Икебана – новая жизнь цветка

ИКЕБАНА. НОВАЯ ЖИЗНЬ ЦВЕТОВ

Слово «икебана» (икэбана) составлено из двух иероглифов: ike – это «жизнь», а hana (bana) – «цветок». Таким образом, икебана – это «живые цветы», «новая жизнь цветов». Задача художника – представить все элементы икебаны в естественном виде, такими, какими их видят в природе, подчеркнув их красоту.

Классическое искусство аранжировки цветов возникло в Японии более 600 лет тому назад. Прежде это был храмовый ритуал приношения цветов Будде. Если в Индии этот ритуал состоял в рассыпании цветочных лепестков, то в Японии было принято делать алтарные композиции на подставках или в небольших вазах.

К XV веку икебана перестала быть достоянием только священнослужителей и постепенно стала всенародным искусством. Произошло это во многом благодаря монаху из Киото по имени Сэнно Икенобо: добрая слава о его мастерстве составления букетов привела к нему множество учеников. Теперь школу Икенобо возглавляет мастер в сорок пятом поколении – Сэн-эй Икенобо.

Вторая школа икебаны, Охара, в начале XX века провозгласила аранжировку цветов непременной частью досуга образованной женщины (прежде этим искусством владели только мужчины). Чтобы найти себе учеников, мастер Унсин Охара провел выставку своей икебаны в универмаге города Кобэ. Он первым пошел против принципов Икенобо, используя пышные яркие западные цветы с коротким стеблем и низкую подставку для них. Оригинальная форма аранжировки имела успех, и у Охары появились свои ученицы. Стиль Охары назвали морибана. За ним последовала школа Сага – здесь помимо составления цветочных композиций занимались еще и каллиграфией.

Современные молодые японки в основном уделяют внимание карьере, а потому искусство икебаны стало прерогативой женщин среднего и преклонного возраста. Впрочем, и сильному полу изучать аранжировку цветов по-прежнему не возбраняется. Выбирать есть из чего: сегодня в Японии более двух тысяч школ икебаны.

Расскажем немного подробнее об особенностях стилей икебаны.

Рикка («воздвигнутые цветы») – наиболее древний стиль. Композиции высокие, достигают высоты 2 м, концы ветвей направлены вверх. Основа и центр – сосновая, кипарисовая, кедровая или бамбуковая ветвь, нередко используются белые хризантемы. Сегодня эти композиции в основном применяются в религиозных ритуалах.

Нагэирэ («цветы, брошенные в воду») создает впечатление, что цветы небрежно «вброшены» в высокую вазу или корзину. Аранжировка легкая, естественная, цветы крепятся таким образом, что не касаются краев вазы. Сёка (сэйка, альтернативное прочтение иероглифов «икебана» – «живые цветы») объединил простоту стиля нагэирэ и классическую строгость рикка. Два-три элемента выходят из одной основы, закрепляясь с помощью надетого на нее металлического кольца. Вазы могут быть любыми. В традиционном сёка есть три основных линии: наиболее высокий стебель означает небо, два стебля покороче – человека и землю. Этот треугольник – символ постоянного обновления жизни. Тябана («чайный цветок») – скромные минималистичные букеты для оформления чайных домиков.

Морибана («горы цветов») похожи на миниатюрные пейзажи. Они размещаются в широких и неглубоких сосудах, «плошках». А чтобы растения было удобнее расставлять, для их крепления была создана металлическая наколка (кэнзан), которая ставится не в центре вазы, а асимметрично. Морибана может включать и нерастительные элементы. Каждый стиль разные художники воплощают по-своему. Это зависит от того, какие чувства хочет передать мастер, нужна ли ему «масса» или, напротив, прозрачная абстрактная аранжировка. Эстетическим целям служат цвет, форма, объем композиции.

И несколько слов о символике растений и цветов в икебане:

сосна и роза – долгая жизнь и молодость;

сосна и пион – процветание;

бамбук и пион – мир и процветание;

орхидея, хризантема – счастье, радость;

сосна, листья бамбука и цветы сливы – праздничная композиция.

Сегодня икебану изучают все, кто хочет приобщиться к прекрасному, постигнуть искусство расслабления и сосредоточения, по-новому взглянуть на действительность. Икебана – не просто украшение. Это способ самовыражения художника при сохранении природной красоты и непосредственности, отражение уважения человека к окружающему миру и признания себя его частью.

Икебана из цветов как украшение интерьера. Пошаговая фото-инструкция, как сделать икебану своими руками.

В конце весны наступает чудесное время – расцветают первые цветы. Прекрасны полевые цветы, которыми полны зеленые луга, не уступают им лесные и садовые соцветия.

Кто из нас не собирал цветов, чтобы поставить букет дома? Многие бережно сохраняют засушенные розы, полученные в подарок в один из памятных дней. К сожалению, обычные букеты быстро засыхают, начинают осыпаться, их приходится выбрасывать. Обычная сушка лепестков между страниц книг – хорошее воспоминание, но не декоративное украшение дома. Между тем, японские мастера икебаны с успехом используют сухие цветы (как, впрочем, и другие природные материалы) для создания полноценных украшений домашнего интерьера. При этом каждое из них индивидуально, связано с вашими воспоминаниями, дорого вашему сердцу.

Икебана из сухих цветов полностью соответствует буквальному переводу этого понятия – «новая жизнь цветов». Если в икебане из живых цветов, каждый цветок получает, благодаря окружению, новое звучание, то в «сухой» икебане букет продлевает свою жизнь в декоративном произведении.

Традиционная японская икебана строится по строгим канонам, мастера вкладывают в нее философский смысл. Для того чтобы создать классическую икебану, нужно долго учиться, но для наших целей – достаточно соблюдать простейшие правила. Главное из них – «правило трех линий». По нему икебана состоит из неправильного треугольника, созданного тремя линиями: длинная ветка «Небо» (по-японски «син»), средняя – «Человек» («соэ»), маленькая – «Земля» («хикае»).

Соблюдая это правило, включите свою фантазию – в икебане крайне важна индивидуальность художника. Двух одинаковых икебан не должно существовать.

Собирать цветы нужно поздним сухим утром. Помните, что после сушки цвет растений меняется – красные цветы темнеют, светлые – желтеют. Меньше всего меняются синие, розовые, лиловые, оранжевые оттенки. Многие растения можно сушить в виде готового букета – лимониум, рогоз (подобен камышу, многие их путают), щетинник (декоративное просо), другие злаковые. Кустовые хризантемы, лаванду, душистые травы лучше собрать в небольшие пучки и сушить, подвесив вниз соцветиями. Для лучшей сохранности цвета их можно обернуть тонкой бумагой.

Гораздо быстрее сушатся цветы в микроволновке. Но при такой сушке нужно соблюдать повышенную осторожность – включать печь буквально на несколько секунд и каждый раз проверять цветы. После такой сушки – нужно пару дней досушивать материал в естественных условиях.

Для сушки любых цветов хорошо подходит гидрогель. В плоский контейнер (желательно герметичный) насыпается слой гидрогеля и укладываются бутоны, которые аккуратно засыпаются гидрогелем полностью (между расправленными лепестками). При таком способе естественная форма цветка не меняется. Цветы нужно регулярно и часто проверять, так как есть риск пересушить их (они становятся хрупкими и ломкими).

Пригодится вам и старый способ сушки растений – между листами книг или альбомов. В этом случае нужно выбрать красивые цветы или лепестки, учитывая, что после сушки они станут плоскими. Такая форма тоже используется в икебане, а также в настенных декоративных панно.

Вот несколько примеров составления декоративных композиций из сухих растений:

Цветочное попурри

Высушенные бутоны, листья, стебли уложите в плоскую корзинку или блюдо. Сверху присыпьте плоскими лепестками. Если вы хотите, чтобы композиция не только радовала глаз, но и пахла – сбрызните ее несколькими каплями эфирного масла. Помните, что примеры – не образцы для подражания, а толчок вашему творчеству. Полученная композиция может быть повседневной декорацией или украшением праздничного стола.

Композиция из лаванды, лайма и шишек

Для нее вам понадобятся цитрусовые корочки, лайм, листья и цветы лаванды, небольшие шишки (можно использовать ольховые, сосновые или кедровые). Корочки цитрусовых нужно сушить заранее, как и цветы. Очень красиво выглядят они, если срезать тонкой спиралью, которую впоследствии легко разделить на любые фрагменты.

Методика подготовки компонентов:

  1. Лайм нужно очистить и нарезать тонкими кольцами. Высушить его можно за ночь в обычном духовом шкафу при минимальной температуре нагрева.
  2. Ольховые (или другие) шишки укладываются в полиэтиленовый пакет на несколько часов. Добавьте несколько капель эфирного масла с цитрусовым ароматом – шишки приобретут дополнительный запах.
  3. Выложите в плоскую декоративную посуду все компоненты, присыпьте небольшим количеством молотого имбиря, сверху разместите лепестки сушеной гортензии. Вазу или блюдо лучше выбирать из прозрачного стекла, чтобы были видны все составляющие.

Инициалы к торжествам, украшенные сухоцветами

Такое украшение можно делать из живых цветов. Осенью или зимой для него подойдут заранее высушенные небольшие букетики сухоцветов. Буквы (инициалы, слова поздравлений) вы можете избрать любые, как и шрифт для них.

Из гибкой проволоки изготавливаем каркас (букву) украшения.

Здесь использованы живые букетики живокости (дельфиниума). В другое время года можно применять высушенные цветы. Закрепляют букетики на каркасе тонкой проволокой зеленого цвета.

Открытки, настенные панно, акварельные рисунки

Все эти украшения можно сделать с помощью сухих цветов, отдельных лепестков, подручных материалов – картона, клея, обрезков тюля или ткани, бисера. К такой работе можно привлечь детей – это увлекательно и хорошо развивает.

Отлично сочетаются приклеенные лепестки с акварельным рисунком. Можно использовать и тонкие стебли.

Красота и естественность

Для икебан и других украшений из сухих растений можно использовать любые материалы, не осыпающиеся при высыхании: домашние цветы катарантус, комнатные и природные папоротники, юкку, высушенные ягоды , мелкие шишки, сухие ветки, полевые цветы, лавр, декоративные злаки, тысячелистник, розы, пионы, морознику, крупный седум. Для лучшей сохранности композицию можно вскрыть лаком для комнатных растений или обычным лаком для волос. Не выставляйте икебану под прямые солнечные лучи – она выгорает. Пыль можно убрать обычной тонкой кисточкой.

Еще вы можете ознакомиться с такими статьями как:

Живые цветы в оформлении интерьеров
Оформление интерьера живыми цветами

Икебана – японское искусство создания цветочных композиций

Полезные советы

Читайте также:

Слово икебана в переводе с японского означает «новая жизнь цветов». «Ике» значит путь, а «ана» – цветы, таким образом, вместе выходит – новый путь, новая жизнь цветов. Срезая цветы, ветки, мы даем им новую жизнь, стараясь при этом не подражать природе.

Икебана зародилась в Китае в VII веке. Ее изобрел буддистский священник, изначальна она служила в качестве приношения богам, Буддам и создавалась только монахами. Первоначально икебаны делали только мужчины. В настоящее время этим занимаются в основном женщины, но в древности этим занимались исключительно мужчины-монахи. Впоследствии икебану переняли японцы, и, как это часто бывало, они переделали его на свой манер и развили это искусство. Сегодня японские и китайские икебаны значительно отличаются друг от друга.

Читайте также:  Растения загадки

Корреспондент “Великой Эпохи” взял интервью у Мадам де Кастельбажак.

Что включает в себя икебана?

– Суть икебаны в создании композиции из цветов и веточек, которая находилась бы в гармонии, отражая связь между землей, небесами и человеком. Основа икебаны – этот треугольник; самые высокие ветви символизируют небо, более короткие (2/3 длины от первых) – человека, и наконец, самые короткие веточки в треть длины первых – землю. Икебана отражает взаимоотношения между этими тремя элементами. Трехсторонний порядок рождает в людях стремление к совершенству. Совершенства, к которому мы стремимся, в действительности нельзя достичь, так как идеала не существует. Совершенные отношения между небом, землей и человеком – это мир во всем мире, где никто не ссорится друг с другом.

Гармония.

– Верно, по сути, нашей целью является создание совершенной гармонии.

Имеет ли значение ваза?

– Ваза имеет огромное значение. Понятное дело, что в высокую и шарообразную вазу мы не поставим те же самые цветы, что и в низкую и широкую, которая называется морибана – блюдо, в которое мы наливаем очень мало воды. Вода может символизировать землю, то есть, в данном случае, когда мы говорим о трех составных частях, вода может обозначать землю.

Можно ли использовать при создании икебаны другие материалы, например, камушки?

– В старинных школах икебаны не использовались другие элементы, кроме цветов и веток. Преимущество камней в том, что они могут зафиксировать и замаскировать композицию внизу. Но в нашей школе, школе Согетцу – одной из самых современных школ (она была создана в 1929 году), можно использовать все, что захочешь: стекло, металл, фарфор. Эта школа была создана Софу Тешигахарой. Он создал совершенно отличную школу, так как не хотел придерживаться строгих правил, как в изначальных школах, одной из которых принадлежал его отец.

Затем была война, и уже не было такого богатого выбора материалов для создания цветочных композиций. Таким образом, в икебану включили вещи, которые можно было найти: металл, дерево, но непременно в сочетании с цветами. Никогда не используются искусственные цветы, только живые.
Ветки могли быть поврежденными, старыми, сухими или молодыми, красивыми, зелеными или окрашенными. Это все изначально живые вещи.

Говорят, что при создании икебаны возникает общение с растением?

– Это в том смысле, что человек, создающий композицию, делает ее в соответствии со своим вкусом, в зависимости от времени года и цвета. Все начинается с выбора вазы, таккак она определяет дальнейшую композицию в зависимости от своего цвета и формы. Диалог с цветами подобен общению с цветами у нас дома, когда мы их поливаем. Вы знаете, что с растениями нужно разговаривать.

Касаясь икебаны, надо сказать, что ветки также обладают своим характером. Иногда вы хотите что-то сделать с веткой, немного ее согнуть, но она не всегда подчиняется. Эмоциональное состояние, в котором вы делаете икебану, также проявляется в композиции: если вы печальны, то икебана выйдет грустной, если веселы – жизнерадостной. Это сразу же видно. Но о том, как это конкретно происходит, немного трудно сказать, это очень личное. Человек своими руками проделывает манипуляции с цветами: сгибает некоторые веточки, подрезает цветы, так, чтобы они дольше сохранялись свежими.

Вы давно занимаетесь икебаной?

Что это вам дало?

– 16 лет назад я пережила большую трагедию в личной жизни. Чтобы помочь оправиться от этого, мои друзья, занимавшиеся икебаной, сказали мне: «Иди к нам, увидишь, как это интересно!». Занятия с цветами сильно изменили меня и действительно очень помогли.

Помогло обрести спокойствие?

– Да. Мы всегда работаем в тишине, так как молчание создает связь с растениями. Нашей преподавательницей была одна японка. Хотя она не говорила по-французски, она обладала способностью передать свои эмоции и поделиться тем, что происходить в Японии, ее праздниками, которые оказывали влияние на наши композиции, так как они создаются в соответствии с временами года и праздниками. Мы не делаем зимой те же самые композиции, что весной, следует использовать цветы в зависимости от сезона.

Икебана – это своего рода мудрость?

– Это мудрость, которая приходить со временем. Сначала всегда хочется добавить много вещей, фактически, обучение искусству икебаны – это обучение убирать лишнее. Мы режем ветки, режем листья, потому что, даже если лист очень красив, он слишком большой. Если провести параллель с человеком, мы всегда хотим иметь много вещей. Икебана учит довольствоваться минимумом.

Учит ли она также принципу непостоянности, если дистанцироваться от букета?

– Это действительно искусство непостоянства, потому что, когда я делаю композицию и возвращаюсь вечером домой, то вижу, что какой-то листочек сдвинулся, какой-то цветок оторвался. Икебана красива в конкретный настоящий момент, сейчас. Мы не делаем ее, чтобы она сохранялась в течение несколько недель. Впрочем, она и не сохраняется так долго.

Хотелось бы, чтобы икебана стала искусством, которое практиковали бы во всем мире. Мастер икебаны Тешигахара, создатель школы Согетцу, говорил: «Икебана может быть создана из любых материалов в любом месте любым человеком». Но он не хотел, чтобы икебану делали люди, просто занимающиеся сортировкой цветов. В этом должна присутствовать душа, глубокая философия и спокойствие, при этом использовать можно любой материал.

Уроки японского. Искусство икебаны

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Икебана в стиле морибана

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Читайте также:  Мировые рекорды растений. Растения - рекордсмены

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.

Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.

Когда все раздражает… составь икебану!

Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.

От такого презента сложно отказаться

Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.

Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

ALOVAK magazine

Онлайн-журнал для творческих людей

Икебана, или «живой цветок»: интервью с преподавателем

Икебана или икэбана – японское искусство размещения срезанных цветов в специальных сосудах, в основе которого заложен принцип изысканной простоты. Мы поговорили с преподавателем школы икебаны Центра японской культуры «Хагакурэ» Анатолием Ерышевым и многое узнали про историю икебаны и про то, как это искусство позволяет цветам выражать себя.

Лирическое вступление

Вместе с фотографом Ирой мы подходим к Дому литератора в Минске. Именно здесь – по адресу Фрунзе, 5 – располагается уютный штаб ценителей японского искусства «Hagakure». В переводе с японского это слово означает «сокрытое в листве», а еще так называется кодекс чести самураев. Но мы с Ирой недолго фантазировали, примеряя на себя доспехи бесшумных воинов, вахтерское «Дамы, вы куда?» прямо на пороге лишило нас потенциального самурайского титула. Слава журналистскому обаянию, нас все же отпустили с миром.

Уголок Страны восходящего солнца находится на третьем этаже здания. Занятия по икебане проводятся в просторной комнате, где на полках стоят исключительно японские журналы, а на стене висит белый с красным кругом посередине флаг. Мы познакомились с председателем «Hagakure» Святославом ГАЕВСКИМ и героем нашего интервью Анатолием ЕРЫШЕВЫМ, белорусским сэнсэем по части икебаны. К слову, Анатолий еще и искусствовед и преподаватель на кафедре восточных языков БГУ. Пока гостеприимный председатель разливал нам чай по миниатюрным японским чашкам, мы заговорили с преподавателем. В ходе интервью Анатолий много жестикулировал и бегал по комнате, показывая то ветку, то японский учебник, а в его глазах непрерывно горели искорки. Кажется, перед нами – живое воплощение любви к своему делу.

Слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «ике» – жизнь, и «бана» или «хана» — цветок. Буквальный перевод звучит как «живой цветок», «дать цветку новую жизнь» или «позволить цветам выразить себя».

О начале творческого пути

— Как вы увлеклись икебаной?

Мне было десять лет, когда в одном из номеров журнала «Юный натуралист» я прочитал статью, посвященную икебане. До сих пор помню фотографию с композицией, выполненной в традициях школы Охара: веточка и цветок в вазе. Меня поразило это сочетание, и с той поры я пытался подражать и создавать собственные икебаны. А потом съездил в Японию и обучился там у настоящих мастеров.

— Вы помните свою первую композицию?

Сам я с острова Сахалин, поэтому в детстве ходил в горы и там собирал растения. В первый раз я сделал икебану из бересклета и какой-то коряги, а потом начал добавлять настурции. Думаю, у меня еще тогда все правильно получалось.

— Отличается ли преподавание икебаны в Беларуси и в Японии?

Здесь из преподавателей я знаю только себя, поэтому и сравнивать могу соответственно. Мне кажется, преподавание отличается. В Японии сэнсэй – лидер, и нужно соглашаться со всем, что он скажет. У японцев не принято идти против мнения учителя, а у нас все иначе. Я стараюсь уступать, идти на компромисс и не задевать чувства моих учеников.

— Что вас вдохновляет?

Я коллекционирую орнаменты: традиционные, дальневосточные, китайские, японские. Хочу познавать символику, расшифровывать изображения. Другими словами, изучать иконологию. Мне нравится искать культурные заимствования, все это связано с поэзией и литературой. А еще я немного рисую.

У японцев не принято идти против мнения учителя, а у нас все иначе.

История «живых цветов»

— Как появилась икебана?

Изначально она зародилась в Китае. Все начиналось в рамках религиозной традиции, когда алтарь Будды украшали цветочными композициями. Приблизительно в XII веке икебана появилась и в Японии, а развитие получила в XV-XVI веках. Это связано с приходом к власти сегунов Асикага, которые были большими меценатами, военными и покровителями искусств. Сегуны проводили чайные церемонии, составляли цветочные композиции, интересовались поэзией и театром. Эти направления искусства стали развиваться именно при поддержке Асикага.

— У икебаны есть три школы, верно?

Верно. В XV веке появилась первая школа Икэнобо. Ее основал буддийский монах Икэнобо Сэнкэй. Благодаря его потомкам, школа до сих пор существует, в ней все секреты передаются из поколения в поколение.

В школе Икэнобо проявляются традиции мандалы. Для икебаны Икэнобо используются растения, почитающиеся в буддизме и китайском даосизме. Раньше в икебане прослеживался явный философский подтекст: композиции делали из сосны, считающейся древом бессмертных, и пятицветных растений, где пять цветов символизировали пять элементов мира.

Из школы Икэнобо вышел стиль Рикка. Его особенность в том, что семь веток, выходящие из одной точки, должны воспроизводить мировое древо и соединять землю с небом. Основная ветка сосновая либо бамбуковая. Для этого стиля характерны огромные композиции, в которых используются даже древесные стволы. Для создания подобного нужна целая бригада. Стиль Рикка вычурный и многослойный, он требует дорогих сосудов – бронзовых, фарфоровых. Не каждый смертный в те времена мог себе это позволить. По мере распространения Икэнобо стили упрощались. На смену Рикка пришел легкий и изящный стиль Сёка. Для него всего-то нужны три ветки и простая керамическая ваза. Появляется и стиль Тябана (чайные цветы), для которого свойственна крайняя простота: горшочек или корзинка, а в ней незатейливые цветы. Это уже XVI-XVII век.

Читайте также:  Любовная магия комнатных растений

А в XIX веке появляется школа Охара, которая вводит стиль Морибана. Фишка этого стиля в том, что растения должны располагаться в низкой вазе и крепиться на кэндзан – специальную колючую подушечку. Так достигается эффект естественности.

— А к какой школе относятся те композиции, которые вы учите создавать?

К авангардной школе Согецу, появившейся в начале ХХ века. Ее основатель – скульптор и флорист Тэсигахара Софу. Его дело продолжил сын Тэсигахара Хироси (еще и кинорежиссер по совместительству), а впоследствии внучка Тэсигахара Аканэ. Принцип Согецу заключается в том, что три ветки должны проходить через одну точку, а их концы образовывать равносторонний треугольник. Мы используем ветки разных размеров: большую (син), среднюю (соэ) и низкую (хикаэ). Их наклон должен быть 15, 45 и 75 градусов соответственно. Ветки – это кости конструкции. Внутреннее пространство мы заполняем цветами и листьями, чтобы композиция обрела объем.

— Можно ли провести параллель между икебаной и другими восточными искусствами?

Да, у них всех один ритм. Люди, которые вошли в эту систему, могут успешно освоить и другие виды японского искусства. Икебана, живопись суми-э, чайные церемонии – все это переплетено. Если тебе близко японское мироощущение, ты сможешь творить в этих сферах творчества. Главное, чтобы нравилось.

Об учениках

— Нужно ли обладать определенным складом ума или качествами для занятия икебаной?

Желательно быть созерцательным, медитативным, склонным к философствованию человеком. Хотя сам я против того, чтобы заряжать икебану философией. Нельзя составить композицию и утверждать, что она что-то означает. Если ты рассуждаешь о смысле икебаны, то она тебе просто не нравится. Когда я смотрю на картину, то сперва определяю, получаю ли я удовольствие от ее созерцания. Философия – это уже потом. Ее можно найти в любом предмете, даже в чашке чая. А икебану лучше воспринимать как скульптурную мандалу, как символ красоты и жизни.

— Какие ошибки чаще всего допускают ученики?

Не те ветки выбирают. Новички часто думают, что тонкие ветки выглядят красивее толстых. Но в икебане ветка должна быть сильная, иначе композиция получится хилой. Также бывает, что ученикам жалко портить и общипывать цветы. А еще они часто боятся трогать листья, а потом могут так разойтись, что ничего на ветке не остается.

Если ты рассуждаешь о смысле икебаны, то она тебе просто не нравится.

— А бывало ли так, что икебана вообще не давалась человеку?

Не могу дать однозначный ответ. Обычно этим занимаются люди, которым нравится работа с растениями. Если же человеку это неинтересно, то икебана пройдет мимо него. Здесь все замешано на любви к ботанике.

— Какую пользу приносят занятия икебаной?

Они учат работать с формой, цветом и конструкцией, и кто-то из учеников впоследствии может найти у себя задатки скульптора, дизайнера или архитектора. Также на икебану ходят в целях психотерапии, чтобы подлечить душевные раны, спасти себя.

Продолжение следует — будем учиться у Анатолия создавать свою собственную икебану.

Икебана – новая жизнь цветка

Слово «Икебана» происходит от японского ikeru (生け る, размещать, расставлять, жизнь, рождение”) и hana (花, «Цветок»). Существуют следующие переводы: “дать жизнь цветам” и “расставить цветы”.

Не думайте, что икебана означает просто аранжировку цветов в вазе. Искусство икебана отличается каноничностью, и в то же время в нем природа и человечность сливаются воедино. Вопреки представлениям о цветочной композиции как о наборе пестрых разноцветных растений, в составлении икебана часто уделяется внимание стеблям и листьям, а также формам, линиям и очертаниям. Хотя икебана – это творческое самовыражение, она имеет определенные правила составления. Замысел художника в каждой композиции проявляется через сочетание цветов, природные формы, изящность линий, и обязательно присутствие внутреннего смысла композиции.

Другой аспект икебана заключается в ее склонности к минимализму. То есть, композиция должна состоять из минимального числа цветов с вкраплениями стеблей и листьев. В основу построения японской икебана положен равносторонний треугольник, разбитый ветками на три основные части. Некоторые школы утверждают, что треугольник символизирует небо, землю и человека, другие – солнце, луну и землю. Ваза является ключевым элементом композиции, в их создании могут быть использованы различные стили керамики.

Духовный аспект искусства икебана считается чрезвычайно важным. Во время составления икебаны молчание – важная составляющая. Это время посвящается попытке оценить красоту вещей в природе, что люди часто упускают из-за динамичного ритма жизни. Человек становится более терпеливым и терпимым к различиям, не только в природе, но и в целом. В процессе составления человек чувствует близость к природе, которая дарит отдых для ума, тела и души. Искусство икебана позволяет увидеть красоту во всех видах искусства.

История и стили

Историю развития японского искусства аранжировки цветов можно проследить до шестого века, в то время буддизм был привнесен в Японию из Кореи. Украшение алтаря цветами в честь Будды стало частью богослужения. Также прослеживается связь искусства икебана с буддийским ритуалом предложения цветов духам умерших. Первый из классических стилей икебаны зародился в середине пятнадцатого века. А первыми учениками и преподавателями этого искусства были буддийские монахи. Прошло время, появились другие школы, поменялись стили, Икебана стала традиционным видом искусства в японском обществе.

Происхождение школ икебана: Икэнобо

История икебана насчитывает около 500 лет, а Икэнобо известна как старейшая из школ икебаны. Эта школа была названа в честь священника из храма Роккакудо (六角 堂) (официальное название Сиун-дзи или Храм фиолетовых облаков 紫云 寺) в Киото. Храм располагался на берегу озера, что по японски звучит как “Икено бо” 池 坊 “, поэтому священника называли Икэнобо. Монах был искусен в мастерстве составления цветочных композиций и давал уроки.

Храм Роккакудо был возведен в 587 г. Принцем Сетоку (圣 徳 太子). Говорят, что принц странствовал в поисках материалов для строительства Шитенно-дзи (四 天王寺). Однажды, когда он отправился купаться в пруду, где увидел буддийский амулет висящий на дереве. Закончив омовение, он попытался снять амулет, но был не в силах это сделать. В ту же ночь принцу во сне явился Будда и поручил возвести храм неподалеку от пруда и кедрового дерева под фиолетовыми облаками. Так появился “Храм фиолетовых облаков”.

В конце 15 века искусство икебана широко распространилось по всей Японии, а также было оценено по достоинству простыми людьми, а не только императорской семьей и ее окружением. В начале аранжеровка икебана была очень простой, использовались лишь несколько стеблей цветов и вечнозеленые ветви. Такой стиль икебана называют кугэ (供 华). Стили икебаны изменялись и в конце 15 века стали приобретать художественную форму с четкими канонами, которые были прописаны в книгах. Седеншо – старейшая из них, охватывает период с 1443 до 1536. Икебана стала неотъемлемой частью традиционных фестивалей и выставок, проводившихся в то время.

Отличительной чертой первых стилей было использование высокого, центрального стебля, который сопровождали два коротких. В период Момояма с1560 по1600 были построены великолепные замки. По мнению дворян и королевской свиты большие декоративные цветочные композиции Рикка наиболее всего подходили для их украшения. Стиль Рикка (досл. стоящие цветы) являл собою буддийское выражение красоты природы. Икебаны такого стиля составлялись из семи веток, представляющих холмы, водопады, долины и другие природные объекты, расположенных определенным образом.

С возникновением чайной церемонии зарождается особый стиль икебана, используемый для украшения церемонии, который получил название Чабана. Стиль Чабана является противоположностью стилю Момояма, в нем подчеркивается деревенская простота. Простота стиля Чабана положила начало стиля Нагэире, что дословно можно перевести как “брошеный в”. В Нагэире нет жестко-зафиксированного узора, что привело к развитию Сэйка или Шока стилей. Для создания композиций используются несколько жестких стеблей, которые образуют треугольник асимметричной формы, что было принято за эталон данного стиля.

В композициях стиля Сэйка или Шока используются всего три основных ветки, символы неба (тэн), земли (ци) и человека (джин). Красота стиля заключается в его простоте, а создавался он, чтобы подчеркнуть неповторимость и уникальность самого растения. Стиль Дзиюка отличается творческой составляющей. Здесь используются цветы и разнообразные материалы по желанию автора.

С приходом модернизма в 20 веке три классические школы икебана частично уступили место так называемому Свободному стилю. Стиль Морибана (вертикальный) рассматривают как основополагающий. Морибана буквально означает “нагромождение цветов”. Для создания композиций используются неглубокие вазы или суибане, или корзины. Морибана крепится на кэнзан или остроконечные держатели, которые также называют металлическими лягушками.

В Морибана (наклонный) используется противоположная по стилю техника. Здесь композиция зависит от положения и формы растений. Для данного стиля специально подбираются стебли, которые выглядят наиболее красиво под наклоном. Стиль отличает мягкость. При создании икебана в стиле Нагэире (вертикальный) используется высокая ваза с узким горлышком, а внутри кэнзан или остроконечные держатели. Нагэире буквально означает “брошенный в”. Это простая аранжеровка, в которой может быть использован даже один цветок. Нагэире (наклонный) сочетает в себе нежное прикосновение и гибкость. Это идеальный стиль, чтобы начать изучение искусства составления икебаны. Композиции в стиле Нагэире (каскадный стиль) отличаются тем, что главный стебель свисает за край вазы. Гибкий материал, гармонируя с цветами, создает красивые, нежные линии.

Икебана в современной японской культуре

Икебана и по сей день остается одним из самых ярких видов искусства в японской культуре. О нем рассказывают по телевидению, ему обучают в школах и им восхищаются. К примеру есть телевизионное шоу, посвященное икебана, – Сэикей Бизин (Искусственная красота). В шоу подчеркивается важность природной красоты. Старейшая международная организация Икебана Интернэшнл была основана в 1956 году.

Добавить комментарий