Экология и жизнь. Равновесие – один из основных законов природы – Тайна растений

Равновесие в природе

Цели:

  • показать красоту природы, донести до учащихся сущность выражения «Земля – наш общий дом».
  • Воспитывать уважение и любовь к природе, раскрыть некоторые экологические проблемы (используя краеведческий материал) и пути их решения, повышать культуру поведения в природе, закрепить полученные знания о природе.
  • Через рассмотрение экологии как науки, познакомить с понятием «природное равновесие», выявить причины нарушения равновесия, опираясь на известные ученикам понятия и процессы «экологические цепочки», «цепи питания», «круговорот воды в природе», «круговорот веществ в природе».
  • Развивать логическое мышление, умение прогнозировать конечный результат (работа над моделями «что будет, если…»), познавательную активность, речь учащихся, формировать общие приёмы мыслительной деятельности.

Оборудование: названия разделов экологии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка цели урока.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран (сл. №1). Что вы чувствуете, когда видите этот хрупкий голубой шар?

Ученики: Выслушиваются ответы.

Учитель: Мы живём на планете Земля. Это – наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность, у нас одна на всех лампочка и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. И вентилятор у нас тоже один на всех – ветер – ветрило.

– Сегодня на уроке мы будем учиться узнавать, любить и беречь дом, в котором мы живём.

А еще узнаем, как связана между собой живая и неживая природа, человек и природа, что такое природное равновесие, что значит охранять и беречь природу.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Давайте вспомним, как называется наука, которая рассматривает отношения между человеком и природой?

Ученики: Это наука экология (сл. №2).

Учитель: Как переводится слово экология с греческого языка?

Ученики: «экос» – дом, «логос» – наука.

Учитель: Действительно, экология – это наука о доме. А дом для человека, чаще всего, четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – моря, озёра, реки, а для всех вместе – это, конечно, наша планета Земля. Но жить вместе в одном доме (как и в одной квартире) разным существам совсем непросто (сл. № 4).

Одним из направлений науки экологии является изучение того, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной» квартиры не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. Другими словами наука экология рассматривает взаимосвязь живой и неживой природы (сл. №5).

Учитель: А в природе всё устроено удивительно разумно и правильно. Проживающие вместе сообщества растений и животных образуют экологические цепочки (сл. № 6). Давайте посмотрим,как выглядит экологическая цепочка леса.

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ «строят» на свету свои листья. Тут как тут любители зелёных листочков травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники – волки, рыси и лисы. Но ведь и волк, и лиса и рысь тоже не бессмертны. Проживут своё, и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются, как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

Учитель: О каком процессе идёт речь?

Ученики: Это круговорот веществ в природе

Учитель: Можем ли мы сказать, что в данном случае существует равновесие между живой и неживой природой?

Ученики: Существует равновесие (сл. №7).

Учитель: Что значит «равновесие»?

Ученики: Это «равенство».

Учитель: Равенство между кем? и чем?

Ученики: Равенство между живой и неживой природой.

Учитель: Равенство между живой и неживой природой называют «природным равновесием».

Значит, другими словами, природное равновесие это взаимосвязь живой и неживой природой.

Учитель: Мы выяснили, что экология изучает взаимосвязь живой и неживой природы. Как по- другому можно сказать? Что изучает экология?

Ученики: Изучает природное равновесие.

Учитель: Но вот, что удивительно. Стоит кого – нибудь убрать из этого круговорота, как вся экологическая система начинает разрушаться (сл. №8).

Учитель: Что произойдёт, если бы вдруг в лесу не осталось хищников?

Ученики: Тогда травоядным было раздолье.

Учитель: Но рано радоваться. Когда у зайцев и лосей не останется врагов, они съедят всю траву, все деревья и все кустарники в лесу – и лес погибнет. Кроме того, лисы выполняют санитарную функцию. Какую?

Ученики: Хищники питаются, в основном, больными, слабыми животными – ведь их легче поймать! И если бы не волки – больные зайцы и лоси заражали бы здоровых, и тем самым, способствовали распространению опасных болезней.

Учитель: Что вы можете сказать о природном равновесии теперь?

Ученики: Природное равновесие нарушено.

Учитель: Как вы думаете, что могло быть причиной исчезновения хищных животных в данном случае?

Ученики: Деятельность человека.

Учитель: Человек – самое могущественное из живых существ, он больше других вмешивается в дела земного дома. Он совершает ошибки, иногда осознанно, иногда по незнанию. Но они оборачиваются общей бедой. Вот один из таких примеров

В Канаде, в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они,
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан –
Гулял там без опаски.
И было всё, как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало.
Едва струился ручеёк
И лес поить уже не мог,
Засохли клёны, ели,
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который, понял важность рек,
Решил он всё поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денёк
В ней сделал дырку ручеёк.
Строитель дырку залатал,
А ручеёк опять прорвал.

Учитель: Что вы можете сказать о природном равновесии?

Ученики: Природное равновесие нарушено.

Учитель: Что является первопричиной нарушения равновесия в природе?

Ученики: Истребление бобров.

Учитель: Кто виновник этой беды?

Ученики: Виновник этой беды – человек.

Учитель: Зачем надо перекрывать речку, чтобы исправить положение?

Ученики: Чтобы она была полноводной и поила растения и животных.

Учитель: Какой выход? Как спасти речку, лес, животных?

Ученики: Выслушиваются разные варианты ответов.

Учитель: Послушайте, что произошло дальше (Сл. №9).

Ах, как помощники нужны!
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова,
Всё сделают толково…
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.

Учитель: Еще одним направлением науки экологии является изучение воздействие человека на природу (Сл. №10).

Учитель: Наука экология, кроме всего, стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды, продуктов питания.

Учитель: Послушайте пример неправильного воздействия человека на природу.

Недавно как – то, мой дружок,
Изобретён был порошок
От вредных насекомых,
Давно нам всех знакомых:
От гусениц и саранчи –
Вредителей посева.
Хоть эта братия молчит,
Но вред приносит всем нам.
Давай те начисто убьём
Их ядовитым порошком,
И всем растениям тогда
Не будет угрожать беда.
Но вот прошёл какой – то срок,
И этот самый порошок
Был обнаружен в молоке
Коров, пасущихся в траве.
Да, в молоке коровьем,
А он вредит здоровью.
Тут удивляться нечему,
Тотчас видна причина
Но порошок нашли к тому ж
В печёнке у пингвина.
Во льдах не сеяли поля,
Там не возделана земля,
Там нету паразитов.
Где ж тайна тут зарыта?

Учитель: Как же у пингвина в печенке оказался порошок?

Ученики: Выслушиваются варианты ответов.

Учитель: Послушаем, что об этом говорится в стихотворении.

Так вот, проклятый порошок
С полей смывает ручеёк
И далее по плану,
Плывёт он к океану,
Где ходит рыба в устьях рек,
А рыбу ловит человек,
А тех, что увильнули,
Пингвины заглотнули.
Далёкий и опасный путь.
Его продумать не забудь.

Учитель: Давайте ещё раз повторим путь ядовитого порошка от полей до печени пингвина (Сл. №11).

Ученик: Почва – ручеёк – река – океан – рыба – пингвин.

Учитель: А какую еще можно составить экологическую цепочку? На кого еще оказал воздействие ядовитый порошок?

Ученик: Растение – травоядные животные – молоко – человек.

Учитель: Можно еще составить экологическую цепочку?

Ученик: Почва – ручеёк – река – рыба – человек.

Учитель: Мы рассмотрели несколько примеров нарушения природного равновесия. Какой вывод можно сделать?

Ученики: Выслушиваются варианты ответов.

4. Закрепление материала.

Решение экологических задач.

Учитель: А сейчас давайте сами станем учеными – экологами и попробуем спрогнозировать конечный результат.

Решите экологическую задачу (СЛ. №12).

Лес и река… Можно ли сказать, что между ними существует природное равновесие?

Ученики: Существует природное равновесие.

Учитель: Давайте представим, что в результате вырубки леса или погонит ветер от заводов воздух, испорченный ядовитыми примесями на лес, и лес погиб. К каким последствиям это приведёт?

Ученики: Выруби лес – высохнет лесная речка – звери без питья пропадут – испортится земля – испортится воздух (лес, источник кислорода).

Учитель: Какие связи в природе нарушились?

Ученики: Круговорот воды в природе, круговорот веществ в природе, цепи питания.

Учитель: Посмотрите на следующие весы. Что можете сказать о равновесии?

Ученики: Природное равновесие нарушено.

Учитель: Почему лес превратился в безжизненную песчаную пустыню? Какая деятельность человека привела в такое состояние лес?

Ученики: Выслушиваются ответы.

Учитель: (Сл. №13) Действительно, это нарушение природного равновесия характерно для нашего края. Ханты – Мансийский и Ямало – Ненецкий автономный округ главные газо – и нефтедобывающие районы страны, они дают около90% российского газа и более 50% нефти. Но освоение месторождений привели к тяжелым последствиям. Из–за нарушения почв и растительности мёрзлый грунт начинает таять, происходит просадка, оползни грунта, исчезает тонкий слой плодородной почвы. На нефтяных буровых вышках «черное золото» часто бьет фонтаном, сырая нефть попадает в воду, растекается по поверхности земли. Гибнет всё живое. Главная река региона Обь собирает и несёт загрязняющие вещества на север в Обскую губу и Карское море.

5. Обобщение знаний и умений.

Учитель: Ребята работали в группах и приготовили сообщения. Давайте их послушаем.

Ученик: 1. Я расскажу о ранах больших (Сл. №14).

С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо.

Но часто, чтобы построить город или проложить дорогу приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины. Вот почему на планете с каждым годом остаётся всё меньше лесов.

Всё больше загрязняется воздух, вода. Вы знаете, что они необходимы для жизни растений, животных человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды, с различными вредными веществами. От этого страдает не только сам человек, но и растения, животные. Многие растения и животные стали сейчас редкими. Они внесены в Красную книгу.

Растениям, животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова или странствующий голубь.

Ученик 2. Я расскажу о маленьких ранах (Сл. №15).

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Но будет ли природа хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвёшь всего 3 – 4 цветка?

Да, природе будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё – что же станет с природой?

Учитель: Наука экология охраняет растительный и животный мир.

Вы еще школьники, но уже можете помочь нашему общему дому. Как?

Ученики: Не наносить природе маленьких ран.

6. Итог урока.

Учитель: Что такое «природное равновесие»?

(Взаимосвязь живой и неживой природы).

-Что нужно делать человеку, чтобы не нарушать природное равновесие?

(Беречь и охранять природу).

Учитель: Что изучает наука экология (Сл. №16)?

Учитель: Молодцы! Все на уроке хорошо потрудились. И в заключение предлагаю послушать небольшое стихотворение, в котором содержится очень важная для всего человечества мысль. Выделите эти строчки (Сл. №17).

Наука экология показывает нам,
Что в мире всё завязано по четырём углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырёх углов.

Учитель: О чем же должен помнить человек? В каких строчках стихотворения об этом говорится?

Ты – царь природы,
Но – один из четырёх углов.

Закон равновесия

alexander1995Писатель

Набрав в Гугле и Яндексе искомую фразу “закон равновесия”, я предполагал, что погружусь в исключительно научную среду. Но результат оказался иным. Популярные поисковые системы выдали широчайший спектр тем. Были ссылки на семейный портал, литературный форум, статьи о психологии, медицине, фотокомпозиции, законах рынка и многое другое.

Что же я рассчитывал найти? Ведь действие закона равновесия в природе было для меня достаточно очевидно и до этого. В повседневной жизни есть достаточно много простых примеров. Теряющий равновесие человек – падает, переедающий – толстеет, а недоедающий, наоборот, – чрезмерно худеет.

Просто теперь, изучив некоторые из вышеупомянутых материалов, я убедился в глобальности действия этого закона – во всех системах и на всех уровнях. И еще я лишний раз понял, что несоблюдение этого закона приводит к печальным, а иногда и катастрофическим последствиям.

В науке известно, что система, выведенная из состояния равновесия, стремится вернуться в это состояние. Не нужно быть семи пядей во лбу чтобы понимать, что перепроизводство товаров ведет к кризису, перепроизводство денег – к инфляции, чрезмерное загрязнение воздуха – к экологическим проблемам. Все эти отрицательные явления – не более чем попытки различных систем вернутся к состоянию своего равновесия.

Так почему же человечество, зная о существовании закона равновесия, постоянно, и с большим упорством, продолжает этот закон нарушать? Причина кроется в постоянно растущем эго. Например, когда кому-то маячит на горизонте возможность заработать еще один миллиард, но при этом где-то будет нарушен закон равновесия, о таком пустяке он и не задумается. Это позже все вдруг начнут хвататься за головы, когда будут падать биржи, лопаться банки и компании, свирепствовать природные катаклизмы.

Вывод из всего вышесказанного напрашивается сам – закон равновесия нарушать нельзя. И давно озвученный принцип “от каждого по способности, каждому – по потребности” становится сегодня как никогда актуальным. Вы спросите: где связь между коммунистическим лозунгом и законом равновесия? Я отвечу, что этот лозунг и есть формулировка закона равновесия общечеловеческой системы.

И текущий экономический кризис, проявление глобализации и взаимозависимости, нестабильная ситуация в мире позволяют нам начать более тщательно разбираться в причинах происходящего и, в частности, более внимательно изучить закон равновесия.

Мир сегодня изменился. Он вступил в новую фазу развития – когда воспринимается нами как единый организм. И нам, как его интегральной части, нужно заботиться о нем. Чтобы не нарушать закон равновесия, нам нужно потреблять только то, что необходимо для повседневного существования. И ровно столько же производить. При этом речь не идет о переходе на хлеб и воду – ни в коем случае! Просто во всем нужно соблюдать меру.

Нужно лишь изменить свое отношение к природе и окружающим нас людям, руководствуясь вышеупомянутыми принципами. Ведь только соблюдая закон равновесия всех систем, человечество сможет придти к наилучшей форме существования.

Александр Гуров, источник – интернет-газета Единый мир, http://www.kabmir.com/ Изменил(а) mxm, 29-07-2009 00:53:42Читатель

Я целиком и полностью поддерживаю мнение автора статьи и призываю всех – начните с себя, думаю, для начала этого будет достаточно. А так же хочу напомнить фразу из Библии: “Воздастся каждому по делам его”! Все таки наши предки были гораздо мудрее нас.

Летописец

alexander1995!
Спасибо за интересную статью. Полностью согласна с автором.
Действительно, действие закона равновесия затрагивает все сферы нашей жизни. А я ведь раньше об этом не задумывалась.
Причины наших бед – эгоизм, жадность, лицемерие.
Но, как замечено в статье, мир сегодня как единый организм. А значит последствия всеобщего нарушения закона равновесия затронут всех.Читатель

Закон равновесия – один из основных законов мироздания. Равновесие основа существования мира, как и закон сохранения энергии. Привести примеров относительно этих законов можно великое множество. Суть же состоит в том что необходимо помнить эти законы и опираясь на них можно управлять окружающей действительностью, как химической реакцией. Да! Управлять с помощью этих законов реально, жаль, что нам людям не всегда хватает для этого мудрости.Читатель

Я согласна, а еще равновесие — это состояние, когда вы двигаетесь в направлении стремлений вашей души. У каждого человека своя душа и у нее уникальная цель на этой земле. Нельзя «причесывать все под одну гребенку», будто бы успешны только те, кто зарабатывает кучу денег, я думаю, что успешны те, кто по-настоящему счастлив. Если вы можете посмотреть вовнутрь себя и уверенно сказать, что «я счастлив», значит вы – успешный человек. Но в действительности многие себя обманывают.alexander1995Писатель

Всё находится в движении-сегодня ты счастлив,а завтра возможно уже нет.Счастье понятие относительное.Но соблюдение законов природы должно помочь стать человеку более счастливым
Читайте также:  Свойства почвы
Читатель

Бред, закон равновесия, как и все законы природы действует сам по себе. Что бы мы не делали, как бы мы не делали, равновесие будет всегда. В плане социума понятие равновесия недопустимо, так как у каждого человека свои ценности, а отсюда и черта равновесия находится у каждого в разных точках шкалы поведения и морали.Virtual RealityПовелитель постов

равновесие – высший закон вселенной – относится к вещам, обладающим формой

если к волосу подвешено, равное по весу, и волос рвётся, то равновесия нет

при равновесии и разрывающие не разорвут

люди считают это неверным

есть и понимающие, что это верноЧитатель

Virtual RealityПовелитель постов

ну почему так сразу? вот мнение йогов:

всё в физическом мире находится в вечной вибрации

от крошечного атома до величайшего небесного светила всё движется, нет ничего неподвижного в природе

один единственный атом, если бы он остановился в своём движении, разрушил бы всю вселенную

в непрерывном движении протекает вся жизнь вселенной

на материю беспрерывно действует энергия, создавая бесконечное разнообразие форм, и все эти разнообразные формы тоже непостоянны

они меняются, как только созданы

из них родится бесконечное количество новых форм, в свою очередь изменяющихся и создающих новые

ничто не постоянно в мире форм

атомы человеческого тела находятся в постоянном вибрировании, в них происходят непрерывные изменения

в несколько месяцев происходит почти полная перемена атомов, составляющих тело

через несколько месяцев в вашем теле не окажется почти ни одного атома из тех, которые теперь составляют его

вибрации – непрерывные вибрации, перемены – непрерывные перемены

во всяком вибрировании может быть найден некоторый ритм

ритм наполняет собою всю вселенную

движение планет вокруг солнца, подъём и падение моря во время приливов и отливов, биение сердца, морской прибой – всё следует определённым ритмам

лучи солнца доходят до нас, дождь падает на нас, тоже согласно ритмам

все растения, все животные есть только выражения того же самого

всё движение есть проявление определённого ритма

биологическое тело настолько же подвержено ритмическим законам, насколько и планеты в своём вращении вокруг солнца

значительная часть науки о дыхании, принадлежащей йогам, основана на знании этих особенностей природы

сознательно пользуясь ритмом своего тела, йоги могут поглощать огромное количество энергии, используя её по своему усмотрению

(чтобы была ясна связь между ритмами и равновесием – вспомните канатоходцев

там это единство показано как нигде более всего наглядно)

потому древневосточные мудрецы и говорили более 3000 лет тому:

равновесие – высший закон вселенной – относится к вещам, обладающим формой

если к волосу подвешено, равное по весу, и волос рвётся, то равновесия нет

при равновесии и разрывающие не разорвут

люди считают это неверным

есть и понимающие, что это верноtranscendentus

Почетный автор

Сравнили! Йога – это единство ума и тела, здесь совершенно другие законы действуют и совершенно с другого уровня сознания, а в обычной природе действует второй закон термодинамики, который в моей интерпретации звучит следующим образом: “Система, предоставленная самой себе, склонна к энтропии”. Возьмем к примеру кучу песка. Если с ней ничего не делать, то со временем, под действием сил, действующих на нее извне, таких, как ветер, солнце, дождь и животные, эта куча будет рассыпаться, пока совсем не исчезнет. Вот так и с нашим миром: все постоянно изменяется под действием окружающих сил и процессов, происходящих внутри. Не думаю, что равновесие изначально было запраграммировано, скорей, это искусственная сила.Virtual RealityПовелитель постов

я был вынужден упомянуть йогов чтобы ответить на сообщение адресованное вероятнее всего мне и я не буду отвечать на сообщения о йоге в разделе “Наука и техника”

можешь создать тему в соответственном разделе и я непременно отвечу

йогин же связывает воедино не только ум и тело но и все вещи и явления во вселенной

тебе следует прочитать “Путь 84 сиддхов” и Палийский канон чтобы осознать кто в действительности достоин называтся йогином

значительная часть науки о дыхании, принадлежащей йогам, основана на знании этих особенностей природы

сознательно пользуясь ритмом своего тела, йоги могут поглощать огромное количество энергии. ”
никаких “других” законов для йогов и достигших состояния святого но пребывающих в теле не существует

все вещи во вселенной предоставлены самим себе

взаимное преодоление противоположностей пронизывает своим светом все вещи

поэтому без склонности к созиданию нет склонности к разрушению

разве раны не заживают, не смотря на общее старение тела?

отсюда видно, что созидание и разрушение зависят от условий, а не от постоянной склонности к разрушению

но происходящих внутри чего? конец этого твоего воззрения противоречит его началу

кем?
но каков бы ни был ответ человека, истина такова, что с первого мига существования вселенной небесным телам была свойственна сила притяжения и закон равновесия проявляется по мере величины силы притяжения

где нет силы притяжения, там нет и равновесия

в пустом пространстве вселенной, вдали от звёзд и планет, где найти равновесие?

здесь лишены основания вода и земля, огонь и воздух

здесь лишены основания длинное и короткое, тонкое и грубое, приятное и неприятное

Основные законы и принципы экологии (стр. 1 из 5)

1. Законы и принципы экологии

2. Концепции взаимоотношения общества и природы

3. Сущность и типы особо охраняемых природных территорий

Актуальность темы: В условиях научно-технического прогресса особое значение приобретает изучение взаимодействия общества и природы, человека и биосферы. Сложившийся в ходе социально-экономического и научно технического развития тип «обмена веществ» между обществом и природой часто не вписывается в естественную структуру биосферы. В этих условиях важно уметь определить допустимые пределы воздействия человека на природу. Экология призвана стать научной основой по использованию и охране природных ресурсов, сохранению среды в благоприятном для жизнедеятельности человека состоянии.

Термин «экология» стал применяться еще в XIX. Его буквальный перевод с греческого означает «изучение собственного дома». Первоначально этот термин употреблялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязи между растительными и животными существами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек, и его образ мыслей, и его образ жизни, и его судьба – все это неотделимо от окружающей среды и составляет ее часть. И его взаимоотношение с природой – воздействие на природу в процессе жизнедеятельности и обратное влияние оскудевшей природы на развитие человека и общества – должно стать предметом специального изучения.

Цель работы: теоретический анализ основных законов и принципов экологии, взаимоотношения общества и природы, раскрытие понятия «особо охраняемые природные территории».

– определить законы и принципы экологии;

– проанализировать концепции взаимоотношения общества и природы;

определить сущность и типы особо охраняемых природных территорий.

Структура работы: введение, три параграфа, заключение, список литературы.

1. Законы и принципы экологии

Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения.

Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э. Геккель, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история миротворения» впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» происходит от греческого «oikos», что означает «жилище», «местопребывание», «убежище».

Как и любая наука, экология выявляет закономерности протекания изучаемых процессов и формулирует их в виде кратких логических и проверенных практикой положений – законов.

Основные законы экологии:

· Закон незаменимости биосферы: биосфера – это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания при любых возникающих возмущениях. Нет никаких оснований надеяться на построение искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды в той же степени, что и естественные сообщества.

· Закон биогенной миграции атомов (В.И.Вернадского): миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется при непосредственном участии живого вещества – биогенная миграция.

· Закон физико-химического единства живого вещества: общебиосферный закон – живое вещество физико-химически едино; при всей разнокачественности живых организмов они настолько физико-химически сходны, что вредное для одних не безразлично для других (например, загрязнители).

· Принцип Реди: живое происходит только от живого, между живым и неживым веществом существует непроходимая граница, хотя и имеется постоянное взаимодействие.

· Закон единства «организм – среда»: жизнь развивается в результате постоянного обмена веществом и информацией на базе потока энергии в совокупном единстве среды и населяющих ее организмов.

· Закон однонаправленности потока энергии: энергия, получаемая сообществом и усваиваемая продуцентами, рассеивается или вместе с их биомассой передается консументам, а затем редуцентам с падением потока на каждом трофическом уровне; поскольку в обратный поток (от редуцентов к продуцентам) поступает ничтожное количество изначально вовлеченной энергии (максимум 0,35%) говорить о «круговороте энергии» нельзя; существует лишь круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии.

· Закон необратимости эволюции Л. Долло: организм (популяция, вид) не может вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков, даже вернувшись в среду их обитания.

· Закон (правило) 10 процентов Р. Линдемана: среднемаксимальный переход с одного трофического уровня экологической пирамиды на другой 10% энергии (или вещества в энергетическом выражений), как правило, не ведет к неблагоприятным последствиям для экосистемы и теряющего энергию трофического уровня.

· Закон толерантности (В. Шелфорда): лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору.

· Закон оптимума: любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.

· Закон ограничивающего фактора (закон минимума Ю. Либиха): наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений; от него зависит в данный момент выживание особей; веществом, присутствующим в минимуме управляется рост.

· Закон (принцип) исключения Гаузе: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу.

· «Законы» экологии Б. Коммонера: 1) все связано со всем; 2) все должно куда-то деваться; 3) природа «знает» лучше; 4) ничто не дается даром.

Из закона всеобщей связи («все связано со всем») вытекает несколько следствий:

Закон больших чисел – совокупное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая, то есть имеющему системный характер. Так, мириады бактерий в почве, воде, в телах живых организмов создает особую, относительно стабильную микробиологическую среду, необходимую для нормального существования всего живого. Или другой пример: случайное поведение большого числа молекул в некотором объеме газа обусловливает вполне определенные значения температуры и давления.

Принцип Ле Шателье (Брауна) – при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия уменьшается. На биологическом уровне он реализуется в виде способности экосистем к саморегуляции.

Закон оптимальности – любая система функционирует с наибольшей эффективностью в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах.

Любые системные изменения в природе оказывают прямое или опосредованное воздействие на человека – от состояния индивидуума до сложных общественных отношений.

Из закона сохранения массы вещества («все должно куда-то деваться») вытекают по меньшей мере два постулата, имеющих практическое значение.

Закон развития системы за счет окружающей ее среды гласит: любая природная или общественная система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно.

Закон неустранимости отходов или побочных воздействий производства, согласно которому образующиеся в процессе производственной деятельности отходы неустранимы бесследно, они могут быть лишь переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве, а их действие может быть растянуто во времени. Этот закон исключает принципиальную возможность безотходного производства и потребления в современном обществе. Материя не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую, оказывая влияние на жизнь.

Утверждение «ничто не дается даром» означает, что любое новое приобретение в эволюции экосистемы обязательно сопровождается утратой какой-то части прежнего достояния и возникновением новых, все более сложных проблем. К примеру, с появлением многоклеточных организмов (грибов, растений, животных) и выходом их на сушу во много раз увеличилось биоразнообразие планеты, началось освоение экологических ниш и формирование биосферы Земли. Но вместе с «многоклеточностью» к живым существам пришли старость и болезни, в том числе инфекции, злокачественные опухоли, паразитизм.

Из этого закона следуют:

закон необратимости эволюции (однонаправленности развития): большие системы эволюционируют только в одном направлении – от простого к сложному; инволюция, регресс могут относиться только к отдельным частям или отдельным периодам развития системы;

правило ускорения эволюции: с ростом сложности организации систем темпы эволюции возрастают. Это правило в равной степени может быть отнесено и к сменяемости видов в эволюции органического мира, и к человеческой истории, и к развитию техники.

Еще одно следствие закона «ничто не дается даром» – не существует бесплатных ресурсов: пространство, энергия, солнечный свет, вода, какими бы неисчерпаемыми они ни казались, неукоснительно оплачиваются любой расходующей их системой.

Принцип «природа знает лучше» определяет прежде всего то, что может и что не должно иметь места в биосфере. Все в природе – от простых молекул до человека – прошло жесточайший конкурс на право существования. Сегодня планету населяет лишь одна тысячная часть испытанных эволюцией видов растений и животных. Главный критерий этого эволюционного отбора – вписанность в глобальный биотический круговорот, заполненность всех экологических ниш. У любого вещества, выработанного организмами, должен существовать разлагающий его фермент, и все продукты распада должны вновь вовлекаться в круговорот. С каждым биологическим видом, который нарушал этот закон, эволюция рано или поздно расставалась.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ

Закон биогенной миграции атомов (или закон Вернадского): миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется под превосходящим влиянием живого вещества, организмов. Так происходило и в геологическом прошлом, миллионы лет назад, так происходит и в современных условиях. Живое вещество или принимает участие в биохимических процессах непосредственно, или создает соответствующую, обогащенную кислородом, углекислым газом, водородом, азотом, фосфором и другими веществами, среду. Этот закон имеет важное практическое и теоретическое значение. Понимание всех химических процессов, которые происходят в геосферах, невозможно без учета действия биогенных факторов, в частности – эволюционных. В наше время люди влияют на состояние биосферы, изменяя ее физический и химический состав, условия сбалансированной веками биогенной миграции атомов. В будущем это послужит причиной очень отрицательных изменений, которые приобретают способность саморозвиваться и становятся глобальными, неуправляемыми (опустынивание, деградация грунта, вымирание тысяч видов организмов). С помощью этого закона можно сознательно и активно предотвращать развитие таких отрицательных явлений, руководить биогеохимическими процессами, используя «мягкие» экологические методы.

Закон внутреннего динамического равновесия: вещество, энергия, информация и динамические качества отдельных естественных систем и их иерархии очень тесно связанные между собою, так что любое изменение одного из показателей неминуемое приводит к функционально-структурным изменениям других, но при этом сохраняются общие качества системы – энергетические, информационные и динамические. Следствия действия этого закона обнаруживаются в том, что после любых изменений элементов естественной среды (вещественного состава, энергии, информации, скорости естественных процессов и т.п.) обязательно развиваются цепные реакции, которые стараются нейтрализовать эти изменения. Следует отметить, что незначительное изменение одного показателя может послужить причиной сильных отклонений в других и в всей экосистеме.

Изменения в больших экосистемах могут иметь необратимый характер, а любые локальные преобразования природы вызовут в биосфере планеты (то есть в глобальном масштабе) и в ее наибольших подразделах реакции ответа, которые предопределяют относительную неизменность эколого-экономического потенциала. Искусственное возрастание эколого-экономического потенциала ограниченное термодинамической стойкостью естественных систем.

Закон внутреннего динамического равновесия – один из главнейших в природопользовании. Он помогает понять, что в случае незначительных вмешательств в естественную среду ее экосистемы способны саморегулироваться и восстанавливаться, но если эти вмешательства превышают определенные границы (которые человеку следует хорошо знать) и уже не могут «угаснуть» в цепи иерархии экосистем (охватывают целые речные системы, ландшафты), они приводят к значительным нарушениям энерго- и биобаланса на значительных территориях и в всей биосфере.

Закон генетического разнообразия: всё живое генетическое разное и имеет тенденцию к увеличению биологической разнородности.

Закон имеет значение в природопользовании, в особенности в сфере биотехнологии (генная инженерия, биопрепараты), если не всегда можно предусмотреть результат нововведений во время выращивания новых микрокультур через возникающие мутации или распространение действия новых биопрепаратов не на те виды организмов, на которые они рассчитывались.

Закон исторической необратимости: развитие биосферы и человечества как целого не может происходить от более поздних фаз к начальным, общий процесс развития однонаправленный. Повторяются лишь отдельные элементы социальных отношений (рабство) или типы хозяйничанья.

Закон константности (сформулированный В. Вернадским): количество живого вещества биосферы (за определенное геологическое время) есть величина постоянная. Этот закон тесно связан с законом внутреннего динамического равновесия. По закону константности любое изменение количества живого вещества в одном из регионов биосферы неминуемое приводит к такой же по объему изменения вещества в другом регионе, только с обратным знаком.

Читайте также:  Подбор растений в саду: игра с цветом и формой

Следствием этого закона есть правило обязательного заполнения экологических ниш.

Закон корреляции (сформулированный Ж. Кювье): в организме как целостной системе все его части отвечают одна другой как за строением, так и за функциями. Изменение одной части неминуемо вызовет изменения в других.

Закон максимизации энергии (сформулированный Г. и Ю. Одумами и дополненный М. Реймерсом): в конкуренции с другими системами сохраняется та из них, которая наибольшее оказывает содействие поступлению энергии и информации и использует максимальную их количество наиэффективнее. Для этого такая система, большей частью, образовывает накопители (хранилища) высококачественной энергии, часть которой тратит на обеспечение поступления новой энергии, обеспечивает нормальный кругооборот веществ и создает механизмы регулирования, поддержки, стойкости системы, ее способности приспосабливаться к изменениям, налаживает обмен с другими системами. Максимизация – это повышение шансов на выживание.

Закон максимума биогенной энергии (закон Вернадского–Бауэра): любая биологическая и «бионесовершенная» система с биотой, которая находится в состоянии «стойкого неравновесия» (динамично подвижного равновесия с окружающей средой), увеличивает, развиваясь, свое влияние на среду.

В процессе эволюции видов, твердит Вернадский, выживают те, которые увеличивают биогенную геохимическую энергию. По мнению Бауэра, живые системы никогда не находятся в состоянии равновесия и выполняют за счет своей свободной энергии полезную работу против равновесия, которого требуют законы физики и химии из-за существующих внешних условий.

Вместе с другими фундаментальными положениями закон максимума биогенной энергии служит основой разработки стратегии природопользования.

Закон минимума (сформулированный Ю. Либихом): стойкость организма определяется самым слабым звеном в цепи ее экологических потребностей. Если количество и качество экологических факторов близкие к необходимому организму минимума, он выживает, если меньшие за этот минимум, организм гибнет, экосистема разрушается.

Поэтому во время прогнозирования экологических условий или выполнение экспертиз очень важно определить слабое звено в жизни организмов.

Закон ограниченности естественных ресурсов: все естественные ресурсы в условиях Земли исчерпаемые. Планета является естественно ограниченным телом, и на ней не могут существовать бесконечные составные части.

Закон однонаправленности потока энергии:энергия, которую получает экосистема и которая усваивается продуцентами, рассеивается или вместе с их биомассой необратимо передается консументам первого, второго, третьего и других порядков, а потом редуцентам, что сопровождается потерей определенного количества энергии на каждом трофическом уровне в результате процессов, которые сопровождают дыхание. Поскольку в обратный поток (от редуцентов к продуцентам) попадает очень мало начальной энергии (не большее 0,25%), термин «кругооборот энергии» можно считать довольно условным.

Закон оптимальности:никакая система не может суживаться или расширяться к бесконечности. Никакой целостный организм не может превысить определенные критические размеры, которые обеспечивают поддержку его энергетики. Эти размеры зависят от условий питания и факторов существования.

В природопользовании закон оптимальности помогает найти оптимальные с точки зрения производительности размеры для участков полей, выращиваемых животных, растений. Игнорирование закона – создание огромных площадей монокультур, выравнивание ландшафта массовыми застройками и т.п. – привело к неприродной однообразности на больших территориях и вызвало нарушение в функционировании экосистем, экологические кризы.

Закон пирамиды энергий (сформулированный Р. Линдеманом): с одного трофического уровня экологической пирамиды на другого переходит в среднем не более 10 % энергии.

По этому закону можно выполнять расчеты земельных площадей, лесных угодий с целью обеспечения население продовольствием и другими ресурсами.

Закон равнозначности условий жизни:все естественные условия среды, необходимые для жизни, играют равнозначные роли. Из него вытекает другой закон совокупного действия экологических факторов. Этот закон часто игнорируется, хотя имеет большое значение.

Закон развития окружающей среды: любая естественная система развивается лишь за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно – это вывод из законов термодинамики.

Очень важными являются следствия закона.

1. Абсолютно безотходное производство невозможно.

2. Любая более высокоорганизованная биотическая система в своем развитии является потенциальной угрозой для менее организованных систем. Поэтому в биосфере Земли невозможно повторное зарождение жизни – оно будет уничтожено уже существующими организмами.

3. Биосфера Земли, как система, развивается за счет внутренних и космических ресурсов.

Закон уменьшения энергоотдачи в природопользовании: в процессе получения из естественных систем полезной продукции с течением времени (в историческом аспекте) на ее изготовление в среднем расходуется все больше энергии (возрастают энергетические затраты на одного человека). Так, ныне затраты энергии на одного человека за сутки почти в 60 раз большие, чем во времена наших далеких предков (несколько тысяч лет тому). Увеличение энергетических затрат не может происходить бесконечно, его можно и следует рассчитывать, планируя свои отношения с природой с целью их гармонизации.

Закон совокупного действия естественных факторов (закон Митчерлиха–Тинемана–Бауле): объем урожая зависит не от отдельного, пусть даже лимитирующего фактора, а от всей совокупности экологических факторов одновременно. Частицу каждого фактора в совокупном действии ныне можно подсчитать. Закон имеет силу при определенных условиях – если влияние монотонное и максимально обнаруживается каждый фактор при неизменности других в той совокупности, которая рассматривается.

Закон толерантности (закон Шелфорда): лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости (толерантности) организма к данному фактору. Соответственно закону любой излишек вещества или энергии в экосистеме становится его врагом, загрязнителем.

Закон грунтоистощения (уменьшение плодородия):постепенное снижение естественного плодородия почв происходит из-за продолжительного их использования и нарушения естественных процессов почвообразования, а также вследствие продолжительного выращивания монокультур (в результате накопления токсичных веществ, которые выделяются растениями, остатков пестицидов и минеральных удобрений).

Закон физико-химического единства живого вещества(сформулированный В. Вернадским): всё живое вещество Земли имеет единую физико-химическую природу. Из этого явствует, что вредное для одной части живого вещества вредит и другой его части, только, конечно, разной мерой. Разность состоит лишь в стойкости видов к действию того ли другого агента. Кроме того, через наличие в любой популяции более или менее стойких к физико-химическому влиянию видов скорость отбора за выносливостью популяций к вредному агенту прямо пропорциональная скорости размножения организмов и дежурство поколений. Через это продолжительное употребление пестицидов экологически недопустимо, так как вредители, которые размножаются значительно быстрее, быстрее приспосабливаются и выживают, а объемы химических загрязнений приходится все более увеличивать.

Закон экологической корреляции: в экосистеме, как и в любой другой системе, все виды живого вещества и абиотические экологические компоненты функционально отвечают один другому. Выпадение одной части системы (вида) неминуемо приводит к выключению связанных с нею других частей экосистемы и функциональных изменений.

Научной общественности широко известны также четыре закона экологии американского ученого Б. Коммонера:

1) всё связано со всем;

2) всё должно куда-то деваться;

3) природа «знает» лучше;

4) ничто не происходит напрасно (за все надо платить).

Как отмечает М. Реймерс, первый закон Б. Коммонера близок по смыслу к закону внутреннего динамического равновесия, второй – к этому же закону и закону развития естественной системы за счет окружающей среды, третий – предостерегает нас от самоуверенности, четвертый – снова затрагивает проблемы, которые обобщают закон внутреннего динамического равновесия, законы константности и развития естественной системы. По четвертому закону Б. Коммонера мы должны возвращать природе то, что берем у нее, иначе катастрофа с течением времени неминуема.

Следует вспомнить также важные экологические законы, сформулированные в работах известного американского эколога Д. Чираса в 1991–1993 г. Он подчеркивает, что Природа существует вечно (с точки зрения человека) и сопротивляется деградации благодаря действию четырех экологических законов:

1) рецикличности, или повторного многоразового использования важнейших веществ;

2) постоянного восстановления ресурсов;

3) консервативного потребления (если живые существа потребляют лишь то (и в таком количестве), что им необходимо, не больше и не меньше);

4) популяционного контроля (природа не допускает «взрывного» роста популяций, регулируя количественный состав того ли другого вида путем создания соответствующих условий для его существования и размножения). Важнейшей задачей экологии Д. Чирас считает изучение структуры и функций экосистем, их уравновешенности, или неуравновешенности, то есть причин стабильности и разбалансирования экосистем.

Таким образом, круг задач современной экологии очень широкий и охватывает практически все вопросы, которые затрагивают взаимоотношения человеческого общества и естественной среды, а также проблемы гармонизации этих отношений. Из сугубо биологической науки, которой была экология всего каких-то 30–40 лет назад, сегодня она стала многогранной комплексной наукой, главной целью которой есть разработка научных основ спасения человечества и среды его существование – биосферы планеты, рационального природопользования и охраны природы. Ныне экологическим воспитанием охватываются все слои населения на планете. Познание законов гармонизации, красоты и рациональность природы поможет человечеству найти верные пути выхода из экологического кризиса. Изменяя и в дальнейшем естественные условия (общество не может жить иначе), люди будут вынуждены делать это обдуманно, взвешенно, предусматривая далекую перспективу и опираясь на знание основных экологических законов.

Литературные источники.

2. Экология. Военная экология : Учебник для высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Исакова. – М.–Смоленск: ИД Камертон – Маджента, 2006. – 724 с.

3. Экология : Учебное пособие / Под ред. В.В. Денисова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, 2004. – 672 с.

Экология и жизнь. Равновесие – один из основных законов природы – Тайна растений

Урок окружающего мира в 4-м классе с использованием ИКТ по теме “Экологическое равновесие”

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.

Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Развивать познавательную активность учащихся.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Приложение 1 (Презентация к уроку)

I. Организационный момент.

Прозвенел веселый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

II. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1

1. Сегодня вы на уроке будете исследователями. Слайд 2

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

“Экологическое равновесие – это важно или нет?”.

2. Теоретическое обоснование Слайд 3

Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы.

В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.

3. Знакомство с планом работы. Слайд 4

III. Работа над темой урока.

1. Словарная работа.

– Сначала выясним, что обозначают слова “экологическое” и “равновесие”.

– От какого слова образовано прилагательное “экологическое”? (От слова “экология”)

– А что такое экология? (Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеками природой.)

– Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

– Что же такое “равновесие”? (Это значит “равное по весу”)

– Какое толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова. (Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь)

Опыт: Показ нарушения равновесия на весах. Приложение 2. Рис.1

2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.

Экологическое равновесие между живой природой и неживой

– Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду)

Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки)

То есть происходил обмен: река питала растения, а растения – реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть)

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

– Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”.

– Посмотрите, как выглядит наша река Большой Иргиз. Слайд 6

Течет река издалека…

Как хорошо, когда река

И широка и глубока!

Над ней пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

– И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно.

– Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)

3. Беседа “Экологическая пирамида”. Слайд 7

– То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

– Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке – множество желудей. Сова – это кто? (Хищник)

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных – меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей)

– А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)

Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено – нарушится экологическое равновесие.

4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия.

Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками

Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными. Узнаем, чем полезны пауки. Приложение 3. Сообщение 1. Слайд 8

– Если не будет пауков, что может произойти в природе? (Ответы детей)

– К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения. И пауки в том числе.

– А сейчас послушаем сообщение обо всем известном насекомом. Слайд 9

Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту – будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.

– Как человек может нарушить экологическое равновесие?

– Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика). Слайд 10

Нарушение экологического равновесия между животными

В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники — естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.

– Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.

– Кто же нарушил это равновесие? К чему это привело? (Ответы детей)

– Кто еще нашёл материал о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)

1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые. (Приложение 2. Рис.2.)

– Кто нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?

2) Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.. (Приложение 2. Рис.3.)

– Какие животные поддерживают равновесие на лугу?

Работа по учебнику.

Прочитайте на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4. Слайд 11

– О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

– Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

– Важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

5. Продолжение изучения темы урока.

1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями

1) Рассказ ученика о нарушении равновесия между растениями. Слайд 12. Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу. (Приложение 3. Сообщение 2)

– Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.

Вырубка леса может привести к экологической катастрофе. Слайд 13

2) А сейчас послушаем рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями. Слайд 14

Нужны ли лесу грибы (Приложение 3. Сообщение 3)

– Нужны ли лесу грибы? Чем грибы помогли деревьям?

– Важно ли экологическое равновесие? (Ответы детей)

2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.

1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы). Слайд 15

Рассказ о сойке и кедровке. (Приложение 3. Сообщение 4)

2) Кто приведет свои примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)

Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.

6. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. (Ответы детей). Слайд 16

1) Почему мутнеет вода в озере? (Приложение 3. Сообщение 5) Слайд 17

Читайте также:  Удобрения и подкормки

2) История о комарах и кошках. (Приложение 3. Сообщение 6) Слайд 18

ФИЗМИНУТКА. Слайд 19

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят поблагодарила.

Предлагаю объяснить такие экологические ситуации:

1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке? Слайд 20

2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками? Слайд 21

3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз? Слайд 22

– Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие?

(Нельзя нарушать экологическое равновесие, это приводит к экологическим проблемам.)

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

– Почему важно экологическое равновесие?

– Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (Чтение отрывка из учебника с.142)

Выводы. Слайд 23

– Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

– Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

– Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера “Про всех на свете”. (Читает подготовленный ученик). Слайд 24

Все-все на свете – на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки и мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

– Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках “Любимые уголки природы”.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Экологическая игра для школьников «Тайны и загадки природы»

Экологическая игра для школьников «Тайны и загадки природы»

Цели: открыть учащимся удивительно богатый и загадочный мир природы; воспитать бережное отношение к живой природе.

Подготовка мероприятия

1. Выставка книг: Василий Песков «Лесные глаза», «Отечество»; Николай Верзилин «По следам Робинзона: о тайнах лесных растений», «Лес и жизнь», «Путешествие с домашними растениями»; Юрий Дмитриев «Календарь зеленых чисел», «Соседи по планете», «Человек и животные», «Книга природы»; Жак Кусто «Сюрпризы моря», «Могучий властелин морей»; Бернгард Гржимек «Для диких животных места нет», «Серенгети не должен умереть»; Джеральд Даррелл «Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже».

2. Класс делится на команды.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты говорят о главном своем впечатлении: «Земля маленькая!» Полеты показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем – нашей планетой, на которой есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.

Ведущий 2. Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое – деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди образуют «кожуру» жизни на горячем внутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер из тесно переплетенных нитей. Равновесие – один из основных законов природы. Есть множество примеров того, как элементарная экологическая неграмотность человека приводила к печальным результатам. Например, в начале XX века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.

Ведущий 1. А вот другой пример. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящихся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

Эти простые примеры говорят о том, что люди, не зная жизни природы, не должны «поправлять» ее по своему разумению. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

За миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов, удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два три вида животных или растений – невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Могущество человека, увы, может оказаться для него же роковым. Он разрушает мир природы, частью которого является сам. Бледнеют земные недра, истощаются почвы, загрязняется вода, меньше становится лесов, и все меньше остается на Земле места животным. Что вы предпочитаете: жаркое из опоссума, отбивную из кенгуру или котлеты из крокодила? Эти экзотические блюда сегодня все чаще встречаются в меню австралийских ресторанов.

Ведущий 2. Ученые чисто теоретически смоделировали виды растений и животных, которые имели бы в условиях загрязнения и разрушения среды обитания максимальные шансы на выживание. Из растений – это чертополох и одуванчик, из животных – крыса, из птиц – ворона, из насекомых – таракан. Страшно подумать, сколь беден, скучен и однообразен будет окружающий человека мир, если это произойдет!

К сожалению, человек способен истощить, затоптать, превратить в пустыню все, что его поит, кормит и радует.

Ведущий 1. Джеральд Даррелл, известный зоолог и писатель, убеждал нас: рай существует здесь, на Земле, но люди его потеряют, если не оставят места для жизни животных, растений, для всего, что делает Землю «прекрасным кораблем для прекрасного плавания».

Переселиться человеку некуда. Выход один: надо беречь, что имеем, – тонкую, хрупкую, уязвимую «корочку» жизни на нашем земном шаре. Об этом пишут в своих книгах (показывая одновременно выставку книг) Василий Песков («Лесные глаза», «Отечество»), Николай Верзилин («По следам Робинзона: о тайнах лесных растений», «Лес и жизнь», «Путешествие с домашними растениями»), Юрий Дмитриев («Календарь зеленых чисел», «Соседи по планете», «Человек и животные», «Книга природы»), француз Жак Кусто («Сюрпризы моря», «Могучий властелин морей»), немец Бернгард Гржимек («Для диких животных места нет», «Серенгети не должен умереть»), англичанин Джеральд Даррелл («Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже») и многие другие.

Ведущий 2. Сегодня, путешествуя по лабиринтам наших конкурсов и игр, вы попадете в разнообразный и неповторимый мир природы, встретитесь с редкими, загадочными и неожиданными гранями живого мира.

Конкурс «Узнай по запаху»

Ведущий 1. Каждое растение имеет свой неповторимый аромат. Известно, что запахи влияют на наше здоровье, настроение, отношение к людям. Надо успокоиться – понюхайте ромашку или герань, повысилось давление – ваниль, мелисса, валериана будут способствовать его понижению. Знаете ли вы, что ароматы жасмина, розы и гвоздики возбуждают клетки мозга мощнее, чем чашка крепкого кофе, а ученики лучше справляются с тестами на внимание, если аудитория наполнена ароматами мяты или ландыша. Эти же запахи помогают и тем, кто работает на компьютере.

А какое обоняние у вас? Давайте проверим.

Игрокам с завязанными глазами предлагают понюхать листочки полыни, мяты, пижмы, ромашки пахучей, тимьяна, душистые плоды ягодных растений, листья укропа, смородины, веточку сосны и т.д.

Конкурс «Особые приметы»

Ведущий задает вопросы. Команды по очереди на них отвечают.

1. Смола, вытекающая из надрезов коры дерева, имеет кроваво-красный цвет. Создается впечатление, что дерево истекает кровью. Как оно называется? (Драконово дерево, рода драцена. Жители Канарских островов верили, что это и не дерево вовсе, а заколдованный дракон, напившийся крови слонов.)

2. Если дотронуться до листьев этого дерева, жгучие волоски вспрыснут под кожу такой заряд едкой жидкости, что человек может упасть в обморок. А потом еще долго будет страдать в сырую погоду. Поэтому местные жители стараются обходить стороной эту «злючку». Как называется дерево? (Лапортея гигантская — могучее крапивное дерево растет в лесах Австралии, оно является родственником обычной крапивы.)

3. Это растение имеет мрачную славу. Чашу с его соком некогда осушил философ Сократ по приговору суда. От его яда часто погибают дети, принимая сладкое корневище за сельдерей. Растет на болотах и сырых лугах. Самое ядовитое растение средней полосы России. Как оно называется? (Вех ядовитый, или цикута.)

4. Известно предание, что самые отважные воины великих завоевателей древности – викинги – перед боем выпивали необычный отвар. Это приводило их в сильное нервное возбуждение, в состояние, близкое опьянению. Сражаясь одновременно двумя мечами, обнаженные по пояс, они не чувствовали боли и бились с врагом особенно яростно. Из чего был сделан этот отвар? (Из мухомора.)

5. Французский медик Амбруаз Паре в XVI веке рассказывал о таком случае: «Недалеко от Тулузы два купца во время прогулки в саду нарвали листьев шалфея и положили их в вино. Выпив вино, они вскоре почувствовали головокружение и впали в обморочное состояние; появилась рвота и холодный пот, пульс пропал и быстро наступила смерть. Судебное следствие установило, что в том месте сада, где произрастал шалфей, водилось множество. (животных); отсюда было сделано заключение, что отравление последовало от яда животного, попавшего на указанное растение». Особая примета – это животное в народных поверьях всегда непременный атрибут ведьм и колдунов. О каком животном идет речь? (Жаба.)

6. Это привлекательное морское существо стреляется в свою добычу ядовитыми пустотелыми зубами, напоминающими гарпун. Собиратели раковин, привлеченные его красотой, неоднократно были ранены этими «гарпунами», отчего умерли как минимум четыре человека. Как называется существо, способное «загарпунить» человека? (Конический моллюск.)

7. Есть предположение, что виновниками человеческих смертей, начиная с каменного века, являются опасные насекомые. Как они называются? (Комары – переносчики паразита, вызывающего малярию, от которой ежегодно умирает свыше миллиона человек.)

8. Это одно из самых ядовитых морских существ. Перед тем как полакомиться этой рыбой, японцы пишут завещание. Как она называется? (Фугу, или иглобрюх. В ее печени, икре, молоке, кишечнике и коже содержится яд тетродотоксин, вызывающий быструю и жестокую смерть. Мясо рыбы съедобно, и японцы его обожают, считают деликатесом. Но готовить его надо по особым рецептам.)

9. Рассердившись, животное, поднимая хвост, широко расставляет лапки, шипит и воет. Если этого недостаточно, оно направляет на врага струю невероятно вонючей жидкости из желез, расположенных под хвостом. Оно очень метко попадает этой струей в цель на расстоянии до 3 метров, а отвратительный запах жидкости чувствуется за полкилометра. Как называется это животное? (Скунс.)

10. Зверек обманывает своих врагов тем, что прикидывается мертвым. Когда хищник нападает, животное опрокидывается на спину и замирает, лежа с открытым ртом и остекленевшими глазами. Хищник обычно теряет к нему всякий интерес и убегает, а зверек бросает быстрый взгляд вокруг себя и, если опасность миновала, возвращается к обычной жизни. Кто он? (Американский опоссум.)

11. На счету этого растения множество жертв, его легко узнать по запаху, напоминающему мышиный. При отравлении им смерть наступает от удушья. Назовите это растение. (Ядовитый болиголов.)

12. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один? (Мак — сырье для производства опиума.)

13. Животное может изменять окраску и рисунок своей кожи, чтобы лучше замаскироваться на дереве, где оно охотится за насекомыми. Ему удается достичь этого с помощью особых желтых желез, черных и белых отражательных клеток, находящихся в его коже. Кто же является мастером «быстрых переодеваний»? (Хамелеон.)

14. Кто является чемпионом среди рыб по скорости и совершенству камуфляжа? Распластавшись на дне, рыба всего за несколько минут меняет свою окраску под цвет грунта и даже создает на коже узор из пятен и крапинок, воспроизводящий рисунок того участка дна, где она расположилась. (Камбала.)

Дополнительный материал

Экологическая игра для школьников «Тайны и загадки природы»

Цели: открыть учащимся удивительно богатый и загадочный мир природы; воспитать бережное отношение к живой природе.

Подготовка мероприятия

1. Выставка книг: Василий Песков «Лесные глаза», «Отечество»; Николай Верзилин «По следам Робинзона: о тайнах лесных растений», «Лес и жизнь», «Путешествие с домашними растениями»; Юрий Дмитриев «Календарь зеленых чисел», «Соседи по планете», «Человек и животные», «Книга природы»; Жак Кусто «Сюрпризы моря», «Могучий властелин морей»; Бернгард Гржимек «Для диких животных места нет», «Серенгети не должен умереть»; Джеральд Даррелл «Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже».

2. Класс делится на команды.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты говорят о главном своем впечатлении: «Земля маленькая!» Полеты показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем – нашей планетой, на которой есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.

Ведущий 2. Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое – деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди образуют «кожуру» жизни на горячем внутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер из тесно переплетенных нитей. Равновесие – один из основных законов природы. Есть множество примеров того, как элементарная экологическая неграмотность человека приводила к печальным результатам. Например, в начале XX века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.

Ведущий 1. А вот другой пример. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящихся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

Эти простые примеры говорят о том, что люди, не зная жизни природы, не должны «поправлять» ее по своему разумению. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

За миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов, удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два три вида животных или растений – невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Могущество человека, увы, может оказаться для него же роковым. Он разрушает мир природы, частью которого является сам. Бледнеют земные недра, истощаются почвы, загрязняется вода, меньше становится лесов, и все меньше остается на Земле места животным. Что вы предпочитаете: жаркое из опоссума, отбивную из кенгуру или котлеты из крокодила? Эти экзотические блюда сегодня все чаще встречаются в меню австралийских ресторанов.

Ведущий 2. Ученые чисто теоретически смоделировали виды растений и животных, которые имели бы в условиях загрязнения и разрушения среды обитания максимальные шансы на выживание. Из растений – это чертополох и одуванчик, из животных – крыса, из птиц – ворона, из насекомых – таракан. Страшно подумать, сколь беден, скучен и однообразен будет окружающий человека мир, если это произойдет!

К сожалению, человек способен истощить, затоптать, превратить в пустыню все, что его поит, кормит и радует.

Ведущий 1. Джеральд Даррелл, известный зоолог и писатель, убеждал нас: рай существует здесь, на Земле, но люди его потеряют, если не оставят места для жизни животных, растений, для всего, что делает Землю «прекрасным кораблем для прекрасного плавания».

Переселиться человеку некуда. Выход один: надо беречь, что имеем, – тонкую, хрупкую, уязвимую «корочку» жизни на нашем земном шаре. Об этом пишут в своих книгах (показывая одновременно выставку книг) Василий Песков («Лесные глаза», «Отечество»), Николай Верзилин («По следам Робинзона: о тайнах лесных растений», «Лес и жизнь», «Путешествие с домашними растениями»), Юрий Дмитриев («Календарь зеленых чисел», «Соседи по планете», «Человек и животные», «Книга природы»), француз Жак Кусто («Сюрпризы моря», «Могучий властелин морей»), немец Бернгард Гржимек («Для диких животных места нет», «Серенгети не должен умереть»), англичанин Джеральд Даррелл («Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже») и многие другие.

Ведущий 2. Сегодня, путешествуя по лабиринтам наших конкурсов и игр, вы попадете в разнообразный и неповторимый мир природы, встретитесь с редкими, загадочными и неожиданными гранями живого мира.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Добавить комментарий