Традиционный китайский сад

Китайский стиль в ландшафтном дизайне, фото

Китайский стиль ландшафтного дизайна, как собственно и вся китайская культура, по праву считается одним из самых древних. Сады Поднебесной завораживают своей самобытностью, ведь их дизайнерские принципы формировались в условиях абсолютной изоляции, опираясь исключительно на постулаты даосизма и конфуцианства.
В китайском придомовом парке нет ничего лишнего. Здесь всё продумано до мелочей, и каждый, даже самый миниатюрный элемент, играет важную роль, имея своё символическое значение.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Философия фэн-шуй

Китайский стиль оформления ландшафта довольно специфичен. Его идеологической основой стала философия фэн-шуй. Главные постулаты этого учения, имеющие отношение к обустройству территории, таковы:

  • Во всех элементах садово-парковой композиции должна царить абсолютная гармония, олицетворяющая сбалансированное взаимодействие пяти стихий (вода, земля, дерево, огонь, металл). Этим правилом определяется также и соотношение воды и суши, и объёмы свободного и занятого пространства.
  • Каждый из элементов, составляющих общую дизайнерскую картину, одинаково важен и имеет своё предназначение.
  • Китайский сад – это мир в миниатюре. Его целостность и многогранность достигаются с помощью многоплановой перспективы и «свёрнутого» пространства. Здесь в постоянном единении и противоборстве находятся два жизнеутверждающих начала – мужское и женское.
  • Обязательно наличие главной, центральной точки, вокруг которой происходит движение. Располагается она, как правило, на возвышении.
  • Абсолютно всё, что посажено, построено, установлено, и обустроено в китайском саду должно быть наполнено животворящей энергией Ци, грамотно направленной хозяином или ландшафтным дизайнером в нужное русло.

Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне

Основная идея китайского ландшафтного дизайна – воспроизведение на имеющейся территории миниатюрной модели мира. По сути – это колоритная смесь из пейзажного и этнического стилей, основанная на гармоничном сочетании природных красот с определёнными декоративными включениями. Однако грань между естественным и рукотворным здесь настолько тонка, что неискушённому зрителю определить её будет очень сложно.

В китайском саду человек не противопоставляет себя природе, а лишь деликатно направляет её проявления в нужную сторону. Находясь в постоянном поиске совершенства, приверженцы древних философий создают вокруг себя живописные ландшафты, идеально подходящие для медитаций и ощущения абсолютного единства с окружающим миром.

Особенности обустройства

Оформление участка в китайском стиле предусматривает организацию максимально комфортных условий для достижения гармонии с природой и с самим собой. В этом необыкновенном месте, одинаково прекрасном в любую погоду, независимо от времени суток, человек должен отдыхать и душой, и телом.
Яркой особенностью оформления сада по-китайски является иллюзия безграничности пространства. С каждой смотровой площадки обязательно открываются новые виды. Любой, даже самый маленький кусочек сада, притягивает взгляд, создавая настроение. Неухоженные или незанятые участки здесь недопустимы.

Пейзажность таких садов обеспечивается плавностью линий, сглаженными формами, природными силуэтами и свободно растущей зеленью.
Как правило, участок, оформленный в китайском стиле, можно узнать по следующим признакам:

  1. планировка в соответствии с учением фэн-шуй;
  2. целостность и завершённость композиций;
  3. отсутствие пластика в оформлении;
  4. обилие воды и камней;
  5. наличие чайной беседки, лунных ворот и садовых окон;
  6. внутренние садовые стены;
  7. стилизованные входные ворота.

Китайские приусадебные участки существенно отличаются от европейских своим наполнением. Основной акцент дизайнеры востока делают на воду и камни, в то время как растительность, а особенно – цветы – это просто полезное дополнение.

Ландшафтные композиции

Несмотря на то, что все ландшафтные композиции в китайском стиле имеют единую философскую концепцию, они всё же подразделяются на несколько видов. В зависимости от оказываемого эмоционального воздействия, различают:

  • Смеющийся сад. Привлекает внимание богатой цветовой палитрой и насыщенностью красок. Здесь яркое всё – и растения, и дорожки, и постройки.
  • Идиллический сад. Это место спокойствия и умиротворения. Характерные признаки – уютная беседка, тихая водная гладь, неброские цвета.
  • Угрожающий сад. Олицетворяет необузданное величие стихий, выраженное бурлящими потоками, шумными водопадами, искривлёнными деревьями и могучими каменными глыбами.

Примечательно, что эти зоны должны одновременно присутствовать на территории участка. Планомерно сменяя друг друга, они делают китайский сад многоликим, напоминающим реальный мир, постепенно открывающий свои секреты любознательному путнику.

Планирование участка

Поскольку в китайском саду всё подчиняется теории равновесия фэн-шуй, обустройство ландшафта здесь следует проводить в соответствии с её идеями:

  • Южная часть. Отвечает за любовь и всё, что с ней связано. Должна быть обозначена огнём и красным цветом (светильники).
  • Северная сторона. Оказывает влияние на работу и карьерный рост. Предусматривает наличие камней, воды и чёрно-синих оттенков.
  • Восток. Зона размышлений и обучения. Традиционно обустраивается деревом и дополняется зеленью.
  • Запад. Территория дружбы. Обязательные атрибуты – металл и оттенки белого.
  • Центр участка. Обитель душевного и телесного здоровья.

Корректируя вид и количество составляющих, можно обустраивать каждую зону, ослабляя или, наоборот, усиливая её энергетическое воздействие.

Традиционные элементы

Занимаясь обустройством участка в китайском стиле нельзя забывать об определённых традиционных элементах оформления. К ним относятся:

Внутренние (садовые) стены. Выложенные из камня или выкрашенные в белый цвет, они служат эффектным фоном для растительности, одновременно выполняя функцию зонирования участка.

Лунные ворота. Представляют собой большие, размером с человеческий рост, проёмы произвольной формы во внутренних стенах сада. Разделяя пространство, они помогают открывать новые пейзажи по мере продвижения по участку, одновременно являясь своеобразными рамами для «живых картин».

Садовые окна. Это различные отверстия в садовых стенах, позволяющие созерцать живописные картины природного мира. Могут иметь два варианта исполнения:
— в виде достойной рамы для открывающегося за ней пейзажа;
— в форме декоративной решётки из металла, камня или дерева, зачастую с замысловатым орнаментом.
Камни. Наделены душой и олицетворяют собой мужское начало Ян. Особую ценность представляют старые глыбы и образцы, имеющие сложную форму. Располагаются как по отдельности, так и группами. Гора камней в Поднебесной – символ бессмертия.
Традиционно в оформлении ландшафта широко используется озёрный известняк, демонстрирующий на своей поверхности следы длительного воздействия воды, а значит – имеющий прошлое.

Водоёмы. Наряду с камнями являются неотъемлемой частью китайского ландшафта, и символизируют женское начало. Причём живительная влага обязательно должна присутствовать в двух состояниях – спокойном и движущемся. В саду нужно найти место как для пруда или озера (желательно с рыбками и водными растениями), так и для ручья или даже водопада.Стилизованные мостики. Соединяя берега водных пространств, они могут быть самыми разными: шаговыми – для скромных ручейков, изогнутыми – для небольших потоков, зигзагообразными – для пересечения крупных водоёмов. Традиционные строительные материалы – дерево и камень.

Беседки и павильоны. Примечательны отсутствием стен, изогнутой кровлей и богатым убранством. Сооружаются, как правило, на берегу или в самом центре пруда. Предназначены для отдыха, медитаций и созерцания. Форма постройки зависит от окружающего ландшафта и символического значения.

Бонсэки. Это миниатюрная пейзажная композиция из камней и песка, расположенная около ограды или на специальном столике посреди сада.

Китайские фонарики. Традиционно выполняются в красном цвете, иногда украшаются иероглифами. Могут быть изготовлены из самых разных материалов – металл, дерево, бумага, стекло. Размещаются вдоль стен, внутри и снаружи беседок. Используются как для освещения пространства, так и в качестве украшения.
Каменные львы. Традиционный атрибут китайского сада, призванный защитить хозяина от отрицательной энергии, которую могут принести с собой посетители. Располагаются парами непосредственно у дверей дома или перед входными воротами.

Входные ворота. Имеют прямоугольную форму и дополняются характерной изогнутой крышей. Окрашены, как правило, в ярко-красный или коричневый цвет.

Дорожки в китайском саду

По учениям фэн-шуй вся энергия в пространстве движется ритмично. Исходя из этого, садовые дорожки обязательно должны быть извилистыми, особенно те, которые ведут непосредственно к дому. Прямая линия в китайском ландшафте по негативному воздействию приравнивается к удару молнии.
Для рассеивания или нейтрализации враждебных энергетических потоков, в особо «опасных» местах устанавливаются арки, садовые стены или лунные ворота.
Сами дорожки всегда вымащиваются твёрдым покрытием. Это могут быть:
— цветная галька, уложенная в виде волнистых узоров или замысловатых рисунков;
— булыжники;
— фигурная плитка.

Садовая мебель

Выбор мебели для сада в китайском стиле осуществляется с учётом её уместности в той или иной зоне. Размещать скамейки на открытых участках попросту – не принято. Если это место для беседы – оно должно быть прикрыто зонтом или стилизованным навесом, обеспечивающим защиту от дождя или палящего солнца.
Важно помнить, что сломанная мебель привлекает неприятности, поэтому ей нет места в настоящем китайском саду.

Растения для сада в китайском стиле

Растительный мир в китайском саду весьма разнообразен. Однако при его планировании важно помнить, что каждое дерево, каждый кустик, и каждый цветок несут в себе определённую энергетику, воздействуя соответствующим образом на окружающее пространство.

Особо значимыми среди деревьев считаются: сосна, символизирующая долголетие, бамбук – олицетворение стойкости, а также персик и слива, дарящие счастье. Они, как правило, имеются в каждом саду, наряду с пихтами, ивами и вишней.

Деревья зачастую высаживаются поодиночке. В случае групповых посадок, число растений должно быть нечётным.

Большим уважением пользуются по-настоящему древние или искусственно состаренные экземпляры с неровными стволами, которые обычно становятся центрами тематических композиций.

Встречаются в китайском саду и кустарники, привлекающие яркостью листвы или декоративностью во время цветения (магнолии, гортензии, форзиции, жасмин).

Цветы выращиваются эффектные, но в то же время утончённые. Однако их не должно быть слишком много. Это, как правило, розы, пионы, ирисы, хризантемы и лотосы. Зачастую цветущие растения окружают зеленью, придавая композициям живописной изысканности.

Ограждения

Одной из ярких особенностей китайского стиля в ландшафтном дизайне является отсутствие чётких визуальных границ пространства. Поэтому садовые ограждения маскируются всеми возможными способами:

  • Часть стены декорируется зеленью, напоминая ширму, за которой вот-вот откроется новая панорама.
  • Фрагмент забора играет роль экрана, на который живописно ложатся тени растущих неподалёку деревьев.
  • Участок ограждения может быть оформлен в виде стены якобы расположенного по соседству буддистского храма.
  • На помощь приходят и каменные композиции, притягивающие взгляд и отвлекающие внимание от фоновой ограды.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — видео:

Чтобы все усилия по созданию китайского сада не пропали даром, и благотворная энергия не покинула участок, очень важно пристально следить за порядком на всей его территории. Необходимо регулярно удалять сухие ветки, опавшую листву и увядшие растения, чтобы ничто не вставало на пути энергии Ци, позволяя ей беспрепятственно циркулировать в пределах заданного пространства, обеспечивая хозяину благополучие и процветание.

Уроки китайского. Урок первый: китайская философия сада

После того, как мне довелось несколько раз побывать в Китае в разные времена года, посетить различные парки, сады, природные резервации, возникло желание поделиться с вами своими впечатлениями от увиденного там и размышлениями по поводу китайского садоводства. Думаю, что идеи, которые так щедро дарит Китай, пригодятся тем, кто стремится достичь высокого уровня в ландшафтном дизайне, в проектировании своего сада.


Заглянем в китайский сад и попробуем понять его философию

Однако без специальной подготовки, без помощи местных специалистов понять, разобраться во множестве стилей и форм, подходов к созданию сада – это ой как не просто. И делать это нужно не в раз, не с наскока. Нужно проникнуться китайской философией сада. И мы будем проникаться долго, вдумчиво, терпеливо. Ибо без терпения, проникновения в суть вещей, без ощущения гармонии не создавался в Китае ни один сад.

Философия китайского сада

Давайте же попытаемся понять, что такое китайский сад. Садовое и парковое искусство Китая занимает выдающееся место в истории ландшафтной архитектуры. Его значение не ограничивается Великой Китайской стеной.

Немного истории

История садов в Китае насчитывает более 3 тысяч лет. За века тамошними садоводами найдены способы умелого использования природного ландшафта, искусственного создания «естественной природы» в малом объеме, пути проникновения в мир природы через особую и точную художественную выразительность. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных – особенно императорских и монастырских — садах и парках.

Читайте также:  Какие растения растут на балконе: описания и советы

«Смотри вокруг, смотри в себя»

Главная идея китайского сада – создание мира природы в миниатюре. Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчетные отклики; камень же, даже размером с кулак, рождает многие чувства». Или еще: «Горсть земли и ложка воды привлекают безбрежные думы». По-китайски отточенные фразы – ключ к понимаю тонкостей контакта с природой. Ибо сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения для садовода. Сад как таковой должен быть «взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь. Вчитайтесь. Настройтесь.


Китайский сад — создание мира природы в миниатюре

Мастерство садовника заключается в умении использовать исходный природный ландшафт и все его компоненты для самореализации и самовыражения. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот главный принцип, которым руководствуется садовник. Даже хаос в природе – и тот красиво организован. В саду, как и в любой цветочной композиции, все должно быть гармоничным – и замысел, и цвет, и форма, и объем, и линии. Открытость миру природы предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир тонких восприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. «Внутри сада есть еще сад», – гласила древняя китайская поговорка. Сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».

Здесь следует отметить такое самобытное и поразительное изобретение Китая как «сады на подносе», которое японцы позже трансформировали в бонсай. Растить сад – все равно, что создавать миниатюру: и то и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого спокойствия души.

Традиции и индивидуальность

Китайский сад всегда является воплощением
традиций, с учетом особенностей географических условий каждой конкретной местности. При этом обязательно вносится своя особая философия и особое видение садовника, его создавшего.

Каждый сад – это совокупность множества элементов, несущих сложнейшую философскую нагрузку, поэтому в свой конкретный сад можно перенести лишь некоторые элементы, которые либо подчеркнут, либо особым образом выделят ваш стиль, ваш взгляд и видение природы.

Отличительная черта китайского сада – формирование культурных ландшафтов, но созданных так, чтобы вмешательство человека было незаметным. Созданный сад должен отражать любовь к природе и вызывать покой в душе.

Сад – это место медитации, релаксации, отдохновения.

Типы садов и особенности планировки

Второе направление – проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа, чаще – рукотворного (скалы, горы, водопады). Обязательно сажают растения большими группами, пересекая посадки дорожками, «речками» или ручьями, визуально и территориально разделяя пространство. Чаще всего сажают розоцветные (миндаль, яблони, вишни, сливы, персики), либо древовидные и травянистые пионы, тюльпаны, розы, ирисы, лагерстремии, сирени. Если у вас всего 6 соток – значит, вам надо осваивать первое направление китайского сада. Если же вы обладатель значительных площадей – можно замахнуться и на рельефный сад. Главное помнить, что сад должен быть местом не только труда, но и отдохновения, создавать благостное настроение. Основная идея, которую китайцы проводят, создавая ландшафтный сад: «Когда вы проходите садом, в каждой новой точке обзора за его видимыми переделами должен иметься (хотя бы казаться) еще, и еще, и следующий новый вид (ландшафт)». В саду важно создать иллюзию его безграничности, но при этом ничто не должно «бить в глаза», быть слишком ярким и броским, как и не должно быть и пустых, потерянных участков. Сад важно организовать так, чтобы в нем были места, которые притягивают взгляд, завлекают, создают настроение.


Из каждой точки китайского сада открываются все новые и новые виды

Проектируя сад, китайцы стремятся создать доведенный до совершенства в соответствии с определенными эстетическими критериями уголок естественной природы, который должен настроить на философские размышления о смысле жизни, окружающем мире. Многоплановость созданной композиции сада, независимо от его масштаба, возникает из неповторяющихся видов, вызывающих смену эмоций в душе. Пейзажность садов, созданных в китайском стиле, — это обязательно плавные линии, водоемы, мягкие формы, свободно растущие растения. Архитектурные сооружения подчеркивают особое настроение ландшафта. Следующие уроки мы посвятим главным «персонажам» китайского сада: шуму падающей воды, обязательному элементу пейзажа – камню, ограждениям, павильонам, проходам и многому другому, что участвует в создании удивительного явления – китайского сада.

Китайский сад

Китайская философия, проповедующая гармонию с самим собой и природой, нашла отражение в оформлении приусадебных участков. Территория вокруг дома подобна идеалистической картинке, где все элементы находятся в созвучии и единстве: сочная зелень, каменные композиции, ровная гладь воды и малые архитектурные формы. Китайский стиль в ландшафтном дизайне — это возможность воссоединиться с природой и созерцать свой собственный внутренний мир. Здесь ощущается спокойствие и умиротворение, поэтому направление пользуется популярностью среди жителей крупных городов.

Особенности сада в китайском стиле

Прогулка по ландшафту, оформленном по правилам поднебесной, запомнится вам:

  • большим количеством зеленых насаждений, подчеркивающих первозданность вселенной. Пространство наполнено красками самой природы, располагая к отдыху и расслаблению;
  • использованием камня в разных вариациях: с его помощью имитируют горные возвышенности, каменистую береговую линию около водного канала или пруда. Камень для китайцев символизирует мужское начало и бессмертие, поэтому в дизайне он играет весомую роль;
  • невероятным спокойствием водоема, который как будто застыл во времени. Вода продолжает философию инь и ян и олицетворяет женское начало;
  • необычной архитектурой, которая включает отверстия разной формы в стенах размером с человеческий рост. Это «лунные ворота». Они приковывают взгляд и выступают в качестве рамки, сквозь которую открываются великолепные виды;
  • плавностью линий, которые прослеживаются в оформлении ландшафта, дорожек, мостов и крыш беседок.

Сад располагает к неспешным прогулкам в дневное и вечернее время, медитациям и длинным приятным разговорам в кругу близких людей.

История появления

Китайский сад, гармоничный и пейзажный, имеет богатую историю. Первые упоминания о нем датируются III веком до н.э. Формирование стиля происходило на огромных участках, прилегающих к домам правящей династии, и на небольших площадях, принадлежавших деятелям искусства.

Первоначально участок повторял природный рельеф и предназначался для отдыха и игр. Но экономика и культуры страны развивались, меняя архитектуру и восприятие участка перед дворцом и домом. Его стали культивировать, создавая подобие мира с горными массивами и реками.

Позднее ландшафтное искусство смешалось с литературой. Придомовое пространство стало напоминать картинку, иллюстрирующую стихи и поэмы. Ландшафт приобрел выразительность и красочность. Сочетание естественности, философского начала и поэтичности подарило человечеству настоящую жемчужину — китайские сады, любоваться которыми можно бесконечно.

Планировка китайского сада

Основа направления — создание перспективы и безграничности. Разбитая на миниатюрные сады, территория выглядит единым целым. Каждый участок плавно перетекает в другой, открывая новые пейзажи. Кажется, что эти переходы никогда не закончатся, и тропинки будут все также вести вдаль.

Зонируют пространство витиеватыми дорожками, крупными растениями, живыми изгородями и арками. Кроме функциональной роли, они выполняют и эстетическую, наполняя ландшафтный дизайн привлекательными для глаз элементами. Центральное положение обычно занимает водоем, как символ спокойствия и мира.

Гуляя по восточному саду, сложно не заметить его естественность. Раскидистые деревья, каменные скалы, ручей, холмы — кажется, что природа сама воссоздала эту маленькую вселенную давным-давно. Чтобы повторить природную идиллию, с ее небрежностью и некоторой хаотичностью, дизайнеры тратят много часов. Как результат — великолепный пейзаж, которого по ощущениям едва коснулась рука человека.

Водоем

Участок привлекает внимание большим прудом или озером. Возможны и вариации: камнем выкладывают стены узкого канала, который извивается и убегает вглубь сада. Плавность линии прослеживается и в обрамлении водоема. Очертания невысоких берегов удивляют мягкостью и отсутствием острых углов. Для создания границ используют мелкую гальку, каменные плиты и полубревнышки, вкопанные вертикально.

Сама водная гладь — это отдельный рассказ. Она впечатляет ровностью и царящей вокруг тишиной, воплощением покоя. Но вот гладкая поверхность сменяется рябью, которая охватывает весь пруд: это карпы и караси своей игрой напоминают о текучести и постоянном движении времени. Разбавляют умиротворяющую атмосферу журчащие фонтанчики и рукотворные водопады. Вечер в музыкальном сопровождении падающей воды, подчеркнутый безмятежностью, — вот чем наслаждаются обладатели садов в этой стилистике.

Озеленение и растения

Сад в китайском стиле утопает в зелени. Нет, это не статичная картинка, выкрашенная в один-единственный цвет. Это плавные переходы оттенков зеленого, которых насчитывается более 40 000. Для создания насыщенной и живой цветовой гаммы дизайнеры подбирают разнообразные растения. Среди них выделяются хвойные: сосна, пихта и можжевельник, создающие благоухающие ароматы. Их оттеняют лиственные деревья: сливы, персики, магнолии, ивы, вишни, яблони. Их цветущий вид весной разбавляет краски, а налитые жизнью плоды пробуждают аппетит.

Кроны кустов и деревьев подвергаются фигурной стрижке. Шарообразные зеленые насаждения, бонсай усиливают китайскую тему и подчеркивают философию сада.

Фавориты среди цветов — пионы. Уже в средневековом Китае их насчитывалось более 30 сортов, поэтому встретить их махровые бутоны в современном ландшафте не редкость. Желтые, белые, кремовые пионы высаживают вдоль дорожек или в цветниках большими группами, разбавляя тюльпанами, ирисами или флоксами. Используются в оформлении и розы. Их кустами украшают пространство возле дома или беседки. На поверхности водоема вы обязательно увидите листья и нежные цветы лотоса — символ чистоты.

Одно из чудес, которое перед вами откроет китайский стиль в ландшафтной архитектуре, — постепенная смена оттенков. Весна очаровывает цветением плодовых деревьев, лето — буйством красок пионов, роз, ирисов, азалии, осень — желто-багряными кронами ив и кленов, зима — темными тонами хвойных.

Отдельное направление в ландшафтном искусстве Китая — «смеющиеся сады». За столь интересным названием скрывается большое количество ярких растений. Они и придают пространству «смеющийся» вид.

Мощение и дорожки

Прогуляться по участку китайцы предлагают по дорожкам, мощеным преимущественно галькой. Подбирая материал разных оттенков и размеров, дизайнеры выкладывают из нее орнамент, превращая привычную тропу в произведение искусства. Волнообразный и центрический рисунок сопровождает каждого, внося гармонию в мысли и чувства.

Используют при создании дорожек и каменные плиты больших размеров. Пространство между ними заполняется травой и песком.

Газон

Китайской философии чужды пустые пространства, поэтому в оформлении участка стоит ограничение на обширные газоны. Территория напоминает небольшие лужайки неправильной формы, на которых растут деревья, кусты и возвышаются архитектурные постройки. Поверхность засеивают травянистыми растениями: хостой и кислицей, превращающих землю в зеленый ковер.

Оформление сада

В восточном садово-парковом искусстве нельзя не заметить мосты. Они поражают воображение разнообразием видов. Особенно выделяются горбатые мосты. Повторяя форму дуги, они возвышаются над поверхностью воды в высшей точке на достаточно приличном расстоянии. Если вы решите насладиться лодочной прогулкой по собственному пруду, то эта арочная конструкция вам не помешает.

Какие еще мосты готов предоставить для созерцания китайский стиль на загородном участке? Зигзагообразные, волнистые и привычные прямые. Их сооружают из каменных плит и дерева, вплетая в общую архитектуру.

Запоминается восточный ансамбль любовью к камню. Этот материал используется повсеместно для сооружения миниатюрных горных возвышенностей, в виде отдельных композиций из нескольких глыб. Обрамляют величие материала растения.

В китайском ландшафте камень приобретает особый характер, в нем заключена философия, эстетика и поэзия. Для оформления подбираются варианты с переливами, природными очертаниями и узорами. На них хочется непросто смотреть. К ним хочется прикасаться, чувствуя под пальцами рук каждый изгиб и линию.

Читайте также:  Полив помидоров в теплице: как часто поливать, рекомендации

Культурные традиции прослеживаются и в скульптурах. Каменные львы, драконы встречают владельцев дома у ворот или при входе в дом. Они призваны защищать от негативной энергии и подчеркивать атмосферность стиля.

Внутри павильонов, по краю крыши беседки размещают китайские фонарики. Под их освещением приятно пить зеленый чай и размышлять о собственном месте в этом мире.

Дополнительные дизайнерские решения

Архитектура ландшафта — это и большие проемы в стенах, и «лунные ворота», и входная зона с изогнутой крышей, и оригинальные беседки. Каждая деталь привносит в дизайн что-то свое, в котором обязательно читается философский смысл поднебесной.

Китай — это страна с богатым и разнообразным рельефом, который и отражен в ландшафтном дизайне. Повторить его можно и в Москве, и Московской области. Но реализация проекта требует опыта и знаний. Не вся флора восточного государства способна прижиться в нашем климате — дизайнеры подбирают свой уникальный набор растений, который профессионально вплетают в общую картину.

Хотите проникнуться философией Китая и ощутить прилив энергии? Тогда заказывайте создание индивидуального проекта в китайском стиле.

10 необычных китайских садов

Стоит посетить один из этих десяти садов, и вы полюбите их навсегда, уверена ландшафтный архитектор Татьяна Губская

Китайский сад — это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора — прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.

Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».

Карьерный сад

Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org

Сад Чжаньюань В Нанкине

Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу — узкий, чжоу — морщинистый, лоу — продырявленный, тоу — проникающий, сю — красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net

Юхэюань — Парк Безмятежного отдыха

Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com

Парк Бейхай

Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm

Сад Лю Юань

«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn

Вангшиюань

Еще одно название — «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com

Речной парк Хаутан в Шанхае

Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.

Сад Юй-Юан

Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn

Ботанический сад Чень Шань в Шанхае

Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn

Сад Хе юань в Янчжоу

Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павиль­он пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Садово-парковое искусство Китая

Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай — большая страна. Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов. Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа. Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением. В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию. К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай; парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров. Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные. Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением. Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Читайте также:  Садовый участок своими руками

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политический режим стал значительно стабильнее в период правления Сун и Тан. Экономика выздоровела, стали развиваться города и королевские дворы. Император Вэнь династии Сун разбил сад в городе Дасин, а император Ян создал Западный сад в восточной столице Лоян. Во времена династии Тан был настоящий бум ландшафтного дизайна. Знать и чиновники могли похвастаться садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе. В древней книге «Знаменитые сады Лояна» Ли Гэфэя было описано двадцать четыре королевских сада. После того, как династия Юань захватила Южную династию Сун, Китаем начали управлять иностранцы. Этнические и классовые противоречия становились все ожесточеннее. Экономика находилась в состоянии стагнации, стало быть, не было и значительных достижений в развитии ландшафтного дизайна.

Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин из-за экономического подъема и развития, сады и садово-парковая архитектура получили новый толчок к развитию. Нанкин был столицей ранней династии Мин. Император Чэнцзу перенес столицу в Пекин и начал восстанавливать город. К середине периода правления династии Мин, в связи с более быстрым развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё популярней. В этот период, возведение садов было сосредоточено в основном в Пекине, Нанкине и Сучжоу. В Сучжоу было очень развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Это был самый богатый в экономическом плане город. Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующий сад скромного чиновника, и сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин — Канси и Цяньлун оставили не менее богатое наследие в Пекине. Было разбито более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин восстановлены и доработаны. Славились радующие глаз городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и дельте реки Чжуцзян. Согласно статистическим данным на тот период насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов. Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода — женскую «ян».

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая — подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Символизм растений китайского сада

Для того чтобы сообщить тему китайского сада, подбираются растения, содержащие символические атрибуты. Так, лотос, корни которого располагаются в илистых донных грунтах водоемов, и чьи цветки достигают поверхности вод, символизирует духовную свободу. Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, выносливостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива представляют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам». Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.

Китайский стиль сада

Китайский стиль — это искусство создания красоты, спокойствия и духовной связи с природой, которая предоставляет занятым людям столь необходимую передышку из шумного, напряженного мира. Нетрудно понять постоянно возрастающий интерес к этой древней форме ландшафтного искусства. Давайте узнаем больше об особенностях и о том, как создать собственный яркий пример китайского сада.

Немного об истории стиля

Китайский сад — стиль ландшафтного дизайна, который развивается более трех тысяч лет. Самые ранние задокументированные китайские сады были созданы в долине Желтой реки во времена династии Шан (1600-1046 до н.э.). Эти сады были большими закрытыми парками, где императоры и дворяне охотились, отдыхали или выращивали фрукты и овощи.
Философские течения, такие как даосизм и конфуцианство, а также буддизм оказали сильное влияние на классический китайский стиль. Сады часто строились как место времяпровождения для правительственных чиновников, потерявших свои должности. Используя богатство, накопленное за многовековую историю, китайские дизайнеры строили огромные ландшафтные сады с искусственными горами, оврагами и лесами, заполненными редкими птицами и домашними дикими животными. Это были одни из первых садов, которые пытался создать идеализированную копию природы.
Династия Тан (618-907 гг. Н.э.) считалась золотым веком классического китайского сада.
Живопись и поэзия достигли уровня, который никогда не видел, и новые парки, большие и малые, заполнили столицу Чанъань . Новые сады были вдохновлены классическими легендами и стихами. Даже обычные резиденции имели крошечные сады во дворах, с терракотовыми горами и небольшими прудами.
Много классических примеров этой стилистики можно встретить и в наши дни, посетив в Китае эти прекрасные сады.

Особенности стиля

Классический китайский сад окружен стеной, обычно окрашенной в белый цвет, которая служит чистым фоном для цветов и деревьев. Ландшафт включает в себя один или несколько прудов, скальные работы, деревья и цветы, а также ассортимент залов и павильонов в саду, соединенных обводными дорожками и галереями зигзагов. Переходя от зоны к зоне, посетители могут просматривать серию тщательно сложенных сцен, разворачиваясь, как свиток пейзажной живописи.
Четыре основных элемента китайского сада традиционно включают:

  • Вода — представляющая жизнь, постоянно меняющаяся природа
  • Камни — указывающие на стабильность и прочность
  • Растения — которые обеспечивают красоту, текстуру и значение
  • Архитектура — павильоны и чайные домики, обеспечивает место для размышлений, бесед и прохладительные напитки.

Водоемы

Пруд или озеро — центральный элемент китайского стиля. Главные здания обычно располагаются рядом с ним, а павильоны окружают озеро, чтобы увидеть его с разных точек зрения. В саду обычно есть пруд для цветов лотоса, со специальным павильоном для их просмотра. В прудах плавают золотые рыбы, тут обязательны павильоны над водой для их просмотра.
Маленькие сады имеют одно озеро с садом, растениями и структурами вокруг его края. В садах среднего размера — одно озеро с одним или несколькими потоками, входящими в озеро, с мостами, пересекающими потоки, или одно длинное озеро, разделенное на два водоема узким каналом и с мостами.

Архитектура

Китайские сады наполнены архитектурой; залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, киоски и башни, занимающие большую часть площади. Сад в Сучжоу имеет сорок восемь структур, в том числе резиденцию, несколько залов для семейных собраний и развлечений, восемнадцать павильонов для просмотра различных особенностей сада, а также ассортимент башен, галерей и мостов, предназначенных для просмотра различных части садов с разных точек зрения. Садовые сооружения не предназначены для того, чтобы доминировать над ландшафтом, но быть в гармонии с ним.

Камни в китайском саде

Искусственная гора или скальный сад является неотъемлемым элементом китайских классических садов. Горный пик был символом добродетели, стабильности и выносливости в конфуцианской философии. Горный пик на острове также был центральной частью легенды об Островах Бессмертных и, таким образом, стал центральным элементом во многих классических садах. В китайских садах преобладают известняки.
Некоторые сады создают впечатление озер с местами гладких участков белого песка, окаймленных скалами, во дворах. В лунном свете они выглядели как настоящие озера. Этот стиль «сухого сада» был позже импортирован в Японию и превращен в сад дзэн .

Растения

Цветы и деревья, наряду с водой, скалами и архитектурой, являются четвертым существенным элементом китайского сада. Они представляют природу в ее самой яркой форме и контрастируют с прямыми линиями архитектуры и постоянства, острыми краями и неподвижностью скал. Садовые растения могут включать деревья, кустарники, многолетники, однолетники и водные растения. Карликовые деревья, бонсай , особенно ценятся в миниатюрных ландшафтах китайских садов.

Каждый цветок и дерево в саду имеет свой символический смысл.

  • Бамбук представлял собой мудрейшего человека, скромного и ищущего знания.
  • Сосны представляют выносливость.
  • Сливы были почитаемы как символ возрождения после зимы и прихода весны.
  • Персиковое дерево в китайском саду символизировало долголетие и бессмертие.
  • Грушевые деревья стали символом справедливости и мудрости. Груша также символизирует долгую дружбу или романтику.
  • Ива представляет дружбу и радости жизни.

Из цветов в китайском стиле наиболее ценными были орхидея, пион и лотос. Во времена династии Тан пион, символ роскоши и цветок с тонким ароматом, был самым знаменитым цветком в саду. Орхидея — символ благородства и невозможной любви. Лотос в Китае всегда отождествляли с символом поиска знаний.
В китайском классическом саду было много функций. Его можно использовать для банкетов, торжеств, воссоединений или романтики. Его можно использовать, чтобы найти одиночество и созерцание. Это было спокойное место для живописи, поэзии и музыки.

Как воссоздать китайский сад

Создание китайских садов не так уж сложно. Выберите место для вашего китайского сада, затем сделайте эскиз своих планов. Ваш сад должен быть компактным, асимметричным и приятным для глаз. Китайские сады обычно проектируются вокруг декоративного здания. Здание расположено над или рядом с водоемом. Очистите существующую растительность и создайте водный объект, такой как пруд или ручей, который часто является фокусом китайского сада. Поставьте подставку из бамбука, но обязательно избегайте инвазивных сортов, которые могут обогнать тщательно спланированный китайский сад. Выберите другие растения, которые будут обеспечивать цвет и текстуру для каждого сезона. Другие функции могут включать в себя формы, которые относятся к элементам в природе, например к изогнутой дорожке. Если возможно, укажите архитектурный элемент, такой как искусственная гора с павильоном.

Добавить комментарий