели быстрее молнии и дальше, чем мог видеть глаз человека. И задумал он запустить стрелу в небо, чтобы она осталась там на века, в память о его ловкости.

– Звезды! – обратился он к небу, – Поймаете ли вы пущенную мною стрелу, чтобы она осталась в небесах в знак моей ловкости и силы?

– Если достанешь до небес, что ж… Поймаем и оставим у себя. – ответили две звезды: Полярная и Вечерняя.

Великий Воин натянул тетиву изо всех сил, которые у него были и… отпустил стрелу. Она взмыла ввысь, разрезая облака. Увидев это, Полярная и Вечерняя звезды ринулись ее ловить. Они летели почти с такой же скоростью, как и пущенная стрела, не обращая внимание ни на что, кроме своей цели. Рассекая воздух, они мчались к стреле навстречу друг другу… пока не столкнулись… Небо засияло алмазами и искры от столкновения звезд осыпались на землю.

Великий Воин был потрясен увиденным. Но больше всего его впечатлило то, что искры, упавшие в воду, стали распускаться великолепными цветами.

– Да! Я не мог и предвидеть такого исхода событий! – восхищенно воскликнул он, – Цветок – это лучшее, что можно оставить после себя людям в знак памяти. Назову я эти цветы так: Лилии!

/ Легенда о водной лилии / Цветок белая лилия / Легенды о цветах / Самоучитель по ораторскому искусству /

Легенда о хризантемах

До сих пор спорят о том, Китай или Япония родина хризантем? В обеих странах любят и разводят эти цветы. Но вот что сохранила нам одна легенда.

Хитрый лекарь низко склонился перед императором: – О, могучий повелитель, – промолвил он. – Я мог бы приготовить такой эликсир, но для этого надо достать чудесные цветы, которые растут на востоке, на далеких островах…

– Я прикажу немедля доставить те цветы! – вскричал император.

– Ах, если бы это было так просто, – вздохнул лекарь. – Весь секрет в том, что сорвать их должен человек с чистым сердцем – только тогда растение даст свою чудесную силу…

Задумался император: знал, что ни он сам, ни его придворные не годятся для того, чтобы выполнить это условие. И тогда решил он отправить на острова 300 юношей и 300 девушек: уж наверняка среди них найдётся немало людей с чистым сердцем!

Так и сделали – снарядили много кораблей и отправили их во главе с императорским лекаpeм к островам – туда, где теперь находится Япония. На одном из них нашли они прекрасный цветок – хризантему и не могли налюбоваться ею!

– Не знаю, годится ли этот цветок для эликсира, – воскликнул лекарь, – но, без сомнения, он радует сердце и молодит душу!

Мудрый лекарь xopoшo знал коварный и жестокий нрав своего императора. “Наверняка, – размышлял он, – император подумает, что я и мои спутники первыми попробовали эликсир, и прикажет всех нас казнить, как только получит снадобье”. И тогда все решили не возвращаться обратно. Они остались жить на островах и основали там новое государство. Неизвестно, приготовили они чудесный эликсир или нет, но хризантема стала для них любимым цветком…

Муха и пчела

Спросил как-то комар муху:

– Есть ли здесь в окрестности цветы?

– Насчет цветов ничего не знаю, — ответила ему муха. — А вот мусорников полным-полно.

И муха начала перечислять комару все окрестные мусорники, на которых ему обязательно нужно побывать.

Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу.

Я правильно лечу к мусорникам? — спросил он у нее.

– Мусорники? Я нигде здесь не встречала мусорников, — удивилась пчела. — Здесь кругом – одни цветы!

Уважаемый читатель! Если вам понравились эти притчи, пожалуйста, сделайте клик по рекламе от Google. Она от проверенных рекламодателей. Большое спасибо!

Легенда об ирисе

Легенды о цветах. Легенда об ирисе.

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду.

Она не гасла до самого рассвета. И когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…

Свое название цветок получил из рук знаменитого целителя Гиппократа, который дал имя растению в честь древнегреческой богини Ириды, провозглашающей людям волю олимпийских богов.

Богиня Ирида сходила по радуге на землю, поэтому слово “Ирис” в переводе с греческого означает радуга. Карл Линней, который предложил единую систему научных названий растений, сохранил за ирисом его древнее имя.

ДУБ

С давних времен дуб был у славян священным деревом — царем лесов. Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Славяне называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. В народных преданиях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости.. Связан с образом громовержца Перуна, дуб и дубовая роща служили местом молений и пребыванием божества. Существовала вера в его целительную силу, и от веток исходит благословение. У дуба очень мощная энергетика, и кто общался с деревом, ощущают небывалый подъем сил и ясность мысли. Раненый, ослабевший воин, чтобы вновь обрести силы, шел к дубу.

.Считалось, что священный дубы оберегают окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Дуб почитался как божество. . Из дубового дерева тесали идолов. И огонь на капище можно было «подкармливать» лишь дубовыми дровами. В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном, в древних грамотах об этом упоминается местность Перунов Дуб.

Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться под дубом – опасно. Это отголоски сказочных мифов славян о поединке Перуна с Кощеем, который прятался под дубом. У славян существовал запрет выращивать дуб около дома, так как, по поверьям, молния в первую очередь бьет в дуб.

Преимущественно к дубу относили наши предки и придание о мировом древе.

В старинных преданиях говорится, что дуб был посажен в начале сотворения мира, стоит «на силе Божией» и держит на своих ветвях весь мир.

Именно так выглядит дуб в русском заговоре: «…Есть святое Акиян море, на том море остров, на том острову стоит дуб, от земли до небес, от востоку и до западу, от молода месяца и до ветху…»

Существовали целые заповедные священные дубовые рощи.

В некоторых старообрядческих селениях брачный союз заключался таким образом: парень, сговариваясь с девицей о будущей семье, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом.

Древние мудрецы предсказывали судьбу, вслушиваясь в шорох ветвей дуба…

БЕРЁЗА

Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Берёза – дерево, символизирующее весну и воскресение, месяц апрель – берёзозол. воплощением небесного сияния, света

Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Порой не только дуб, но березу почитали наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит береза белая вниз ветвями, вверх кореньями»

Русское название березы связывают с глаголом «беречь». Это объяснялось тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

С березой связана славянская руна – Берегиня – Береза, Судьба, Мать, Земля.

Берегиня в славянской традиции – женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом. В древних сказаниях под именем Берегини выступала богиня Макошь, Богиня Мать, ведающая земным плодородием и судьбами всего живого. Эта руна является руной судьбы.

Во многих поверьях береза символизирует женское начало., обрядах, и обрядовых песнях, в фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу.

Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.

Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома.

Береза считается счастливым деревом, ее сажали около дома для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка…

Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хороший урожай льна и злаков.

У славян надежным оберегом считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или колыбели новорожденного. .

Берёза в Славянской мифологии – это дерево Начала Жизни, дающее народу новых Русов.

КАЛИНА

Калина у славянских народов издревле была символом молодости, девичества, веселья . В народных преданиях – это женщина, ее судьба, ее доля.

Расцветает она нежным белым цветом, блистая чистотой и красотой. С замужеством приходит радость пополам с заботами . Рождается ягода – не то горькая, не то сладкая. Под дождем и ветром ломаются хрупкие веточки калины.

Калиновые гаи издавна назывались священными. По поверью, если качать в калиновой люльке ребенка, он вырастет певучим.
Красный цвет калины обладает огромной силой оберега, потому и наряд невесты раньше всегда был красного цвета.

В старину калина обязательно присутствовала в свадебном обряде. Она является главным украшением венка невесты, свадебного деревца, свадебного каравая и других атрибутов свадьбы.
Венки невесты плели из калины, барвинка и других пахучих трав – это обеспечивало любовь молодых на долгие годы.

Калина – это и символ продолжения рода, есть даже выражение: «Калина роду род давала».

По преданиям, когда в семье рождалась девочка, в первую купель клали ягоды и листья калины, чтобы она была красивой, румяной, счастливой и здоровой. Калину вешали рядом с роженицей, чтобы она и ее ребенок были здоровыми и счастливыми.

ВЕРБА

Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней сохранился обычай раз в год в ночь на Ивана Купалу в честь бога солнца украшать цветами вербу, жечь возле нее костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во дворах.

Верба также символизирует быстрый pост, здоровье, жизненную силу, плодородие. По поверьям, молодая освященная в Вербное воскресенье, вербочка защищает от стихийных бедствий, и от болезней.. Kак символ роста вербы упоминается в молитвах и благопожеланиях. Древние славяне верили, что верба, брошенная против ветра, погоняет бypю, брошенная в огонь – yсмиpяет его, а посаженная в поле – оберегает посевы, что выброшенные на двоp ветки – останавливают град.. Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, нивы- от града, останавливать бурю, обнаруживать клады и т. д.

Во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник – верили, что это спасет от попадания молнии. Целительным средством освященная верба считалась y всех славян. Ею окypивали, pастеpтyю в порошок пили (с можжевельником), прикладывали в примочках.

Известны песенные фольклорные тексты, связывающие веpбy с Солнцем и Hебом. В славянских верованиях верба оказывается причастной к сфере чудесного. Известны старинные сказания о чудесной дудочке, котоpyю можно сделать из вербы, pастyщей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный лyч, и где она никогда не слышала петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загpyстившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в yльи диких пчел.

Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне, отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек.

Славяне верили, что веточки вербы сулили добро и счастье. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые с верой что они защищают их и придавали остроту зрению.

ЛИПА

Название этого дерева во всех славянских языках происходит от слова «липнуть» (благодаря вязкому соку). Липе приписывалась мягкость, что сделало ее символом женственности, нежности, противоположностью «мужскому» дереву – дубу. У славян липа прочиталась не просто как символ женщины, но как «мать деревьев», дарительница жизни (подобное отношение связано с ролью липы в материальном благополучии человека). Как дуб посвящался Перуну, так липа была деревом богини Лады.

В русском народном творчестве прекрасная липа связана любовью и с дубом и с кленом.

Липа была тесно связана с православным культом и христианскими легендами. Именно она считалась деревом Богородицы; говорили, что на ней отдыхает Богородица, спускаясь с небес на землю. На липу вешали образки и иконы; на липе же, согласно преданиям, чаще других деревьев появлялись («являлись») чудотворные иконы. Согласно легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с маленьким Христом во время их бегства в Египет. Липа — дерево, во всех славянских традициях почитаемое как святое. У южных славян старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов, особенно древних.

Липа считалась также счастливым деревом, которое не боялись держать около домов. Священный характер дерева обусловил использование древесины липы для высекания «живого» огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах.

Читайте также:  Разговорчивая березка - Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

В связи с этим естественным был запрет трогать почитаемые липы, наносить им ущерб, рубить их, ломать ветки.

Липу использование в качестве универсального оберега. Повсеместно считалось, что в липу не бьет молния, поэтому ее сажали у домов и не боялись скрываться под ней во время грозы. Русские вешали крестики из липы на шею человека. Во время венчания держали над головами новобрачных липовую ветвь в качестве оберега. Ею украшали дома в Юрьев день и на Троицу.

Хвойный лес. Солнечное дерево – Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

Сказки о цветах, легенды, притчи о природе, а также забавные восточные истории. На земле тысячи цветов – и у каждого свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка.

Забавные восточные истории, притчи, сказки, мифы, басни, стихи, остроты и пр.
Притчи из книги Носсрата Пезешкиана: “Торговец и попугай”. Источником историй является классическая восточная литература в переработке таких поэтов, как Хафиз, Саади, Мовлана, Парвин, Этессами и др. Многие истории легко узнаваемы. Некоторые из них давно уже стали анекдотами, а некоторые – сократились до пословиц и поговорок. Прототипом “героя” во многих восточных историях является мулла. Мулла – это народный проповедник, который обычно путешествует по стране вместе со своим неизменным спутником – ослом. Так как некоторые из странствующих проповедников остротами и иронией привлекали к себе интерес толпы и обращали на себя внимание своим нелепым поведением, то мулла стал в персидском фольклоре излюбленным персонажем народных историй.

Цветы маленькой Иды. Ганс Христиан Андерсен
Это первая сказка Андерсена, придуманная им самим. Замысел ее возник, когда он однажды рассказывал маленькой девочке Иде, дочери писателя Юста Маттиаса Тиле, о цветах в Ботаническом саду. “Несколько замечаний ребенка я запомнил и передал, когда сказка позднее была записана”, – вспоминал сказочник.

Неизвестный цветок. Андрей Платонович Платонов /Сказка-быль/
В сказке описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: “Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле”. В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов : “маленький – никто – на земле”.

Китайская легенда о хризантеме
До сих пор спорят о том, Китай или Япония родина хризантем? В обеих странах любят и разводят эти цветы. Но вот что сохранила нам одна легенда.

Украинская сказка о Васильке
Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном – Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания.

Турецкая сказка о прекрасной розе
Вокруг дворца падишаха цвели чудесные розы. Взглянул он на них однажды и воскликнул: – Ни одна самая прекрасная роза на свете не сравнится с красотой моей дочери!

Английская сказка о тюльпане
Больше всего на свете тетушка Мэри любила цветы. Целые дни она проводила в своем садике, ухаживая за ними. Однажды проснулась она среди ночи и решила посмотреть, как там её любимцы?!

Румынская сказка о ромашке
. И тогда вспомнила старая нянюшка, что ещё в детстве лечила её мать отваром из ромашки – и средство это помогало и детям, и взрослым. Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже – с золотыми макушечками.

“Чудесные грибы” – японская сказка
В одном селении жил бедняк по имени Коскэ. Кто-то считал его неудачником, а кто – и вовсе дурачком. Иной раз его так и звали – Коскэ-дурачок. Гриб-смехун, о котором говорится в этой сказке, нигде не растёт. И на японских островах с ним встречаются только в сказке. А вообще-то грибы долгое время будоражили воображение людей своей необычной формой, вкусом и самыми разными свойствами.

Лиственный лес. Внутренняя красота. Автор: Мария Скребцова
Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи они хорошо росли: обогащала она почву удивительным веществом – азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.

Хвойный лес. Солнечное дерево. Автор: Мария Скребцова
Лиственница – самое светлое дерево из всех хвойных. Там, где растут эти деревья, будто отпечаток света лежит, даже в непогоду, когда солнышко за тучами. А прозрачно-воздушные кроны лиственниц подобны небесно-зеленым облакам.

Цветок кактуса. Автор: Мария Скребцова
А прекрасный цветок – чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.

Разговорчивая березка. Автор: Мария Скребцова
Разговорились как-то деревья на ветру о своем житье-бытье: у кого из них семена самые легкие, кого ветер да солнышко любят, в ком пользы для людей больше, да мало ли о чем деревья разговоры между собой вести могут. Самой разговорчивой в тот день березка оказалась. Была она и вправду деревом удивительным, так что было ей о чем рассказать.

Осинка и ветерок. Автор: Мария Скребцова
Спрашивают как-то деревья осинку: – Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть. Растерялась осинка, что ответить не знает. Тут как раз ее дружок-ветерок подул, осинка за ним всеми листочками потянулась и прямо на глазах у всех деревьев скинула свое темно-зеленое платьице и надела другое – серовато- серебристое.

Художник и клен. Автор: А. Лопатина
Любил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то березку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой. Лапки-листики на солнце позванивают, золотом оранжевым, красно-бордовым просвечивают, – глаз не оторвать.

Волшебная рябинка. Автор: А. Лопатина
Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.

Азалия и Белый Кот. Автор: Л.В.Скребцова
В одном большом городе жила добрая женщина. Звали ее Марией. Дети ее выросли и разъехались. Но был у нее кот удивительной красоты – белый, пушистый, с огромными голубыми глазами и розовыми ушками. Розовая красавица Азалия осветила все вокруг нежным радостным светом и, глядя на нее, хотелось улыбаться. Приходившие в гости друзья глаз от нее не могли отвести. А про белого кота, казалось, совсем позабыли.

Домашний садик. Автор: Л.В.Скребцова
Радости ее не было конца, когда ей дарили какой-нибудь цветочек в горшочке. Ласково улыбаясь, она говорила ему: “Добро пожаловать, милый цветочек, в наш садик! Не беспокойся, тебе будет хорошо у нас!” И новый цветок, который еще недавно волновался о своей судьбе, сразу успокаивался и быстро привыкал к своей новой семье.

Благородный Плющ. Автор: Л.В.Скребцова
Однажды Мария узнала, что такие цветы, как Плющ, Хризантема, Алоэ и Хлорофитум – являются удивительными очистителями воздуха, и она решила вырастить эти растения в своем садике. Первым у нее появился очень скромный на вид, маленький и неказистый Плющ.

Кто прекрасней. Автор: Л.В.Скребцова
Однажды Осока, пышно разросшаяся в широком глиняном горшке и красиво оттенявшая нежными, зелено-белыми длинными листьями другие цветы, уже в который раз оглядела себя со всех сторон. Довольная собой она с гордостью обратилась к своему соседу Кротону.

Обещанное богатство. Притча о садовнике
Эту поучительную притчу о Садовнике я прочитала в одном из журналов Ландшафтного дизайна. История эта очень древняя, но менее актуальной она быть от этого не перестала. Овладей злополучный китаец профессией Садовника вовремя, богатство само приплыло бы к нему в руки!

Участок земли. /еврейская притча/
Сделать сад – Садом, может лишь тот, для кого он предназначен. Филосовские рассказы и притчи.

Синь-цветок. Автор рассказа: Анатолий Шунин
Герой этого рассказа мальчик, наблюдая за безымянным цветком, делает для себя важные открытия. Василек был похож на гвоздичку, только поменьше и – синий. А мой синь-цветок – голубой. И вовсе без цветоножки. Он расцветал чаще всего в развилке двух веточек. Веточка хоть и полая, но попробуй сорви ее – измочалится вся, пока отломится, пожалеешь, что трудился и красоту испортил

Хвойный лес. Солнечное дерево – Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

Деревья – Славянские легенды, предания

Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Рощи и леса почитались местами священными. Наиболее почитаемыми и могущественными были старые деревья. Сквозь их дупла пролезали больные, чтобы снять с себя хворь.
Самым большим поклонением пользовался дуб — Перуново древо. Его до сих пор упоминают в заговорах: «На море на Окияне, на острове Буяне стоит дуб могуч…» Предание о мировом древе, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небесный свод, славяне по преимуществу относят к дубу. Сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан), среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила.
Народная русская сказка, известная и другим славянам, рассказывает про дуб, который вырос до самого неба; полез старик на то дерево, лез-лез и взобрался на небо, где сидел кочеток-золотой гребешок — птица, которая ни в огне не горит, ни в воде не тонет, и стояли чудесные жерновки — эмблема весенней грозы, дарующей земле плодородие, а людям их насущный хлеб. На дубе держатся три великих мира — небо, земля и ад, на ветвях его гнездятся молниеносные птицы, а у корня лежит страшная змея; наконец, при этом дереве текут живые источники и обитают вещие девы.
Существует предание о железном дубе, на коем держатся вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественной силе. Бытовало поверье, что семена дуба прилетают по весне из Ирия. В древности наши предки творили суд и правду под старыми дубами.
Дуб, а равно и всякое другое дерево, в которое ударила молния, получали те же целебные, живительные свойства, какие приписываются весеннему дождю и громовой стрелке. Чтобы иметь лошадей добрых (в теле), советуют класть в конюшне кусок дерева, разбитого громом. Если при первом весеннем громе подпереть спиною дерево (или деревянную стену), то спина болеть не будет. Детей, страдающих сухоткою, кладут на некоторое время в раздвоенное дерево, потом трижды девять раз обходят с ними вокруг дерева и вешают на его ветвях детские сорочки. По возвращении домой купают их в воде, взятой из девяти рек или колодцев, и обсыпают золою из семи печей. От лихорадки и других болезней крестьяне купаются в реках, лесных родниках и колодцах, а после купания вытираются чистою тряпицею и вешают ее на соседнее дерево или ракитов куст; вместо тряпицы вешают также рубашку или лоскут от своей одежды и оставляют их до тех пор, пока совсем не истлеют. Смысл обряда следующий: смывая и стирая со своего тела недуг, больной как бы снимает его с себя и вместе с тряпицею и сброшенной рубашкою передает кусту или дереву, как земным представителям того небесного, райского древа, которое точит живую воду, исцеляющую все болезни. Как истлевает оставленный лоскут или сорочка, так должна сгинуть и самая болезнь. Позднее, при утрате ясного понимания старинных представлений, обряд этот получил характер жертвенного приношения лесным и водяным духам.
Как дуб посвящался Перуну, так липа была деревом богини Лады, а береза — Купалы. Березу почитали и как символ берегинь, русалок во время весеннего праздника Семика, когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали березовые венки. На бересте писали и приколачивали к деревьям прошения лешим, вернуть, например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотнику дичь, помочь не заплутаться, когда девки пойдут по малину.
Славяне и березу иногда считали главным, мировым древом, опорою всей земли, о чем говорится в старинном заговоре: «На море на Океане, на острове Буяне, стоит белая береза вниз ветвями, вверх кореньями…»
Чтили в сем дереве и женского духа Березу, покровительницу юных дев.
Любопытные поверья соединяет народ с осиною — деревом, за которым усвоены мифические свойства едва ли не вследствие сродства его имени со словом «ясень». Как ясеню придана сила, оцепеняющая змей, так об осине утверждают, что убитую гадюку должно повесить именно на это дерево; иначе она оживет и укусит. Когда богатырь Добрыня убил змея, он повесил его на осину кляпую: «Сушися ты, Змей Горынчище, на той-то осине на кляпыя». Подобное же спасительное действие оказывает осина и против колдунов, упырей и ведьм. Заостренный осиновый кол получил в глазах народа значение Перуновой палицы (скипетра верховного бога-громовника древних славян). Чтобы мертвец, в котором подозревают злого колдуна, упыря или ведьму, не мог выходить из могилы, крестьяне вбивают ему в спину осиновый кол; чтобы предохранить коров и телят от нападения ведьм, ставят на воротах и по углам скотного двора осины, срубленные или вырванные с корнем; во время чумы рогатого скота, прогоняя Коровью Смерть, бьют ее (то есть машут по воздуху) осиновыми поленьями. По свидетельству сказок, колдунам — выходцам из могил — вколачивают в сердце осиновый кол, бьют их наотмашь осиновым поленом и сжигают их трупы на осиновом костре… В свою очередь, ведьма может пользоваться осиновым колом или веткою для своих волшебных чар: ударяя этой веткою в грудь сонного человека, она наносит ему незримую рану и жадно упивается его кровью. Выдоив черную корову, ведьма выливает молоко в землю и тут же вбивает осиновый кол: этою чарою она отнимает у коров молоко, иссушает их сосцы — так удары молнии, низводя на землю молоко-дождь, тем самым иссушают черные тучи.
Как спасительное орудие против демонского наваждения, осина может служить и целебным средством для изгнания нечистой силы, болезней. Читают заговор над осиновыми прутьями, которые потом кладутся на больного. Когда разболятся зубы, берут осиновый сучок и трижды читают над ним заговор: «На море на Окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц; переселись ты, зубная боль, к тому зайцу!» После того осиновый сучок прикладывается к больным зубам.
Одно из воплощений полноты жизни и долголетия — ива (верба, ракита). Ее ветки втыкали под стрехи, чтобы защитить дом от молнии.
Ель также относилась к деревьям жизни и долголетия. Способствует этому и можжевельник, не зря же именно ель отмечала наступление нового годового цикла, а можжевельником принято было устилать путь мертвым.
А вот растениями любви и свадьбы слыли боярышник (им украшали невесту на брачной церемонии) и калина (воплощение девичества, красоты и любви). Знаком мужественности был шиповник. Для оберега новобрачных от сглаза использовалась рябина.
Бузина знаменовала несчастье и смерть.
Много внимания в сказаниях и преданиях уделено и яблоне. Поразительное по своей красоте дерево, на котором цветы сменяются желтыми и красными плодами, не могло не поразить народное воображение. Уж не это ли самое дерево растет посреди рая-Ирия, где собраны все чудеса того и этого света? «А посреди рая — древо животное, которое есть божество, и приближается сверх того древа до небес. Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай. Аистья же на нем от всех деревьев, и плоды тоже. Исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут молоком и медом двенадцать источников», — читаем мы в старинной книге.
В райских садах и рощах, на тенистых деревьях весенних туч зреют золотые плоды (яблоки), дающие вечную молодость, здравие и красоту. По своим чудесным свойствам плоды эти совершенно тождественны с бессмертным напитком — живою водою.
Русское предание дает им название молодильных, или моложавых: стоит только вкусить от этих плодов, как тотчас же сделаешься и молодым, и здоровым, несмотря на преклонные лета. Любопытная русская сказка о молодильных яблоках и живой воде, известная и у других народов, сообщает один из древнейших мифов. Состарившийся и ослепший царь, о котором говорит она, олицетворяет собою зимнее время, когда все на земле увядает, дряхлеет и всемирное око-солнце теряет свой яркий блеск. Изображая времена года живыми, человекоподобными существами, народная фантазия весну представляла прекрасною девицею, а зиму беловласым и слепым старцем.
Чтобы возвратить царю его молодость и зрение, сын-царевич должен добыть живой воды, которая исцеляет слепоту, и моложавых золотых яблок, то есть вызвать весну с ее благодатными дождями, золотистыми молниями, светозарным солнцем и со всей роскошью растительного царства. Живая вода и золотые яблоки обладают равной творческой силою: они одинаково обновляют дряхлого старика, делают его цветущим юношею и даже уподобляют семилетнему ребенку; больному дают крепость и здравие, мертвому — жизнь, безобразие превращают в красоту, бессилие — в богатырскую мощь; и та и другие обретаются в стране далекой — в вечно неувядаемом саду — и оберегаются драконами и великанами…
Предания о небесных, райских садах с течением времени стали прилагаться к земным лесам и рощам и сообщили им священный характер.
Древний человек признал леса и рощи местопребыванием облачных духов и этим последним придал характер леших. Они живут в лесных трущобах и пустырях, но обыкновенно с первыми морозами (в начале октября) на целую зиму проваливаются сквозь землю, а весною опять выскакивают из земли как ни в чем не бывало.
По поверьям, в конце сентября все змеи уходят в занебесную страну Ирий, на земле замерзать остаются лишь те, что летом укусили человека. Каким же образом попадают змеи в Ирий? Ответ наших предков прост: поднимаются по дереву, поскольку оно связует земной и небесный миры. Однако точно так же дерево соединяет мир подземный с земным. В некоторых сказаниях о подмененных детях женщина должна положить обменыша под какое-нибудь дерево, чтобы вернулся ее ребенок. Можно также вспомнить древний обычай отнести в глубину леса и положить под дерево все вещи, бывшие в соприкосновении с покойником. А разве не с ветвей дерева — как правило, березы, — спускаются русалки в Троицыну неделю? Русалки — души умерших от несчастной любви девушек, не с помощью ли березы они являются из царства мертвых? Черт любит таиться в бузине, вилы предпочитают боярышник.
Отсюда исходит запрет становиться в грозу под деревьями. Бог метит молнией в черта, который спрятался в дупле или под корнями, но ненароком может угодить в безвинного человека.
Существует немало преданий о том, что душа после смерти может перейти в дерево. Известно сказание о том, как злые старшие сестры убили из зависти младшую — самую красивую, но на ее могиле выросла ива, из ветвей которой пастух сделал дудочку. Запела дудочка человеческим голосом — и изобличила убийц.
Порою душа дерева карает того, кто его срубит. Непременно это случится, если человек срубит рябину. Она должна засохнуть сама, иначе древоруб будет обречен на несчастья.
Скрипит дерево — это душа покойника просит помолиться за нее. Душа невинно убитого воплощается обычно в тростнике или иве и, если сделать из него дудочку, расскажет об убийстве. К дереву, выросшему на могиле, нельзя прикасаться, нельзя сорвать с него ветку или сломить плод — это причинит душе невыразимые мучения.
Дикая груша — дерево нехорошее, особенно та, которая стоит на росстанях. Ведь именно в ее ветвях собирается в полночь нечистая сила и играет свои свадьбы. Под такой грушей нельзя спать, нельзя ломать с нее ветви, иначе демоны овладеют душой неосторожного. Впрочем, вообще все деревья, растущие на росстанях, могут быть вместилищем бесовской силы.
Кстати, наши предки опасались сажать около домов крупные деревья: дубы, каштаны, ели. Эти деревья настолько могучи, что могут вытянуть из человека все его жизненные силы. Перерастет такое дерево посадившего его — он умрет. Перерастет весь дом — умрет хозяин или погибнет вся семья. Нельзя сажать близ дома и орешник — после того, как дерево даст первые плоды, посадивший его умрет. Не из-за этого ли поверья лещину никогда не выращивают в садах?
Верили также, что души деревьев воплощаются в образах девушек с прекрасными, сияющими лицами. Имя им — древесницы. Именно для того, чтобы не повредить этим красавицам, деревья в старину старались не рубить, а собирали сушняк, сухостой. Если дерево засохло, значит, его древесница умерла или покинула свое обиталище. Древесницы напоминают античных дриад.
В народных сказаниях и песнях весьма обыкновенно сравнение детей с ветвями и верхушкою дерева; наоборот, пасынок употребляется в областных наречиях для обозначения меньшего из двух сросшихся деревьев. Сходство между многодетной семьей и ветвистым деревом выразилась в понятии родословного древа. В некоторых сказках говорится о рождении дитяти из обрубка дерева: бездетные родители — старик и старуха — берут чурбан, кладут его в колыбель, начинают качать и причитывать над ним, как над ребенком, — и заветное их желание исполняется: деревяшка превращается в мальчика.
Названия ноги, руки, пальцев и ногтей в санскрите (основе всех языков индоевропейской группы, к которой принадлежат и славянские языки) объясняются уподоблением человека растению. Ногами человек касается земли и тем самым напоминает дерево, прикрепленное корнями к матери сырой земле. Если ноги сравнивались с корнями, то самое туловище представлялось стволом, а руки казались отростками. Ноготь вырастает на пальце, как лист на ветке. «Рамень», «раменье» в русском языке — лес, поросль, «раменный» — боровой, лесной — происходят от одного корня со словом «рамена» — плечи; «шкура» в некоторых областных наречиях обозначает древесную кору; волосы народный эпос отождествляет с травой, а траву и цветы называет волосами земли.

Читайте также:  Йу-Року-Сакура. Вишневое дерево, цветущее на шестнадцатый день - Сказки о цветах

Сказка

Береза и тополь

Женился парень на красавице, которую любил всем сердцем, и жил с нею счастливо, а мать сноху возненавидела и положила во что бы то ни стало сжить ее со свету. Вот зазвала она раз к себе молодых на угощение и налила им в чарки зелена вина, только никто не заметил, что из разных кувшинов наливала: сыну — вина чистого, а молодой жене — со злыми зельями ядовитыми. Но у молодых было в обычае меняться чарками — вот они и принялись друг друга потчевать. Все в жизни пополам они делили — разделили и смерть.
Рвала мать на себе волосы, а поздно. Осталось ей только похоронить их подальше друг от друга: сына перед церковью, а невестку позади церкви. В ту же ночь вырос из могилы мужа тополь, а из могилы жены березка выросла, и сплелись они ветвями, да так, что не разрубить, не разорвать. Хотела мать срубить деревья, да люди не дали. А береза да тополь в том селе и по сю пору растут.

Хвойный лес. Солнечное дерево – Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

Эта статья, на первый взгляд, может показаться не связанной с тематикой сайта. Но! Во многих легендах о цветах, об обычаях и обрядах, с ними связанных, часто упоминается лес и вообще, во всех странах, где были леса, жизнь людей естественно и неразрывно была связана с ними.

За оградой двора древнего славянина начинался лес, от которого практически зависела вся его жизнь. Он давал нашим предкам все необходимое: домашняя утварь, да и сам дом делались из дерева,многие орудия труда, и самое главное для землепашца – орало, тоже из него. А, кроме того, лес кормил : разнообразная дичь, грибы, ягоды, лечил своими целебными травами.>

Древние славяне уважали и чтили лес, как живое существо, обожествляли растущие в нем деревья. Лесу и деревьям, как и человеку, может быть больно, он может радоваться и сердиться. «Всякому деpеву не хочется, чтобы его pубили, оно хочет жить и не хочет помирать, и больно ему также, как и человеку. Поэтому, когда его pубят, оно и скpипит — это оно плачет».

Убеждение, что природе нельзя причинять вред, вообще характерно для всех народов, находившихся на ранней стадии своего развития. Человек естественно вписывался в природу, не выделяя себя из нее.

Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, или губит заповедные деревьяв лесу, неминуемо покарает Святобор – Бог лесов и лесных угодий древних славян. Поэтому они старались ему понравиться: не вредить лесу, не бить без нужды зверей, не ломать зря деревьев и кустов, не засорять лес, даже не кричать громко, не нарушать тишину и покой природы.

Hа Хеpсонщине бытует такая легенда. Один мужик поехал в лес и захотел сpубить пpиглянувшуюся ель. Вдpуг она заговорила человеческим голосом: «не pуби меня, я тебе пpигожусь!» Он послушался, сpубил дpугое. Hо, когда он снова поехал в лес, то все – таки срубил заветную ель. Загpемел гpом, блеснула молния, мужик упал на землю и превратился в медведя.

А вот красивая пpитча. Едут как-то тpи бpата на телеге чеpез лес. Пеpвый говоpит: «Эх, сколько дpов можно наpубить, хату постpоить». Втоpой поддеpживает: «А сколько денег заpаботаем, если эти доски пpодать». Тpетий бpат вздыхает: «Да, но какая кpасота пропадет. »

Лес, деревья в сознании наших предков обладали волшебной, магической силой. Есть старинная украинская сказка, по сюжету сходная с Пушкинской о золотой рыбке. Только здесь, чтоб его не срубил мужик, желание исполняет дерево. Много чего оно выполнило для мужика и его старухи. Дом богатый у них появился, мужик перебывал в разных чинах – барином, полковником, генералом, даже царем, а все им мало. Захотела старуха, чтоб стал мужик самим Богом. Пошел он к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей». В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей.

На Украине до сих пор живы традиции почитания деревьев: пpи pождении pебенка сажают деpево. Пpи стpоительстве хаты не pубят плодовые деpевья, вблизи колодца сажают калину. Когда парень уходит на службу, его девушка сажает на кpаю села тополь.

Очень выразительны, с явно экологическим смыслом, украинские пословицы о лесе.

Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба. Кто дерево посадит, тот человеку друг. Лес рубить – много горя иметь. Срубили дерево – пропали пташки. Лес не школа, а всех учит. Сбереги лес, и он тебя сбережет. Если есть лес, есть и достаток. Кто не посадил дерева, тому не лежать в тени. В селе, где много деревьев, мало могил. Посадил деpево — себя пpославил, посадил сад — pод пpославил.

Спpосили мудpеца: кто научил людей злу?

— Огонь, — был ответ.

Кто научил их быть сильными?

— Вода, — был ответ.

А кто научил их добpу?

— Деpево, – ответил мудрец.

И в то же время дикий лес пугал. Он хранил немало загадок и смертельных опасностей. В нем можно было заблудиться, погибнуть от диких зверей. А еще, идя в лес, всякий раз надо было быть готовым к встрече с лесными духами. В них олицетворялась опасливая враждебность славянина-земледельца к дремучему лесу, у которого приходилось отвоевывать землю для пашни. И сознание наших предков создает разнообразный лесной народец, который в большинстве случаев вредит людям. Это слуги – помощники Святобора. Их в народной мифологии много, а наиболее известные – лешие и русалки

Леший (Лесовик, Лешак) – это главный хозяин леса. Народ наделил его переменчивой внешностью. То он – великан, выше самых высоких деревьев. А то может спрятаться под маленьким кустиком, где и зайцу не поместиться. Живет он в лесной чаще, похож на человека, волосы зачёсывает налево, кафтан запахивает направо, бровей и ресниц нет, а глаза как два изумруда – горят зеленым огнем. Но может явиться и в виде медведя, волка, филина. Иногда он кричит в лесу и пугает людей, старается их запутать, сбить с дороги. Заведя в чащу, щекочет их до смерти. Хлопает в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Питается он мхом и шишками, любит выпить водки, живет с семейством в дупле старого дерева.

На Винничине говорят, что леса — жилища животных, котоpые не могут ужиться с человеком. Леший – волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. По поверьям украинцев, леший перегоняет белок, лисиц, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. Главная его задача – охранять лес и лесных зверей, поэтому его опасаются лесорубы и охотники. Чтоб не прогневить лешего, люди просили у него разрешения нарубить в лесу дров, а когда шли на охоту тоже спрашивали у него, можно ли убить то или иное животное.

Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. Любит Леший, если оставить ему лакомства, каких нет в лесу. На перекрёстках тропинок для него, чтобы задобрить, оставляли на пеньке сало, горшочек каши, блины, пирожок, пряник, краюху хлеба, щепотку табака. Еще хорошо было – сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.

В украинских сказках леший нередко бывает добрым, помогает выйти из лесу заблудившимся, охраняет героев от волков и медведей. Ну, а чтобы избежать козней лешего, надо переодеть свою одежду наизнанку. Верили, что его можно отпугнуть молитвой или, наоборот, самой непотребной руганью. А идя в лес, необходимо было брать с собой неприятные для лешего вещи. В первую очередь – соль, а еще – кремень и огниво, чтобы в случае опасности высечь огонь. Он относился к нему со страхом и уважением, впрочем, как и вся лесная живность,

Любопытен еще один персонаж древнеславянского фольклора, связанный с лесом, более популярный на Украине, особенно в ее западных областях, чем в России – мавка, лесная русалка.

Имя «Мавка» образовано из смешения слов “навь”, «навка» — старинного названия мертвецов и вообще загробного мира, и “мал”, “малая». По украинским поверьям мавки — это души некрещеных девочек, которые родились мертвыми или были утоплены или загублены еще в утробе их матерями, согрешившими девицами. Но даже если дочка родилась в законном браке, но ее не успели окрестить, и она умерла некрещеной, русалки все равно выкрадут ее из могилы, чтобы сделать мавкой.

До семи лет они сохраняют облик девочек с русыми волосами в белых сорочках и называются «потерчата» (от укр. терпiти, потерпiти – страдать). Злые духи мучают их, и только на Троицу они свободны от этих мук. На Полтавщине в старину женщины, которые похоронили некрещеных младенцев, собирали когда-то на «Мавський Великдень» (четверг Троицкой недели) всех детей с улицы и угощали их. Верили, что в Троицын и Духов день потерчата летают по воздуху и просят: – «Креста!», причитая: “Меня мать породила, некрещеной схоронила!”

Стоит обратить внимание на уникальность этого поверья. Ведь обычно в народном сознании любая нечисть боится креста, и на этом основаны охранные заговоры и обряды. А здесь, потерчата наоборот – просят его. Считается, что их души можно спасти, если, подкинув платок вверх, дать имя умершему некрещеному ребенку: еще с языческих времен дать имя означало – дать жизнь. Для этого надо было сказать: “Крещаю тебя во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь!” и назвать имя, а затем ежегодно служить панихиды в первый понедельник Петровского летнего поста, и тогда души потерчат станут ангелами и попадут в рай. Но если на протяжении семи лет после смерти некрещеного ребенка душа не попадала в рай, то превращалась в мавку.

У мавок есть одна особенность, резко отличающая их от прочих русалок – отсутствие кожи на спине, поэтому сзади у них можно было видеть все внутренности: позеленевшие легкие, небьющееся сердце, и т.п . Они не отражаются в воде, не имеют тени.

Живут мавки в лесах. Они прядут краденый лен, ткут, и шьют себе одежду. После того, как растают снега, мавки бегают по лесам и долинам, и сажают там цветы. Люди считали их опасными и вредоносными духами: они могли сбить путника с дороги и завести его в глушь; защекотать до смерти; оторвать человеку голову или наслать на него болезни. В некоторых гуцульских селах верили, что Мавки проникают по ночам в дом и сосут грудь спящих людей (и мужчин, и женщин), и тогда те начинают болеть, чахнуть, и, в конце концов, умирают.

В западных районах Украины верили, что мавки появляются в виде ночных птиц или птенцов, издающих жалобный писк, но чаще они являются людям в образе неотразимых красавиц, которые заманивают мужчин в чащу, в топкое болото, в другие опасные места, где те погибают. В Прикарпатье и на Волыни популярны рассказы о том, что мавки завлекают парней и вступают с ними в любовную связь. А бывает, что зачарованный мавками парень, сам выслеживает ее в лесу возле озера, крадет ее одежду и вынуждает выйти за него замуж. Однако такой брак не бывает счастливым: мавка исчезает, а околдованный ею супруг погибает от тоски.

Скорее всего, все эти жуткие истории навеяны страхом человека перед непонятной ему дикой природой. Однако, наряду с ними, существуют в Украине и другие легенды о мавках, где они выступают в образе девушек с несчастливой судьбой. Если мавка сама полюбит юношу, весь лес будет плакать и горестно шуметь над нею. Потому что не было еще такого, чтобы у мавки вышло счастье с человеком. Она умеет любить искренне и безоглядно, и от ее счастливого смеха расцветают ландыши по весне. Но вот ужиться с людьми, понять и принять их обычаи она не умеет и потому, любовь приносит ей только страдания. Не в силах пережить гибель любви, она и сама погибает, превращаясь в вербу.

Существовали традиции и обряды, связанные с русалками, мавками. На Украине в четверг на Троицу, чтобы не прогневать души умерших, старались не работать, особенно сеять зерно, потому что появится много русалок. А для того, чтоб было не опасно купаться (особенно в «русалочьи» дни и на молодой месяц) нужно было взять горькую полынь и сказать: «На тобi, мавко, полинь, а мене покинь». Бытовало поверье, что помогают еще чеснок, хрен, любисток: они их запаха не выносят и опрометью убегают.

Чтобы задобрить их, развешивали на деревьях куски полотна – на рубашки русалкам. До сих пор сохранился во многих селах Западной Украины обычай раскладывать на подоконниках, чтоб остывали, хлеб и булки, потому что по старинным поверьям паром от свежеиспеченного хлеба питаются лесные и полевые русалки – мавки. По народным поверьям, если сплести для русалки венок и оставить его в лесу, то она в благодарность пошлет девушке богатого жениха..

Читайте также:  Неизвестный цветок (сказка-быль) - Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, восточные истории

Леший, русалки, мавки и т.п. духи обитали в лесу не постоянно, а только в тёплое время года (по легендам – с шестого апреля). Крестьяне считали, что на Ерофея (17 октября) — леший расстается с лесом, проваливается под землю, и зимует там до весны. Но перед этим он беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам. Зимой в лесу появляются другие боги, Перуновы помощники, которые ещё более строги к человеку: Позвизд (Посвист), Мороз ( Морозко, Трескунец,Студенец), Карачун.

Позвизд отвечал за бури и непогоду, приносил с собой снег. Сегодня он практически забыт, а в старину под Киевом существовал его идол, но после крещения Руси культ Позвизда был вытеснен, а вот его «коллег» помнят и поныне.

Мороз, Морозко, или Дед Мороз — олицетворение русских зимних морозов. Его представляли в виде могучего старика-волшебника с посохом, в богатой и шубе ( синего цвета, а не красного), с седой длинной бородой и суровым характером. Главная его задача – сковывать реки льдом, наметать сугробы. Еще его называли в легендах и сказках такими «говорящими» именами, как – Трескунец, Студенец.

Изначально древние славяне относились к нему с опаской, считая его злым и жестоким духом. По легендам, он воровал детей, унося их в мешке, мог, рассердившись, заморозить кого угодно. Однако, как практически со всеми славянскими Богами, при определенных обстоятельствах с ним можно было договориться. Считали, что во время встречи с Морозом человек никогда не должен жаловаться ему на стужу. Перед ним следует держаться весело и бодро, и тогда он не станет обижать путника, может даже наградить за добрый нрав и терпение.

14 декабря был днем почитания Деда-Мороза. Люди ходили в заснеженный лес, чтобы принести его жителям угощения: «сена копнушку, да хлеба краюшку», зерна, овощей. Бытовал обычай – на Коляду старший в семье высовывался из окна и предлагал Морозу ложку киселя или кутьи со словами: “Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!» Ему оставляли еду на окне или на крыльце и просили, чтоб не приходил летом, не портил урожай.

Самым свирепым Божеством зимы считался Карачун – злой дух, демон или внезапная смерть. Жил он под землей и повелевал морозами. Ещё Карачуном называли день Зимнего Солнцестояния 21 декабря (самый короткий световой день в году – всего семь часов и одну минуту). Верили, что именно Карачун ворует у людей Солнце, и в этот день оно начинает вырываться из его лап, и в ночь на 25 декабря, наступает Солнечное Рождество – «Будна», после чего празднуют «Коляду». Говорили – Старик Корочун старый год завершает, дни прежние коротит, а Коляда год молодой зачинает.

Бог Карачун для наших предков был так грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в народном языке. Говорят, например, «пришел ему карачун», «жди карачуна». О внезапной смерти говорили: «задал карачуна», «хватил карачун».

На Украине существовал интересный обряд, который, как считали, обеспечивал будущий богатый урожай хлебов. 22 декабря на зимний солнцеворот хозяйки пекли хлеб, соблюдая особые условия. В середину каравая клали зерна разных злаков, чеснок, травы, облатку, овсяный стебелек, а то и баночку меда, наливали в нее освященной воды, словом – то, что имеет отношение к солнцу и небесной выси. Кроме того, хозяйка должна быть обязательно одета в кожухе, вывернутом наизнанку и в рукавицах, одетых не на ту руку, потому, что в подземном мире, где живет свирепый Карачун, все наоборот, а значит, и одежду надо выворачивать наизнанку, и уберечься от стужи, чтобы не увлекла за собой.

Постепенно под влиянием православных традиций и особенно – произведений русских писателей Мороз из грозного, отнимавшего жизни Божества, превратился в доброго волшебного Деда, который дарил детям подарки. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, но тогда не приобрел большой популярности.

По мнению большинства исследователей, окончательно образ привычного для нас сегодня Деда Мороза сформировался в советское время. В Харьковском Дворце пионеров 31 декабря 1935 г. прошла первая в СССР новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов.

Вот такими духами населяло лес сознание наших предков. В последнее время заметно возрос интерес к старинным легендам, мифам, обычаям, традициям и это радует.

Детские книги о Природе. Забота об экологии.
Рассказы о деревьях лиственного и хвойного леса

страница 4 из 6: . 1> > 2>> 3>> 4> > 5>> 6>


ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи они хорошо росли: обогащала она почву удивительным веществом – азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.

Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Нянька-ольха не нужна ей стала. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним платьицем, то белоснежной корой. Ольха таких нарядов никогда не носила, да и времени у нее не было, чтобы наряжаться: березку вынянчить – дело нелегкое. Как-то осенью стала березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:
– Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. Видно, заслужила я такой наряд своей красотой. А тебя, ольха, осень забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.

Расстроилась ольха. Тем более, что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!

Пожалела осень ольху и говорит:
– Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками. Матушка-природа так распорядилась. Поговорю-ка я с ней. Может быть, она тебя утешит.

Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-природа:
– Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы выше, чем хранить эту влагу для всех.

Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх где ключом, где ручьями. И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа. Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, через несколько минут начинает краснеть, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель из этого дерева удивительная.

Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. Люди говорят: “Где ольха – там сена вороха.”

Осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:
– Красота, ольха, разной бывает. У одних она внешняя, а у других – внутренняя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ:

• Что нового об ольхе вы узнали из этой сказки?

• Какие еще деревья, подобно ольхе, свои листья зелеными сбрасывают?

• Какие еще деревья морозов не боятся?

• Почему с ольхой все деревья дружили?

• Чем береза от ольхи отличается?
• Как вы думаете, кому из них легче живется и почему?

• Как люди используют уникальное свойство древесины ольхи?

• В чем заключается внутренняя красота дерева?

• Почему Матушка-природа решила помочь ольхе?

ХВОЙНЫЙ ЛЕС

Как-то раз загрустило солнышко, глядя с небес на хвойный лес:
– Изо дня в день освещаю я его своими лучами, а лес все равно темный. Вот лиственные леса свет мой хранить умеют. Пошлю-ка я свой лучик в хвойный лес. Пусть спросит у деревьев, куда они мой свет прячут.

Послало солнышко свой самый светлый лучик в темный лес хвойный. Деревья его сразу заметили и жадно к нему потянулись своими лапами.

Удивился лучик и спрашивает деревья: – Если вы свет любите, что же вы всегда темные? Солнышко удивляется, куда вы свет его прячете?

Отвечают деревья лучику:
– Мы храним свет солнышка в иголках – им зиму долгую зимовать, вот и копят они свет да тепло.

Лучик снова спрашивает:
– Почему же ваша хвоя не светлеет от света солнечного, почему она темной остается?

Деревья отвечают лучику:
– У нас только молодые иголочки светятся. Это в начале лета бывает, пока они могут беззаботно жизни радоваться. Но мы их торопим, чтобы взрослели скорее, – зима суровая ждать не станет. Вот они и стараются: свет солнышка впитывают, хвоинки свои в толстую плотную кожицу закутывают да еще поверх нее, будто непромокаемым плащом, сизым восковым налетом покрываются, чтобы не страшны им были морозы да ураганы. Поэтому к середине лета они уже темнеют.

Лучик произнес с грустью:
– Как жаль, что среди вас нет дерева, чья хвоя всегда светлой оставалась бы: и зимой и летом. С этим деревом в лесу вашем сразу бы светлее стало.

Попрощался лучик с деревьями и к солнышку вернулся. Выслушало его солнышко и говорит:
– Знаю я, лучик, что делать. Попрошу-ка я Мать-природу посадить в хвойном лесу семечко солнечного дерева. Ты, лучик, будешь его растить да оберегать; от твоей заботы многое зависит. Смотри, не ленись, а потом мне обо всем расскажешь.

Исполнила Мать-природа просьбу солнышка и посадила в хвойном лесу маленькое бурое семечко.

Скоро проросло семечко в деревце. Стало деревце расти не по дням, а по часам. Другие деревья быстро обогнало. Лучик от него ни на минутку не отходил, и выросли у деревца из каждой почки пучки светло-зеленых лучиков. Хвоя в пучках светлая, мягкая, нежная, бархатистая.

Радуется лучик:
– Наконец-то, светлое деревце выросло.

Привязался лучик к деревцу, полюбил его, целыми днями ласкал да щекотал его. От этого все деревце будто светилось.

На ночь лучик за гору уходил, а деревце засыпало сладко, обогретое за день любовью и светом своего друга. Утром лучик снова к деревцу своему спешил.

Наступила осень. Хвоя деревца стала нежно-золотой.

Лучик сам себя не помнил от счастья:
– Деревце мое с каждым днем все больше на солнышко похожим становится. Будет теперь в хвойном лесу золотое пятнышко.

Но вдруг случилось страшное. Как-то утром прилетел лучик в лес, а деревце его голое стоит. Посмотрел лучик на землю и увидел на ней солнечный коврик из золотых хвоинок. Заплакал лучик:
– Что же я наделал, проглядел деревце, не заметил, как заболело оно. Как я солнышку на глаза покажусь?

А солнышко тут как тут. Улыбается лучику:
– Не плачь, я все уже знаю. Когда Мать-природа по моей просьбе солнечное семечко в землю посадила, она поведала мне его тайну. Это деревце необычное. Оно так солнышко любит, что не может жить без него. Ночью, как только вы, лучики, прячетесь, деревце тоже засыпает и замирает, даже расти перестает, в отличие от елей и сосен. Зимой же оно спит крепким сном, поэтому и сбрасывает на зиму свои листья – хвою. Весной, лучик, ты снова увидишь свое деревце в красивом и светлом наряде.

Лучик всполошился:
– Как же наше деревце хрупкое зиму суровую переживет без хвои?

Отвечает солнышко:
– Но у него же есть друг-лучик! С таким другом солнечному деревцу не страшна даже лютая зима.

Так все и получилось, как солнышко пообещало. Столь хрупкое на вид деревце безмятежно пережило лютую зиму и к весне вновь покрылось необыкновенно мягкой и нежной хвоей. Лучик был счастлив.

Так появилась на земле Лиственница – самое светлое дерево из всех хвойных. Там, где растут эти деревья, будто отпечаток света лежит, даже в непогоду, когда солнышко за тучами. А прозрачно-воздушные кроны лиственниц подобны небесно-зеленым облакам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ:

• Что нового о жизни лиственницы вы узнали из этой сказки?

• Напишите сказку о том, как хвойные деревья лиственницу королевой леса выбрали.

• Почему лиственница так вынослива? Что придает ей силу бороться с холодом и стужей?

• Как вы думаете, почему природа-мать просьбу солнышка исполнила?

• Какие еще деревья на земле вы могли бы назвать солнечными и почему?

• Нарисуйте лиственницу из сказки и лучик, ласкающий ее ветви.

• Какие еще деревья или растения солнечный лучик вырастил? Напишите об этом сказку.

• Напишите сказку о том, как лиственница с солнышком подружилась.

• Почему ночью лиственница будто засыпает?

• Напишите сказку об одной лиственнице, которой снились удивительные сны.

• Какие удивительными свойствами наделила Матушка-природа другие деревья?

ЦВЕТОК КАКТУСА

Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойные, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов.

Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. “Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. “А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?

Его мать сердилась и ворчала: “Ты спрашиваешь слишком много. для кактуса. Ты должен молчать и терпеть. как все мы!”

Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами — с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других.

“Другие! Вот бы увидеть их!” — мечтал кактус.

Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.

“Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами”, — вздыхал мечтатель.

“Ха-ха-ха”, — смеялись звезды. “Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно. Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой. навсегда”, — так говорили звезды.

“Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы. ”, — размышлял кактус.

“Да, они не молчат. Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа”, — говорили кактусу звезды.

“Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!” — спрашивал кактус.

И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: “Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми. ”

Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. “Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?” — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! “Да, видно он один здесь такой, нежный!” — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.

Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: “Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!” — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.

“О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении”, — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.

Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: “Теперь ты увидел душу. Твой цветок открыл ее в людях. Ты счастлив”.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ:

страница 4 из 6: . 1> > 2>> 3>> 4> > 5>> 6>

Чтобы СОЛНЫШКО ДОБРОТЫ всегда светило нашим детям,
предлагаем вам уникальное собрание добрых сказок:

О папе, маме и семье
О красках и картинах
О музыке и музыкантах
О цифрах и математике
О буквах и родном языке
О профессиях и мастерах
О дружбе, мудрости и любви
Сказки для самых маленьких
600 творческих развивающих игр
О природе и красоте Земли
О деревьях и растениях
О комнатных цветах
О фруктах и ягодах
Об овощах и грибах
О злаках и целебных травах
О меде, орехах и шоколаде
Рецепты витаминного стола

Добавить комментарий